Как мы придумали отрывной «Пивной календарь»: красивые этикетки и повод выпить каждый день
Давайте отвоюем этот формат у лунных фаз и советов, когда сажать картошку.
Привет! Меня зовут Степан, и мы с друзьями придумали и почти сделали лучший подарок на Новый год для всех любителей пива — отрывной «Пивной Календарь: 365 этикеток крафтового пива». Здесь каждый день и круглый год будет красивая этикетка, QR-код на профиль пива в Untappd и повод выпить. Сейчас расскажу про всё подробнее.
Дисклеймер: Не стоит относить наш проект к пропаганде алкоголизма, ведь основной посыл — это взгляд на отечественный крафт с точки зрения эстетики этикетки. Человеку, склонному к алкоголизму повод не нужен, а вот интересные факты все любят.
Вот уже 10 лет я работаю в разных издательствах комиксов. Вы, возможно, слышали про «Комильфо», ответственное за бОльшую часть мейнстрима, от «Человека-Паука» и «Дэдпула» до «Рика и Морти», или даже про «КомФедерацию», чей издательский план пестрит как безумным трэшем, так и серьёзными социальными драмами.
Так или иначе, при моём непосредственном участии из печати вышло более трёх сотен изданий комиксов. Но, честно скажу, мне всегда было очень интересно сделать какой-нибудь крутой календарь. Это ведь как красивая картина, которая не успевает надоесть, потому что постоянно меняется. Мы даже пробовали пару раз выпустить календари по «Черепашкам-ниндзя» и «Времени приключений», но то были обычные перекидные, по странице на месяц, да и популярностью особой не пользовались.
И вот, осенью 2019 года, ещё до пандемии, я оказался в командировке на крупнейшей книжной выставке во Франкфурте. И там совершенно случайно забрёл на выставку календарей от всевозможных издательств. Было круто!
Я заприметил небольшую коробочку с листиками, по-моему, даже незакреплёнными между собой, которая называлась «Famous Die Youngs». Это было нечто вроде отрывного календаря, хорошо знакомого нам всем с детства. Помните, такой висел в деревне у умывальника, в нём ещё были советы, когда же стоит сажать картошку и редис? Только здесь на каждой странице был портрет преждевременно ушедшей знаменитости и краткая историческая справка.
Так я осознал, что раз в капиталистической Германии могут, значит, и у нас нужно креативно подойти к вопросу и наконец отвоевать такой интересный формат у лунных фаз и бородатых анекдотов!
А потом началась пандемия. Время на сайд-проекты стало не то, чтобы сильно больше, но оно появилось. И ещё я стал больше пить :-) Первоначально идея крутилась вокруг обложек альбомов русского рока, ведь я сам имею небольшое к нему отношение (быть может, кто-то слыхал известную в узких кругах панк-группу Garlic Kings?). К тому же эта тематика лежала на поверхности — у тех же ребят, что сделали «Die Youngs», в портфолио мелькал и календарик с обложками винила.
Но стоило лишь слегка обмокнуть ножки в лицензионно-правовое поле и взаимоотношения с лейблами, как стало понятно, что едва ли воплощение этого проекта возможно совместить с основной работой, и в процессе я многократно преумножу собственные страдания и выгорю с ног до головы. Если вкратце — то для использования обложек КИНО нужно было чуть ли не отрывать Цоя и просить его подписать документы.
Однако решение пришло одним летним вечерком, когда разглядывал одну из этикеток пива Jaws. По-моему, это был Citraizen. Я мысленно провёл параллель с обложками психоделик-рока и тут же вспомнились все то и дело мелькавшие перед глазами пивные этикетки русского крафта во всём своём многообразии — где-то сохранение традиций ещё советского дизайна, где-то суровый и стильный минимализм, где-то красочность и полёт фантазии, которым позавидуют самые психоделические анимационные клипы.
Но стоит признаться — на момент идеи я уже лет пять не был активным участником крафтововой тусовки. Помню те времена, когда в году 2014-2015 ездил в Москву с паломничеством до ГлавПивМага, ВТД и Крафт Репаблика, когда каждая варка была событием, и мы с друзьями с умным видом смаковали какие-то новинки, обсуждая, у кого от какого количества IBU лицо сильнее в куриную попку сморщивается.
Потом же, когда в каждом честном городе РФ стало появляться по несколько пивоварен, я плавно перешёл на освежающий лагерок, лишь изредка, когда на улице особенно жарко и настроение особенно игривое, позволяя взять себе новомодное гозе в локальном баре, коим стали петербургские «Ясли». Как следствие, именно сидрерия On The Bones стала первой пивоварней, поверившей в нашу авантюру. Вторыми стали воронежские Brewlok, чьи узнаваемые этикетки уже давно у всех на виду и в отдельном представлении не нуждаются. Третьими — дистрибьютор The World of Bottled Beer и вся их дружная банда проектов Antidot, Brew Fiction, Nordic Meadery, Discovery и так далее.
Оказалось, что всё это время с большинством пивоваров я был знаком через два-три рукопожатия, с кем-то даже учился в одном классе, с кем-то расширял музыкальный кругозор на форумах о блэк-метале. В определённый момент подействовало сарафанное радио, и уже сами пивоварни стали писать нам. Чудеса да и только!
