Работа UX/UI-дизайнером в стартапах
При устройстве в стартап важно понимать, какую именно вы будете выполнять роль. Количество обязанностей напрямую зависит от количества человек в команде и их опыта. Часто бывает так, что в стартапе работает только один дизайнер, который берет на себя все роли.
Какие бывают роли в дизайн-команде:
- UX дизайнер определяет, какой опыт получит пользователь, используя ваш продукт.
- UI-дизайнер визуализирует рабочий прототип, отрисовывает кнопки, иконки, формы и другие его компоненты и собирает их в гармоничный работающий макет.
- UX/UI дизайнер совмещает обе роли — проектирует, как пользователь будет взаимодействовать с интерфейсом на каждом шаге (UX), как будет выглядеть каждый из этих шагов (UI).
- Коммуникационный дизайнер работает с готовой графикой, но при этом его задача — сделать так, чтобы важная информация поступала к нам в понятном виде.
- Арт-директор или designer lead управляет людьми и рабочими процессами, имеет видение продукта.
- Продуктовый дизайнер соединяет «хотелки» бизнеса с проблемами и болями пользователей в единый продукт, который удовлетворит всех.
Все про задачи и их виды
Задачи может ставить как продукт-менеджер или designer-lead, так и любой сотрудник. Обычно задачи даются команде на спринт и каждый выбирает себе задачу. Также можно предложить свои задачи, если есть идеи как улучшить продукт. Бывают asap-задачи с жестким дедлайном, которые нужно выполнить в первую очередь.
Задачи могут приходить самые разные от создания иконки до улучшения метрик.
Условно задачи можно разделить на несколько видов:
- UX-задачи включают в себя проведение исследований. Например, чтобы узнать на каких этапах уходит большинство пользователей при чекауте или какие именно категории товаров выводить на главную страницу маркетплейса.
- UI-задачи включают в себя визуальную часть и определяют внешний вид сайта. Это финальный этап процесса разработки пользовательского интерфейса, когда мы работаем с точной версией. Примеры задач: редизайн, лендинг, собрать адаптив, отрисовка станиц.
- Продуктовые задачи включают себя UX и UI-задачи. Например: внедрить поиск, придумать как будет работать внутренняя валюта в маркетплейсе.
UХ-задачи
Когда я работала в маркетлейсе перед нами стояла задача добавить новую внутреннюю валюту для оплаты товаров. На тот момент уже существовали 3 вида валют. В первую очередь мы провели исследование, чтобы узнать будет ли удобно пользоваться новой валютой и в каких случаях.
После проведения глубинных интервью мы пришли к выводу, что большинство пользователей не разбираются в уже существующей валюте, не знают как ей пользоваться. Мы сделали вывод, что важнее сейчас донести пользователям в доступном виде информацию о существующей валюте в виде статей и вебинаров, а добавление новой валюты оставили на будущее.
На странице товара справа показан больший выбор внутренней валюты (поинты, койны, кэшбек):
UI-задачи
В маркеплейсе было много ux-проблем во флоу чекаута, например не было возможности добавить доставку товаров на дом, выбрать пункт выдачи по карте, вернуться на шаг назад, возможность отложить товар в корзине, было много ненужных полей ввода. Мы сделали редизайн чекаута не только внешного вида, но и добавили новые фичи и улучшили ux-пользователя.
Карточка товара до и после редизайна на странице корзины:
Продуктовые задачи
Продуктовые задачи условно можно разделить на несколько видов:
- Добавление новых фич
- Улучшение существующего функционала
- Исправление багов
Добавление новых фич
Совершенно новые фичи можно придумать в новом продукте, которого еще не было. Например я работаю в продукте по организации онлайн-инвентов, там нестандартная механика поведения: аватар пользователя при приближении хорошо слышно, а при удалении звук затихает, это имитация физического движения при общении когда ты переходишь от одного собеседника к другому. В таком сервисе можно придумать что-то совершенно новое. Например, жестами управлять своим аватаром или придумать анимацию взаимодействия аватаров, возможность выбирать форму аватара.
Со временем приходит сразу понимание какие идеи жизнеспособные, а какие нет. Пользователю будет сложно использовать новые паттерны поведения, если до этого они не использовались в других продуктах. В MVP желательно использовать проверенные ux-паттерны, если это конечно не инновационный продукт.
В маркетлейсе предложения о новых фичах часто исходили от пары крупных клиентов на которых держался основной бизнес. Мы подвергали сомнению их слова и не старались им обещать добавлять новых фичи по их запросу, чтобы продукт не был заточен под них. Мы общались и прислушивались ко всем пользователями, узнавали их мнение и на основе большинства принимали решение. В противном случае при уходе крупных клиентов у нас остался бы нежизнеспособный продукт.
Улучшение существующего функционала
Если в продакшен уже выпустили новый дизайн, но спустя время дизайнеру пришла идея как можно улучшить, то стоит показать лучшее решение в следущей итерации. Главное чтобы новый функционал не сильно ломал существующую логику. Так в маркетлейсе мы делали в несколько итерации карточки товара в каталоге.Итерации создания карточки товара:
Исправление багов
При устройстве в новую компанию нужно провести ревью продукта, посмотреть на него свежим взглядом, показать зоны роста и предложить улучшения, пока не углубляясь в детали.
При релизе нового функционала нужно провести тестирование, используя различные сценарии и в случае ошибок завести реквест или предложить улучшение.
Какие могут быть плюсы и минусы работы в стартапе
Плюсы:
- Можно попробовать себя в разной роли: провести UX-исследование, придумать анимацию, создать или улучшить дизайн систему, работать с маркетинговыми материалами, ux-копиратинг или разработать фирменный стиль.
- Стартап подразумевает под собой тесную работу в команде, которая поможет улучшить социальные навыки.
- Свобода действий — дизайнер играет решающую роль в продукте, может принимать важные решения. Можно самому придумывать задачи или выбирать чем именно ты хочешь заняться. Ты можешь пользоваться любыми инструментами и предлагать улучшения.
- Большой объем работы. Часто приходиться изучать новый материал в короткие сроки, читать статьи и постоянно развиваться.
- Можно быстро поднять свой профессиональный уровень.
Минусы:
- Жесткие дедлайны, все горит.
- Переработка, часто придется оставаться после работа перед релизом или в праздники.
- Высокие риски — продукт может не запуститься из-за недостатка финансирования и он просто уйдет в стол.
- Нужно часто переделывать макеты, изменять логику, придумывать новые способы решения проблемы.
- Нужно иметь много навыков и быстро учиться новому.
Выводы:
- Работа дизайнера затрагивает много смежных областей. Например UX/UI дизайнеру желательно уметь создавать баннеры и обложки для маркетинга, уметь проводить глубинное интервью и опросы, создавать адаптив, разбираться в метриках, уметь составлять CJM, JTBD.
- При решении даже самой простой задачи можно применить творческий подход и решить ее новым для себя способом.
- Продуктовый дизайн это не rocket science, это эмпатия к людям и желания им помочь решить проблему.
- Одно из важных условий работы в команде – это сама команда, на сколько комфортно работать с людьми, высокий уровень доверия, чтобы продвигать свои идеи.