Промышленный дизайн: тренажёр для водителей
С 2018 года «Яндекс.Такси» будет проводить инструктаж для водителей с помощью обучающих тренажёров. Рассказываем, как мы их проектировали.
Задача
Когда новый водитель подключается к «Яндекс.Такси», мы приглашаем его на инструктаж. Водители тренируются принимать заказы, строить маршрут, проходить фотоконтроль. В конце тренинга они сдают тест на знание города и стандартов сервиса.
Обычно водители приходят на инструктаж в водительские центры «Яндекс.Такси». Они проходят тренинг с помощью приложения на планшете — это занимает двадцать минут.
«Яндекс.Такси» работает уже в четырёхстах городах по России, и организовать собственный водительский центр в каждом городе сложно. Поэтому мы договорились с партнёрами-таксопарками, что будем проводить инструктаж в их помещениях.
Если просто отдать партнёрам приложение для тренинга, им придётся установить планшеты и подставки под них, найти дополнительную мебель. Мы хотели облегчить партнёрам жизнь: разработать обучающий тренажёр — чтобы поставил и пользуйся.
Нужно было придумать удобную «оболочку», в которую мы поместим планшет с приложением. Мы выделили несколько критериев к этому продукту:
- удобство для водителя — никто не захочет проходить курс на двадцать минут стоя или сидя скрючившись;
- лёгкость сборки — чтобы можно было перевозить в другой город, собирать и разбирать за час;
- универсальность — чтобы встраиваться в любой офис;
- прочность, безопасность, антивандальность.
Всё это предстояло упаковать в образ бренда «Яндекс.Такси» — минималистичный, дружелюбный и визуально приятный.
Исследование
Создавать продукт с нуля сложно. Чувствуешь себя как в чистом поле: есть только расплывчатые критерии удобства и прочности. Поэтому сначала ищешь, какие продукты в мире решают похожую задачу, — это называется «сужать пятно неизвестности».
Мы искали фотографии тренажёров, обучающих планшетов и стендов на Pinterest, leManoosh и других сайтах для дизайнеров. Анализировали конструктивные особенности продуктов: есть ли крепление к полу, регулировка высоты и другие особенности.
Когда рассматриваешь рабочие продукты — думаешь, какие элементы в них помогли бы решить твою задачу, а какие нет. Из этих наблюдений постепенно складывается собственная идея.
Идея
Мы «думали руками»: рисовали эскизы и анализировали каждый. Спрашивали себя, удобно ли такую штуку перевозить и комфортно ли человеку с ней работать.
Остановились на офисной капсуле со съёмным блоком. Она создаёт ощущение личного пространства, её можно брендировать, она аккуратная и выглядит приятно — напоминает переговорку в офисе.
Партнёрам мы отдаём капсулу целиком: она встраивается в любой интерьер и не требует дополнительной мебели. Кроме офиса её можно поставить в торговом центре, на парковке или заправке — если партнёры захотят использовать её для рекламы.
В водительских центрах «Яндекс.Такси» съёмные блоки поместят на обычные офисные столы, где сейчас стоят планшеты на подставке. Места для инструктажа станут аккуратнее.
3D-модель
Мы перенесли рисунок тренажёра в 3D-эскиз и внутрь капсулы поместили модель человека. Это нужно, чтобы подобрать тренажёру правильные пропорции.
Человеку удобно, когда ноги и руки согнуты под определёнными углами — они называются углами эргономики. В 3D-модели видно, какие пропорции должны быть у капсулы, чтобы углы эргономики соблюдались.
Тестирование идеи
Идею важно как можно раньше проверить на жизнеспособность. Может оказаться, что в теории всё работает, а людям капсула покажется неудобной.
Мы собрали макет капсулы из пенокартона, поставили его в офисе «Яндекс.Такси» и попросили коллег садиться туда по очереди. Передвигали подножку, сиденье и съёмный модуль — выбирали такое их расположение, чтобы и самым низким, и самым высоким людям было удобно.
Если бы оказалось, что нет таких пропорций капсулы, при которых комфортно и низким и высоким людям, — пришлось бы искать другую гипотезу.
Мы убедились, что капсула удобна, подкорректировали её пропорции и заменили опору на сиденье — так людям разного роста лучше видно экран.
Цвет и фактура
Когда решены функциональные задачи и проверена гипотеза, можно продумывать цвет и фактуру в деталях.
Цвета подобрали в стиле нового визуального языка «Яндекс.Такси». Они поддерживают цветовое кодирование: это значит, что цвета управляют вниманием пользователя.
Жёлтый торец показывает, с какой стороны садиться в капсулу. Перед водителем нет отвлекающих ярких цветов, чтобы он сконцентрировал внимание на обучающем экране. Стены внутри светлые: на их фоне водитель фотографируется для регистрации в приложении.
