«Всего несколько лет назад дизайн Google вызывал насмешки»
О том, что изменилось, рассказывает автор The Outline.
Раньше я бы вряд ли поверил в то, что дизайн для устройств Google, анонсированных на презентации Pixel, делали в Google. Разве может компания, у которой 17 лет был логотип радужного цвета со шрифтом с засечками, сделать это?
4 октября Google представила устройства с «наглым» дизайном. Они были мягкими, яркими и даже очаровательными, выглядели по-человечески, но в то же время словно были сделаны людьми из будущего: хомо сапиенс, которые от души напились вместе с пришельцами.
Можно было легко представить, как эти вещи лежат в гостиной, спальне, берлоге или комнате для телепортаций. Например, смешной маленький пончик, с которым можно разговаривать, VR-шлем удивительного розового цвета, телефон с игривыми цветовыми пятнами и интерфейсом, который, кажется, предугадывает желания владельца. Выглядит странно. И интересно. Это хороший дизайн. Его точно делала Google?
Точно.
Однако всего лишь несколько лет назад дизайн Google вызывал насмешки. «Левиафаном из Маунтин-Вью» управляют инженеры. Поэтому в своих ранних попытках создать мобильные устройства и программы они фокусировались не на красоте, элегантности или простоте, а на гибкости, интерактивности и масштабируемости.
Для утилитарного поискового двигателя это неплохие приоритеты, но для многих других продуктов компании они не подошли. Дизайн — таинственное слияние искусства и коммуникации — в Google считался сущностью второго сорта, находящейся в подчинении у данных. По крайней мере, так это выглядело в глазах пользователей.
Известно, что Марисса Майер, возглавлявшая отделы Google, отвечающие за UX и поисковик, заставила своих дизайнеров тестировать 41 оттенок синего цвета для панели инструментов, чтобы узнать, какой из них лучше стимулировал пользователей на клики. В 2009 году в The New York Times писали: «Мисс Майер слишком часто говорит, что в своих решениях полагается на таблицы, графики и количественный анализ».
Другими словами, ей был ближе терпеливый и некреативный подход к решению проблем. Стив Джобс был одержим типографикой и каллиграфией, Джони Айв переосмыслял лучшие работы Дитера Рамса, а решения Google, основанные на инженерии, по сравнению с продуктами Apple всегда выглядели бледно.
Когда ведущий визуальный дизайнер Дуглас Боуман в 2009 году покидал Google, он оставил после себя послание, в котором рассказывал о том, что компания работает недостаточно сфокусированно и в решении проблем слишком полагается на данные, а не на дизайнерский инстинкт.
Без ведущего сотрудника, который понимает принципы и элементы дизайна, у компании в итоге заканчиваются дизайнерские решения. С каждым новым таким решением критики высказываются всё громче. Убеждённость пропадает — начинаются сомнения. Инстинкты подводят, появляются сомнения: «Это точно правильное решение?»
Когда в компании нет никого, кроме инженеров, она делает акцент на инжиниринг. Каждое решение сужается до простой логической проблемы. Вся субъективность удаляется, и на передний план выходят данные: «Они свидетельствуют в нашу пользу? Окей, запускаем продукт. Есть негативные эффекты? Вернёмся к чертёжной доске». Эти данные в итоге становятся залогом любого решения, парализуя компанию — они не дают ей делать что-то смелое и новаторское.
Google определённо была такой. Была.
Тут на сцену выходит Матиас Дуарте, импресарио дизайна, создавший интерфейс Sidekick (странная, но на удивление дальновидная концепция, где всё — мобильное), а потом революционную (хоть и не успешную) webOS — поразительную мобильную операционную систему и дизайнерский язык, которые стали последней отчаянной попыткой Palm отвоевать себе долю мобильного рынка.
Дуарте взяли в Google в 2013 году на позицию директора UX на Android, сейчас он занимает должность вице-президента по дизайну.Ему удалось провернуть полное обновление компании в сфере визуального дизайна и функциональности. Но даже Дуарте знал о проблемах.
«Я никогда бы не подумал, что буду работать в Google. Я этого вообще не хотел. Все знали, что Google — ужасное место для дизайнера», — сказал он в интервью Surface Magazine.
Дуарте начал работать над системой, которую в итоге назовут Material Design — это набор принципов, которые не только диктовали, как должен выглядеть и работать Android в качестве мобильной операционной системы, но и послужили причиной перехода на унифицированный метод дизайна. Этот принцип вытянул Google из трясины разобщённых сервисов, и у компании появилось нечто напоминающее цельное видение. Образ мысли. Экосистема.
