«С вынутым мозгом дальше нельзя!»: как мы в ZeBrains обновили фирстиль, чтобы остаться собой
Привет, мы ZeBrains, разрабатываем и развиваем IT-продукты: сайты, мобильные приложения, интерфейсы для роботов, интеграционные решения. Брендинг и создание фирстиля не совсем наш профиль, так что рассказа про сапожника без сапог, долгие творческие муки и сложности внутреннего и внешнего согласования — не будет, извините. Зато будет история о том, что компании, как и люди, взрослеют. А значит, когда-то приходит время «поменять гардероб» на соответствующий возрасту и размеру.
Зачем вообще понадобилось менять фирменный стиль?
ZeBrains появилась в 2016 году, отделившись от ITECH.group. Тогда мы занимались заказной разработкой и работали по принципу стартапов: начинали небольшой командой, во многом на энтузиазме, пробовали новые подходы к управлению, проверяли гипотезы о рынке компаний, занимавшихся аутсорс-разработкой.
Атмосфере хождения по краю, желанию выяснить, что прячется за табличкой «Не влезай, убьет!», регулярно взрывающимся от идей головам идеально подходила цветовая гамма с контрастными черно-желтым (внимание, опасность) и черно-красным (внимание, тревога) акцентами. Логотип и носители фирстиля были соответствующие: полосатый мозг, который обыгрывал название ZeBrains, и фирменный персонаж — зебра, которая вынимала у себя мозг. Тогда это было, скорее, just for fun, хотя и сейчас «старички» жалеют, что время зебры ушло.
Прошло пять лет, компания выросла до 200 сотрудников, открыла направление разработки на основе технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, и накопила пул постоянных клиентов, в том числе крупных брендов («Согласие», «Согаз», «Авито» и другие).
ZeВrains специализируется на заказной разработке, исследовательских задачах и цифровизации бизнеса. Мы разрабатываем R&D-проекты в сфере AI для решения задач наших клиентов. Имея такие сложные продукты, в начале 2021 года мы поняли: с вынутым мозгом дальше работать уже невозможно. Нужны новые смыслы, которые мы хотим транслировать клиентам и рынку.
Да, внутри мы остались все теми же энтузиастами и любителями заплывать за буйки, но пришло время освежить визуальный язык, чтобы соответствовать ожиданиям рынка.
Кроме того, по мере взросления компании в ней появились сотрудники, отвечающие за продвижение: маркетологи, специалисты по интернет-рекламе, пиарщики. Задачи от внутреннего отдела маркетинга падали на сотрудников отдела дизайна чуть ли не ежедневно. А в старом фирменном стиле не было понятных правил использования или набора элементов, из которых можно было легко собирать рекламные креативы, иллюстрации к статьям или изображения для соцсетей.
Наши дизайнеры специализируются на интерфейсах, однако предложение о смене фирстиля поступило именно от них. Причем они не просто ввязались в это, но и работали над идеями нового логотипа в свободное время: ресерчили тренды, изучали подходы к брендингу, пригласили в помощь маркетолога, вовлекли руководство.
В результате мы пришли к новому стилю, который полностью отличается от предыдущего и соответствует идентичности компании. И вот как у нас это получилось.
Подготовительный этап: мозговой штурм и карта ассоциаций
Раз инициатива возникла среди дизайнеров, то и двигать на старте ее нужно было нашим отделом. Поэтому мы провели мозговой штурм и собрали облако тегов — символов и идей того, что мы хотим получить от фирменного стиля компании.
Помимо идей, нам нужно было найти образы, и тут на помощь пришла карта ассоциаций. Для ее составления пошли от названия компании — ZeBrains.
Получилось загадочно, интересно, но пугающе :) Идей было много, а вот концепция не вырисовывалась: не хватало вводных, чтобы отсеять и структурировать мысли. В этом нам помог программный подход — есть данные, есть требования бизнеса, берем первое и фильтруем под второе.
Стратегическая сессия и аналитика
Чтобы разобраться в векторе развития ZeBrains и учесть его при работе с визуальной символикой, мы провели стратегическую сессию с руководителями компании.
После этого к проекту по разработке нового фирменного стиля подключилась наша маркетолог Таня. Вместе мы выявили основные тренды фирстиля на рынке IT-компаний, стартапов и продакшнов, и пришли к пониманию, куда конкретно мы хотим двигаться.
Мы поняли, что никто не делает сложные символы и рисунки, наоборот, все стремятся к упрощению. Общество ждет эмпатичную IT-компанию, при этом рационально и стратегически мыслящую.
Поиск идеи
Кто пользуется нашими продуктами? Наши клиенты, клиенты наших клиентов и мы сами. Что для всех нас важно? Получить работающий продукт без багов, с понятным интерфейсом и дизайном, который помогает, а не показывает полет креативной мысли. Какими мы должны быть для этого и как это выразить в визуальных образах?
С этой мыслью каждый дизайнер делал наброски. Нас не устраивали концепты, требующие расшифровки идеи на двух листах сопроводительного текста.
Нужен был образ, который считывается на лету, при этом пластичный и гибкий. Может быть, пойти по пути очевидных ассоциаций?
Или усложнить игру слов графическими элементами?
А может, еще смелее? Разработчик — не ботан, а крутой панк, делающий крутые продукты?
У программистов особые отношения со шрифтами любимых редакторов кода, и обойти их своим вниманием мы не могли.
Лид-дизайнер отобрал идеи, которые нужно было доработать. Так мы искали «тот самый» шрифт, заходили через символы и развивали идею про код, подбирали образы и даже вышли за привычные рамки. Пятна и шрифты позволили найти нужную цветовую гамму.
Что получилось в итоге
Мы подошли к мысли, что у нас должно быть два направления: вовне и внутрь.
Для бизнеса холодные сдержанные оттенки, говорящие о спокойствии, рассудке, логике и рационализме, а для HR — теплые, символизирующие дружелюбие, радушие, тепло и семейный очаг. При этом цвета все равно мягкие, природные и нерезкие. В то же время насыщенность цветов говорит об активных и смелых людях, которые делают проекты.
У нас не было цели выстрелить или громко заявить о себе. Мы хотели донести, что мы понятные, дружелюбные, опытные и современные. Поэтому новый фирменный стиль — гибкий и динамичный.
Продолжение следует…
Желание нового и энтузиазм были настолько велики, что свежий фирменный стиль стал нашим полноценным продуктом. Осталось дело за малым: обновить сайт, зарестайлить соцсети, создать нового персонажа на замену ушедшей Зебре и постепенно обновить все корпоративные носители: от визиток до фирменного мерча. А после — всё будет ZB; )
Команда проекта:
Галина Тахмазьян, Анна Середа, Кристина Бойко — дизайнеры;
Екатерина Цымбалова — старший дизайнер;
Юрий Ульмейкин— моушн-дизайнер;
Татьяна Гришина — маркетолог;
Олег Ровный — арт-директор.