Основной цвет капсулы выбирали из цветов «Яндекс.Такси». Чёрный цвет — тяжёлый, жёлтый — слишком кричащий. Поэтому выбрали белый, чтобы образ тренажёра был светлым и лёгким.
Капсула покрашена белой порошковой краской — её легко мыть. Для сиденья выбрали мягкий и немаркий винил.
Место для документов и телефона маркировано красным, чтобы водитель случайно не забыл свои вещи.
На полу нержавейка с эффектом шлифовки. Материал легко моется, а декоративный эффект скрывает мелкие царапины, которые появятся со временем.
У съёмного блока модульная структура: если какая-то деталь перестанет работать или испортится, её легко отсоединить и заменить. Списывать капсулу целиком из-за поломки детали не придётся.
Внешний вид капсулы светлый и лёгкий, несёт в себе образ бренда — понятный, дружелюбный, технологичный.
Разработка конструкции
После цвета и фактуры детально продумали сборку. Для этого разделили капсулу на периметры и разбили на детали.
Собрать и разобрать конструкцию могут два человека — специальная подготовка при этом не требуется. В разобранном виде капсула не занимает много места, перевозить её легко. Элементы крепления спрятаны, чтобы капсула выглядела аккуратно.
Прототип и производство
На производство нужно съездить лично: на то есть несколько причин.
Во-первых, некоторые производственники халтурят: делают хуже и грубее, чтобы не усложнять себе жизнь. Поэтому важно самим посмотреть на оборудование: как оно работает с пластиком, как можно обработать деталь.
Во-вторых, производство всегда склоняет к технологическому упрощению, хотя дизайнер уже вычеркнул всё лишнее из концепции продукта. Нужно следить, чтобы конструкцию не упростили излишне и не исказили контуры. Это называется дизайн-надзор.
На производстве мы решили изменить форму фронтальной панели съёмного блока. Нам не понравились её острые углы: если случайно заденешь, можно поцарапаться. Решили сделать контуры округлыми. Для этого нужно было обработать край — но так, чтобы производство не стало дороже. Сделали восемнадцать образцов, прежде чем форма стала безопасной и приятной.
Тестирование в реальных условиях
Мы поставили тренажёр в водительский центр и пригласили водителей его опробовать. Звали разных: высоких и низких, пожилых и молодых.
На этом этапе важно наблюдать. Не только спрашивать людей, удобно ли им, но и смотреть на их поведение. Иногда всплывают особенности пользовательских сценариев, которые сложно предвидеть заранее.
Одна девушка заметила, что посадка в капсуле очень похожа на автомобильную. На вопрос «Что бы вы хотели добавить в объект?» она ответила, что здорово было бы сделать двери, лобовое стекло, мягкий свет и подлокотники. Мы поблагодарили её за идеи, но настоящую обратную связь дало её поведение, а не слова. Девушка прошла инструктаж без проблем, сидеть ей было удобно — даже в юбке. Значит, всё в порядке.
Сейчас мы пришли к серийному виду тренажёра и готовимся запускать массовое производство. Очень скоро он появится у многих наших партнёров-таксопарков в разных городах, где работает «Яндекс.Такси».
Большое спасибо всей команде.
«Яндекс.Такси»: Сарги́с Арутюнян, Мария Бриш, Александр Вотинов, Сергей Зобнин, Дарья Золотухина, Александра Селезнева, Александр Ткаченко, Райхана Хамидуллина, Даниил Шулейко, Владимир Исаев, Светлана Юреня.
Источники изображений: Lemanoosh.com, Pinterest.com, p2c.co.kr, plastekcards.com, d-art-design.de, ru.sputnik.az, cntraveler.com, fortune.com, apresfurniture.co.uk, martela.com, frameryacoustics.com, saudia.com, buroproject.be.
а потом он убил девочку
Алиса! Почему тренажер для водителей без руля?
Вот что я нашла:
Это тренажер для водителей беспилотников
Какая-то странная одежда у водителей Такси Яндекс на фотке. Неправильная. Давайте откровенно, в такой шаурму на коленке не поешь.
Молодцы, ребята. Возьмите с полки пирожок. Так полно отрабатывать свои бабки нужно уметь. Вы просто впереди планеты всей. Кучка зажравшихся дармоедов с манией величия. Вот как бы ещё от набившей оскомину рекламы Алисы отделаться. Может подскажете, гении?
Сегодня на остановке Yandex-таксист заехал до середины трамвая с открытыми дверьми. Почему бы не у каждого такси на борту не писать большой номер чтобы можно было сразу сообщить о нарушениях?