Material Design основан на цельной концепции — это система из «тактильных» слоёв, словно стопка бумаги, но с гибкими сценариями использования. Адаптивный дизайн, подразумевающий, что нет двух устройств одного размера или формы. Смелое использование типографики, движения и цвета — подход, явно отличающийся от того, который выбрала Apple.
Пока Джони Айв и компания выпускали мелкие, визуально бесцельные решения, которые разбирались с небольшими проблемами поодиночке, Google сожгла мосты и начала всё заново. Радикальное переосмысление дизайна распространилось на всё: даже на веб-сервисы компании. Получается, что логическая система навигации и взаимосвязи влияет не только на то, что человек видит, взаимодействуя с приложениями и сервисами, но и на то, что ему выдаёт веб, ноутбук или телевизор.
Gmail остаётся Gmail, вне зависимости от того, на каком она экране. А иногда, благодаря глубинному обучению Google и фрагментам живой речи, Gmail — это ещё и бестелесный голос, с которым вы говорите, пока едете в машине. Во вселенной Google её активируемый голосом Assistant не посредник — он повсюду, естественным образом включённый во все сервисы компании.
Стены между приложениями, предиктивным ИИ и сервисами начали рушиться. А благодаря целостной системе дизайна они стали приятными для пользователей.
Пожалуй, это величайшее достижение Google. Компания смогла объединить все разрозненные продукты в огромную экосистему с узнаваемым обликом. Она кажется знакомой вне зависимости от того, говорите ли вы с Assistant, просматриваете почту, ищете что-нибудь в сети или работаете с кем-то в Google Docs. И всё более заметным становится тонкий, проработанный дизайн — человечный подход к сложным системам. Именно благодаря этому инновации становятся эффективнее.
Пока Apple выдумывает новые способы разблокирования телефона и делает ставку на производство чипов, Google ищет, как соединить все «где», «как», «когда» и «почему» в жизни пользователя. Она делает не просто беспроводные наушники, а беспроводные наушники, которые могут в реальном времени переводить со шведского на английский и обратно.
Всё это возможно из-за того, что компания однажды поняла важную вещь: интернет — это величайшее изобретение на свете. Соединение устройств и то, как работают связи между ними, — вот система, которая определит большинство инноваций 21 века.
Для большинства пользователей смартфон — первое и лучшее средство взаимодействия с цифровым миром. Apple сделала смартфон чем-то большим, чем инструментом связи — он стал объектом желания, показателем утончённости и статуса. Раньше у Google это всё никак не получалось. Даже первый смартфон линейки Pixel был простым и банальным с точки зрения дизайна, хотя технически это был невероятный прогресс. Качественный внутри, но ничем не примечательный во всём остальном.
Годами Google пыталась выпускать устройства, способные конкурировать с продукцией Apple и Samsung. Начиная с линейки смартфонов Nexus в 2010 году и сомнительного приобретения Motorola в 2011 году, дорога Google была вымощена полумерами, разочарованиями и незрелыми решениями. Вспомните Nexus Q — отменённую попытку Google сделать устройство для медиастриминга.
Но всё изменилось. Последняя линейка устройств обладает свойством, которого продукты Google были лишены: желанием их приобрести. На мой взгляд, новые смартфоны Pixel выглядят по-настоящему круто (пожалуйста, выпустите Pixel XL в этом синем оттенке).
Я начал задумываться о том, смогут ли аудиоустройства Google (Home, Home Max или Home Mini) заменить мою систему Sonos. Я задумался купить розовый VR-шлем просто потому, что он мне понравился. Их дизайн притягивает взгляд, они современные, утончённые и непохожие на все остальные устройства на рынке.
Новая линейка ощущается как Google, но в то же время не похожа на то, что компания делала до этого. Устройства получились смелыми, даже модными. Совершенно новый шаг для Google, и на мой взгляд, это очень важно.
По опыту использования прошлогоднего Pixel я знаю, что компания умеет делать смартфоны, которые очень хорошо работают. Такие же, как, например, iPhone.
Также мне известно, что программы Google соединяют множество сервисов, которыми я действительно пользуюсь.
Теперь стало ясно, что компания выстраивает нечто более осмысленное вокруг всех своих активов, и в основе этой структуры лежит принцип унификации устройств и программ через дизайн.
Как недавно сказала Иви Росс, руководитель, отвечающий за UX устройств Google: «В прошлом году у нас появилась возможность совместить программы и индустриальный дизайн, чтобы моя команда и команда Матиаса работали вместе. Мы с ним постоянно говорим о будущем и о том, как эти два аспекта должны "танцевать" вместе».
Мне тоже кажется, что это похоже на танец. Так какой же будет следующая песня?
Статьи по теме:
- «Времена, когда Apple не допускала ошибок, давно миновали»