Рождение no-code студии: к чему мы пришли за 9 месяцев существования Method Zero
Привет! Я — Антон Шакиров, руководитель zero-code студии Method Zero by Pinkman. Мы помогаем клиентам сократить time-to-market: делаем спецпроекты и продуктовые сайты за несколько недель. Нам всего девять месяцев — в статье я расскажу, с какими ожиданиями мы делали студию и как они трансформировались после встречи с реальностью.
Предыстория: как Pinkman выделил zero-code в отдельное направление
В 2017 году я закончил универ и начал карьеру в бэкэнд-разработке. Затем восемь месяцев работал фронтендом и после — фулстеком в Сбере. В Pinkman попал после того, как прошел образовательный интенсив по дизайну Миши Розова, основателя студии.
Через четыре месяца у меня получилось напрямую поработать с Мишей. В 2020 году он запускал свой проект — кейс-чемпионат P1. Дизайн был уже нарисован, и Миша попросил проверить, можно ли собрать сайт на Webflow. Я за день убедился, что все задумки — выбор нескольких индустрий для участия, оплаты, формы регистрации — реализуются, и за пять дней собрал проект.
Это, в общем-то, и был тот момент, когда у Миши появилась идея развивать в студии отдельное направление под zero-code. Он хотел, чтобы команда делала сайты за несколько недель и работала по тем же принципам, которых придерживаются продуктовые компании: итеративный подход, продуктовое мышление у дизайнеров и разработчиков, понимание потребностей бизнеса, гибкость команды и технологий при решении задач. Плюс, Webflow позволяет быстро вносить в проект новый контент или даже добавлять целые разделы — это тоже было потенциальным преимуществом для клиента. Так, из этой задумки родился Method Zero, и я стал его руководителем.
Соединил дизайнеров и разработчиков в кросс-функциональные команды
Первое время я закрывал все позиции: лидил, аккаунтил, помогал дизайнить и кодить трем другим ребятам. А спустя девять месяцев команда разрослась до 23 человек, как на картинке выше.
Сначала идея была в том, что один человек выполняет роль и дизайнера, и разработчика на проекте. Нам было важно, чтобы дизайнер-разработчик кодил на JavaScript, на экспертном уровне знал html и css, умел находить баги и фиксить их. Ему нужно было понимать продукт клиента, проводить исследования и принимать решения на их основе. И, помимо перечисленного, были необходимы компетенции в создании сильных дизайн-концепций, знание Cinema 4D, умение рисовать иллюстрации и иконки, работать со шрифтами, сетками, композициями.
Тут нужно пояснить, что несмотря на название — zero-code студия — и использование соответствующих инструментов, в некоторые проекты мы вставляем решения кодом. Например, когда надо сделать нестандартные анимации, калькуляторы, кастомные формы, сортировки, выбор опций. Вот почему нам в команду нужны люди, которые умеют не только верстать на Webflow, но и писать код.
Быстро стало понятно, что найти специалиста, по-настоящему сильного и в дизайне, и в разработке — сложно. Мы разделили эти роли, и процесс найма сразу ожил. Тем не менее, внутри команды сделали так, чтобы связка между специалистами была максимально гибкой, и ребята понимали работу друг друга. Например, наши разработчики вместе с дизайнерами продумывают оптимальные визуальные решения, которые не растянут время сборки.
Сейчас у нас три команды: в каждой — дизайнеры, разработчики и лид. В такой структуре сохраняется возможность для коллаборации, и как результат — выше качество принимаемых решений. Помимо этих специалистов, на всех проектах также работают тестировщики и аккаунт-менеджеры.
С самого начала мы были настроены делать продуктовые истории, но в процессе расширили свою специализацию
Обычно, если продакт-менеджер обращается в дизайн-студию, чтобы сделать маркетинговую страницу, страницу продукта или чтобы протестировать гипотезу, то встречается с двумя ключевыми проблемами:
- Из-за высокой стоимости кастомной разработки у компании может не быть бюджета, который называет студия,
- У продакта есть ограничения по времени на запуск проекта, и в эти сроки кастомной разработкой такой проект не сделать. Эта проблема касается и внутренней команды разработки внутри компании клиента.