На данный момент в проекте участвует 50+ пивоварен, среди которых как известные Jaws, HopHead, 4Brewers, Salden’S, так и интересные и амбициозные экспериментальные пивоварни, как, например, безалкогольная пивоварня Zero Point, от которой мы просто без ума. Да, с целью охватить как можно больше граней околопивной индустрии у нас в календаре представлены и медовухи, и сидры, и безалкогольное.
Само собой, перед запуском проекта на краудфандинге решили провести подготовительную работу. И слегка увлеклись. Хобби моего друга Юры — делать проги для iOS. Кто-то в свободное время играет на гитаре, а Юра играет на гитаре в основное, а в свободное кодит дурацкие приложухи.
Например, в первую волну коронавируса мы придумали «Рыгометр», измеряющий крутость твоей отрыжки. Но Тим Кук так и не пустил это приложение в AppStore. Тогда мы сделали «Горшкометр», где вы чекините просмотренные концерты КиШ, можете проверить знания о группе в викторине и даже ловить Горшком пиво и молнии на манер волка в «Электронике ИМ-02».
Так вот, Юра практически сразу подхватил идею календаря, и создал «Пивной календарь», ничем не отличающийся от бумажной версии. Помимо шуршания страничек и более подробной информации о датах, пиве и пивоварне, здесь есть ещё удобный вишлист, с которым можно ходить прямо в магазин и не стыдно показывать барменам. И, конечно же, полюбившейся этикеткой можно поделиться в любой соцсети. К сожалению, пока это приложение доступно только на iPhone, но кто знает, куда нас заведёт дорога стартапа…
Отдельная история — инстаграм календаря. Мы его ведём на пару с моей девушкой Витой. Первоначально я собирался просто делиться там превьюшкой из приложения каждый день, но Юра резонно заметил, что это будет скука смертная, и что люди любят аккаунты «с лицом». Так и пошло-поехало.
Вот уже два месяца пару раз в неделю я с горящей задницей объезжаю все пивные места велосипедной доступности (увы, актуальность меню в Untappd оставляет желать лучшего), потом мы с Витой накидываем идеи, бежим на локацию, фотографируем, пишем текст, пропустив через себя всю информацию так или иначе относящуюся к дате или сорту, и считаем лайки.
Бармен «Яслей» Руслан как-то предположил, что всю эту тему с календарём я придумал лишь для того, чтобы был повод пить без зазрения совести каждый день. Возражу — ведь пил я и так частенько. А вот узнавать интересный факт, разрывать очередную нишевую стать в Википедии, ходить по музеям и открывать новые живописные места — это действительно интересно.
В процессе ведения инстаграма мы побывали в музее Арктики и Антарктики и узнали про трёхлетний дрейф в Арктике и нобелевскую премию Фритьофа Нансена, посетили ботанический сад и стали чуть лучше разбираться в мифологии майя, прогулялись по лютеранскому кладбищу, Выборгу, Кронштадту, Туле, проголосовали, прошли «Чёрную книгу», вспомнили компьютерные клубы и очень много целовались.
При этом удивительно, но прибегнуть к услугам фотошопа нам пришлось лишь два раза. И один из таких случаев ещё более удивителен. Вечером пятницы 24 сентября мы обошли порядка 30 точек продажи пива на северо-западе СПб, от наливаек до гипермаркетов, но нигде так и не смогли найти Firday Avenue от Gletcher, который ещё в 2015 году непременно был в каждом магазине и кафе.
23 октября мы наконец определились с дизайном страниц календаря. Он будет представлять из себя толстенькую книжку формата А6, с полноцветной печатью, перфорацией для удобства отрывания страничек, и подставкой в комплекте. Края этикеток скруглены, что отсылает нас ещё и к бирдекелям.
В левой части страницы помимо даты, месяца и дня недели вы найдёте QR-код, ведущий на профиль пива в Untappd, где можно узнать, что пишут о том или ином сорте, а также проверить, где поблизости это пиво чекинилось. Справа — название, краткие ТТХ, пивоварня и краткая справка о важности сегодняшнего дня в истории человеческой цивилизации.
Кроме того, что мы старались тематически связывать пиво и дату, так ещё и распределили разновидности сортов по сезонам. Летом будут чаще попадаться лёгкие и освежающие образцы, зимой — крепкие и согревающие. Чем ближе к Дню Святого Патрика, тем больше стаутов, неделя до Хэллоуина кишела тыквенными элями.
Прочитав это всё, вы наверняка задумались — а где же купить этот артефакт пиво-календарного искусства? Самый лучший и простой вариант — поддержать нашу кампанию по сбору средств на печать календаря на Boomstarter. Первые 100 человек имели возможность заказать экземпляр по 849 рублей, сейчас уже идеальный подарок себе или друзьям-биргикам обойдётся в 999 рублей.
Тираж календаря будет небольшим, и если и будет где-то продаваться — то в очень малом количестве магазинов, поддержавших проект. Для таких магазинов мы предусмотрели лот «10 штук сразу и дешевле». На первой же картинке в этой статье прекрасно видно, что календарь будет идеально смотреться как на стойке любимого локального бара, так и на рабочем столе. А ещё лучше — на витрине батлшопа, где-нибудь между новогодними элями.
С «Пивным Календарём» каждый день — день пива!
Здесь хочу поблагодарить вас за внимание к моей истории. Очень надеюсь, что было интересно, вы вдохновились нашей пивной авантюрой, и согласитесь что подарок на Новый год лучше и не придумаешь. Мы с Витой и Юрой будем очень рады поддержке кампании, как рублёвой, так и информационной. Спасибо за внимание, и будьте здоровы! *дзынь*