Гайдбук. О порядках, правилах и стандартах

Нам часто задают вопрос: «нужен ли компании гайдбук?». Модное слово или реально нужная вещь? Давайте разбираться.

Что же это такое?

Если говорить сухо, то это электронная книжка, в которой прописываются правила построения логотипа и правила использования элементов фирменного стиля. Мы эту книжку красиво оформляем и придаем ей статус официального документа компании.

И что с ним делать?

Гайдбук служит руководством по использованию и применению фирменного стиля компании. Т.е. как можно и как нельзя использовать логотип, цвета, шрифт, фирменные элементы. Вы высылаете его во всех случаях, когда вашей компании требуется сделать очередной рекламный или имиджевый продукт, или же что-то обновить, или дополнить в корпоративном стиле.

Чем толще гайдбук, тем он дороже и ценнее для заказчика, и тем проще с ним работать. Хотим заказать, к примеру, фирменные ручки – открываем «рекомендации», находим нужный раздел, выбираем нужный макет, отправляем в типографию.

Гайдбук. О порядках, правилах и стандартах

Правила составления гайда

После того, как у вашей компании или бренда сформировалась система стиля, в которую входит: логотип, специальная графика, фирменный шрифт, паттерны, иконки и прочие «красивости» – у вас назревает необходимость все это систематизировать и поместить в один документ. Правила составления гайдбука в целом просты и содержат три основные константы:

1. Нужно подробно описать правила работы с логотипом и его составляющими. Включить сюда цвета, правила расположения, использования логотипа на фоне, размеры в разной среде, возможность сделать логотип однотонным или монохромным и т. д.

2. Далее необходимо описать принципы формирования фирменной графики (именно принципы, так как носители стиля могут быть совершенно разными), подробно пишем базовые правила, как внедрять и генерировать графику для разного рода фирменных носителей.

3. И на завершающем этапе продемонстрировать примеры применения графики на всевозможных фирменных носителях. Этих разделов может быть много или мало, все зависит от того, сколько ключевых фирменных носителей мы взяли в работу на старте. Не забывайте, что и книжку всегда можно дополнить новыми разделами.

Среднестатистическая структура гайдбука

В интернете вы найдете множество примеров содержания такой книжки, но здесь я приведу своё видение и понимание необходимых разделов гайдбука. Это видение выверено годами применения и подкреплено отзывами наших клиентов.

Разделы гайдбука:

1. Введение/метафора

2. Логотип

3. Графика/пиктограммы/паттерн

4. Типографика/шрифт

5. Деловая документация

6. Полиграфия/рекламные материалы

7. Медиаконтент/сайт

8. Брендированная продукция/корпоративная культура

Через слэш я пометил, как эти разделы можно называть по-другому, исходя из конкретной ситуации, продукта и клиента. Заметьте, стратегическая часть бренда, например позиционирование, в состав такой книжки не входит, так как этот раздел больше вяжется с брендбуком, большой книгой бренда.

Брендбук, гайдбук, гайдлайн – в чем отличие?

В нашей стране любые рекомендации по использованию фирменного стиля уже могут называться брендбуком, в Европе это будет скорее гайдлайн (Guideline). Гайдлайн и гайдбук — одно и то же.

Брендбук — это книга, содержащая в себе не только более полное и расширенное описание фирменного стиля и его элементов, но и целый ряд других полезных разделов. Может включать в себя: «миссию», «стратегию», «позиционирование» компании. Короче говоря, всё, что может быть связано с корпоративными стандартами компании или бренда, вплоть до подробного описания того, во что должны быть одеты сотрудники компании.

Наша свежая работа по созданию гайдбука для компании Эверест
Наша свежая работа по созданию гайдбука для компании Эверест

Часто к созданию брендбука подключаются маркетологи, социологи, психологи и прочие специалисты-имиджмейкеры. Мы же рекомендуем сделать для начала хотя бы гайдбук, чтобы ваши покупатели на официальных документах и/или в рекламе наблюдали постоянство в выборе оттенков логотипа, а не все возможные вариации непоследовательных интерпретаций, начиная от красного и заканчивая бордовым. Ведь самая частая проблема, если у вас нет «правил», — это выдача разного цвета лого при печати из-за отсутствия описания (кода) фирменных цветов. А такие нюансы влияют на восприятие целостности и зрелости бренда.

Пример внутренних страниц гайдбука
Пример внутренних страниц гайдбука

С чего начать создание гайдбука?

Работу по созданию guide book и разработке фирменного стиля мы в обязательном порядке начинаем с заполнения брифа и интервьюирования. Через эти действия мы больше узнаем о вас и вашем бизнесе, его истории, позиционировании на рынке, выпускаемых вами товарах и предлагаемых услугах, а значит точнее будет найден образ для реализации фирменного стиля.

В заключение

Итак, задачей такой книжки является создание и закрепление свода правил, которые в дальнейшем упрощают жизнь руководителя компании или маркетолога, формируют единый и узнаваемый образ компании или бренда во внешней среде. А среда, как вы сами можете заметить, с каждым днем становится все более конкурентной. Давайте срочно выделяться))

Автор: Евгений Алтапов

33
Начать дискуссию