Method Zero же изначально задумывался как студия, которая будет помогать продактам решать сайд-задачи: с нами не нужно тратить время и деньги на кастомный фронтенд за счет возможностей zero-code инструментов. Такое предложение сработало — среди первых к нам пришел justfood, чтобы разработать страницы под запуск новых программ питания — всего мы сделали их порядка 10 штук. Одновременно нас буквально завалили корпоративными сайтами и спецпроектами. Последние стали одним из наших основных продуктов. Вот недавно, например, мы сделали спецпроект с ЦИАН в честь их 20-летия.
Огромный кайф и команда, и я в частности получаем на тех проектах, где можем сделать значимый вклад в метрики. Конкретно — привлечение пользователей (acquisition) и узнаваемость бренда (brand awareness). В начале 2022 года мы планируем взять в команду UX-ресерчера и аналитика, чтобы еще усилить свою экспертизу.
Начали работать с клиентами по фикс-прайсу, а сейчас переходим на оплату по спринтам
До конца мая Method Zero работал исключительно по фиксированной стоимости: клиент давал задачу, мы рассчитывали, сколько времени уйдет на ее решение, и выставляли счет. Проблема такой системы в том, что она не подходит заказчикам, у которых есть намерение добавлять контент на сайт и тестировать разные варианты блоков и дизайна в процессе разработки. Также фикс-прайс был неудобен и тем нашим клиентам, кто хотел запустить MVP продукта, а после развивать его вместе с Method Zero.
Команде нужна была гибкая система работы — такая, чтобы мы в любой момент могли поставить новые задачи в план. Так мы пришли к формату оплаты по спринтам, в котором клиент выкупает команду — дизайнера, лида и разработчика — на определенный срок и продлевает ее, пока есть потребность. Получается zero-code студия по подписке.
Вначале сотрудничества этот формат обычно вызывает сомнения заказчиков: а команда точно будет работать в нормальном темпе? или они будут делать все медленно, чтобы я заплатил им больше? Поэтому на старте мы предлагаем оплачивать только две недели вперед — этого времени достаточно, чтобы показать результат.
Планируем каждую неделю и пишем отчеты
В продолжение предыдущего блока — клиенту важно знать, на каком этапе находится работа над его проектом. Приведу аналогию с доставкой AliExpress: вы не волнуетесь, когда после оплаты можете отследить статус движения заказа в каждой точке пути с временем и планом по прибытию в пункт выдачи. То же самое происходит с проектами. Мы сразу фиксируем обозначенный план работ, затем в конце каждой недели в общем telegram-чате отмечаем, что сделали за этот спринт и что планируем брать в работу на следующей неделе. Иногда делаем это в формате колла или скринкаста — клиент сам выбирает, как ему удобнее. В понедельник еще раз утверждаем план. В любой момент наши клиенты могут изменить исходный таймлайн работ. Например, вместо целого сайта попросить запустить сначала только одну страницу, а потом вернуться к сборке остальных.
Еще мы ввели обязательные meeting report — после каждого звонка фиксируем, о чем договорились с клиентом и кто что должен сделать. Затем складываем эти отчеты в notion. Там же ведем всю базу данных по проекту: от брифа до доступов в аккаунты. В любой момент все участники могут зайти в notion и найти нужную информацию.
Так клиент представляет, чем занята команда, может повлиять на планируемый список дел и найти нужный документ в базе — такая системность и прозрачность помогают убрать оставшиеся барьеры и наладить доверительные отношения.
