Как сделать выразительным. Часть 4
Из прошлых заметок
Выразительность — это когда информация быстро воспринимается. Формула выразительности: информация делить на время. Смысл такой: если информации много и она быстро считывается, объект выразительный:
Один из способов сделать выразительнее — упростить восприятие. Для этого уберите всё лишнее:
Когда так упрощаешь, сталкиваешься с ограничениями носителей. О них в этой заметке.
Ограничения носителей
Вот картинка с человечками:
Упростим восприятие. Чтобы сделать её выразительнее, уберём всё что не раскрывает мысль «влюблённые»:
Ушла дорога и тела человечков. Дорога не связана с влюблённостью. Тела не нужны, потому что достаточно рук — и так ясно, что руки кому-то принадлежат.
Остались три элемента: держащиеся руки, чёрные линии и белый фон. Руки нельзя убрать потому что как раз они передают мысль «влюблённые».Линии и фон нельзя убрать, потому что без них нельзя сделать картинку. Получится просто пустота.
Линии и фон — ограничения носителя информации, картинки. Они будут у любой картинки.
Что делать с ограничениями
Можно увеличить выразительность сильнее. Есть три способа:
- Сделать ограничения незаметнее.
- Полезнее.
- Выйти за рамки.
Сделать ограничения незаметнее
Идея в том чтобы ограничения меньше обращали на себя внимание.
Девушка нарисована внутри молнии:
Из-за того что контур молнии толстый, он отвлекает внимание от лица. Но контур — ограничение картинки. Если его убрать, молния будет хуже читаться. Допустим мы этого не хотим:
Чтобы увеличить выразительность, контур становится незаметнее — линия становится тоньше:
Теперь молнию чётко видно, и она не отвлекает внимание от деталей лица.
На рисунке Нурии Помпейи беременная женщина:
Линии тонкие, в некоторых местах даже пропадают: руку на животе показывает контур ладони, предплечье и плечо подразумеваются. Из-за того что линии тонкие, уставший взгляд обращает на себя внимание.
На постере у коробки и ростков толстые линии:
Линии рябят. С ними сложно и прочитать текст, и увидеть что нарисовано.
Скорее всего это сделано нарочно, такой арт-приём. Постер зовёт на выставку в галлерею искусств. Приём интересный, но мешает смотреть. Если сделать линии тонкими, станет видно и текст, и рисунок:
Когда делают стикеры, машина может их неровно вырезать. Для этого стикерам делают обводку. Обводка — ограничение стикера. Большая белая обводка обращает на себя внимание:
Чтобы стать незаметнее, обводка становится как можно тоньше:
Сделать ограничение полезнее
Для этого ограничения должны нести в себе информацию.
Траектория полёта превратилась в текст:
Вот супрематический крест художника Покраса Лампаса. Форма креста — это манифест Казимира Малевича, написаный белыми буквами:
Рамка стала частью картины Хуана Видала — она как окно, через которое смотришь на город:
Любому пакету нужны ручки — это ограничение носителя. Здесь ручка делает пакет выразительнее — увеличивает букву О:
Контур стикера со львом неоновый, как и морда — будто лев светится:
Контур в любом случае был нужен. Белый отвлекал бы внимание, неоновый добавляет смысла. Выразительность увеличилась.
Выйти за рамки носителя
Изменить носитель информации — чтобы ограничение исчезло.
Ограничение листовки — прямоугольная форма листа. Чтобы увеличить выразительность, объявление становится необычной формы:
Обычно на бутылках воды в магазине есть этикетка с логотипом. Чтобы сделать бутылку выразительнее, Солан-де-кабрас убрали этикетку и сделали рельефный логотип — прямо на пластике. Состав поместился на горлышке:
Чтобы в доме был свет, нужна лампа. Форма лампы — ограничение. Чтобы выйти за рамки, лампы прячутся в потолок:
Получается, что свет в доме есть, а лампы нет.