Усилили команду дизайн-директором из продукта
Выше я уже рассказывал, что мы хотим четче прослеживать, как влияем на метрики, и больше работать с продуктовыми командами. Это была одна из причин, почему мы задумались о привлечении дополнительной экспертизы извне. Другая, самая главная причина — рост количества сотрудников. Чтобы развивать людей внутри системно, уделять каждому внимание и усилить процессы работы над проектами, нужен был отдельный человек.
Параллельно с этими моими размышлениями, Мише написал Илья Поляк, который в разное время работал над дизайном в Sweatcoin, Qlean и «Пятерочке. Доставке», с желанием присоединиться к команде студии. Мы поговорили с Ильей, и у нас случился perfect match его опыта и нашей стратегии развития Method Zero.
Получилось так, что все компании, где Илья работал — разного размера: Sweatcoin был стартапом, Qlean — уже взрослым проектом, а X5 — вовсе корпорацией. Благодаря этому у Ильи есть понимание, как мыслят разные клиенты, как устроены процессы у них внутри и что ценного мы можем им предложить. Сейчас один из его основных приоритетов — развитие наших дизайнеров по PDP (персональные планы развития), которые в том числе учитывают компетенции в исследованиях, аналитике, разработке, коммуникации, самостоятельности и, само собой, дизайне.
Результат девяти месяцев: выполнили 47 проектов
Среди них и продуктовые страницы, и корпоративные сайты, и спецпроекты. Самым интересным из последних для нас стал проект ВТБ: банк заказал дайджест, в котором собирался делиться новостями за квартал. Чтобы живо и доступно рассказать о технических обновлениях и увеличить запоминаемость новых фич, мы сделали сторителлинг через анимацию. Благодаря Webflow верстка дайджеста в мобильной версии ничем не уступал десктопной. А вся работа над одним выпуском — от брифа клиента до выпуска — заняла семь-восемь недель (делать это кодом пришлось бы в два раза дольше). Последний выпуск дайджеста можно посмотреть вот здесь.
Помимо уже перечисленного в статье, мы выпустили креативную карту для Федерации креативных индустрий, продуктовую страницу для Simucube, корпоративный сайт для нефтяной компании Angara, «Аукционы Рейтинга Рунета», сайт образовательного проекта wannabelike и многое другое.
Еще — продолжаем набирать команду, чтобы делать больше мобильных приложений и сервисов на no-code технологиях, а также помогать клиентам оцифровывать бизнес-процессы, как уже делаем это для авиационной компании Jet Partners. Про это я расскажу в отдельном материале, а пока суммирую наблюдения, собранные в этой статье:
- Сложно найти zero-code специалиста, который одинаково хорошо понимает и в дизайне, и в разработке. Надо нанимать людей, экспертно разбирающихся либо в одном, либо в другом. Но при этом они должны знать специфику работы друг друга.
- С ростом численности сотрудников студия нуждается в человеке, который будет системно заниматься их развитием и сможет донастроить процессы с учетом размера команды. Мы пригласили на эту роль дизайн-директора из продукта.
- Чтобы работать качественно и давать оптимальный результат по соотношению скорость работы/польза для клиента, лучше собирать кросс-функциональные команды и настраивать взаимодействие между дизайнерами и разработчиками.
- Если проект предполагает возникновение новых задач в процессе, гораздо комфортнее и для клиента, и для нас — работать по спринтам, а не по фикс-прайсу.
- Когда клиент не в курсе текущего статуса проекта и не может быстро найти нужную информацию — у него возникает недоверие. Чтобы настроить прозрачность, мы используем еженедельные отчеты, планирования и meeting reports.
- Будущее за теми, кто сможет показывать результат в метриках. Поэтому на проектах мы фокусируемся на acquisition и awareness и развиваем соответствующую экспертизу внутри команды студии.
Лав!
гав _лять!
какой вектор развития?
Прикрывать гэпы в проектах больших дизайн-команд
Как я и ожидал перед прочтением, zero-cod - это просто красивое слово. :)
Да, это красиво слово, при условии, что оно написано без ошибок :)