Где проходит грань между предметным дизайном и клишированным китчем?

Как не пересечь черту и не превратить дизайн-продукт в безвкусицу ー в этой статье.

Где проходит грань между предметным дизайном и  клишированным китчем?

Тенденция на индивидуальный дизайн становится все острее, и, как следствие, растет спрос на продукты предметного дизайна. Тем не менее, рынок качественных дизайн-продуктов оставляет желать лучшего. В этой статье мы подробно рассмотрим философию предметного дизайна и расскажем, как не переборщить и не превратить дизайн-продукт в грубую пародию на него.

1. Что такое предметный дизайн?

Искусство предметного дизайна — это творческая деятельность. В идеале она должна включать в себя элементы проектирования, так как её ключевая задача — создавать функциональные предметы с ярко выделенной эстетической составляющей.

Если говорить простым языком, предметный дизайн — искусство превращать повседневные вещи в шедевры.

2. Правильный и неправильный предметный дизайн

Предметный дизайн от других видов отличает внимание к функционалу и назначению предмета. То есть функция определяет эстетику и дизайн, а не наоборот.

Новаторство и удобство бытового предмета должны находиться в гармоничном балансе. Эстетика не должна превалировать над функциональностью и наоборот. В идеале они должны быть связаны друг с другом - декор, материалы, эстетические элементы дополняют основные функции предмета, буквально подчеркивая их.

Это правильный подход к предметному дизайну.

Эстетические элементы дизайнерского предмета не обязаны быть функциональными, но и не должны препятствовать человеку использовать предмет. Например, если в дизайнерском чайнике, даже самом красивом, не будет отверстий для входа и выхода воды, он не будет являться дизайнерским чайником - он будет нефункциональным арт-объектом.

Это НЕправильный подход к предметному дизайну.

Где проходит грань между предметным дизайном и  клишированным китчем?

Резюмируем: предметный дизайн пропагандирует нестандартный взгляд на эстетику повседневных вещей, создает его креативный образ, ищет необычное применение привычным материалам, сочетает традиционные формы с нетрадиционными функциями.

3. Как происходит разработка продуктов предметного дизайна?

Перед тем, как создавать продукт, дизайнер должен ответить на следующие вопросы:

  • Зачем я создаю этот предмет? — обозначить основную и смежную функции предмета;
  • Каким я вижу это предмет? — продумать образ и эстетическую составляющую;
  • Какие материалы я могу использовать? — подобрать материалы, которые отразят дизайнерскую идею и не повредят функциональности предмета;
  • Как будут совмещаться эстетические и функциональные особенности предмета? — продумать принцип работы объекта и его внешний вид.

4. Как разрабатываем дизайн-продукт мы?

Чтобы погрузиться в тему еще глубже, приведем пример на том предмете, в котором разбираемся лучше всего — двери.

Начнем с того, что двери — не чайник. И полет дизайнерской фантазии может разбиться о целый ряд функций двери - зонирующую, шумо- и теплоизолирующую, и защитную.

При создании любого проекта дизайнерских дверей встанет вопрос — не повредит ли это безопасности? Поэтому продуктовый дизайнер в таких сложных направлениях, как наше, не должен, а обязан консультироваться с конструктором.

У нас для этих задач отведен конструкторский отдел.

Итак, пройдемся по схеме:

  • Зачем нужна дверь? Безопасность, защита от шума и запаха снаружи.
  • Каким будет предмет? Для примера, возьмем за основу космическую тематику. Дизайн реализуем с помощью необычного рельефного рисунка (фрезеровки) и контрастных элементов, чтобы не перегружать композицию.
  • Какие материалы будут использоваться? Необходимы материалы, на которых можно выполнить фрезеровку и которые можно окрасить в нужные (контрастные) цвета. В нашем случае — это панели из натурального дерева или мдф.
  • Как будут совмещаться эстетические и функциональные особенности предмета? Поскольку дерево или МДФ обладают низкой взломостойкостью, эти материалы необходимо усилить. Поэтому в основу дверей мы помещаем металлический каркас со стальным листом, в который встраиваем панели из дерева или МДФ.
Где проходит грань между предметным дизайном и  клишированным китчем?

В процессе дизайна мы не раз сталкивались с ограничениями в процессе экспериментов с материалами.

Например, нас зацепил тренд на каменные и мраморные текстуры. Но, как и многие, от использования натурального камня отказались — материал очень привередлив, неудобен в быту, и требует постоянного внимания. Кроме того, дверь — предмет подвижный, который требует определенных усилий для открывания и закрывания. Поэтому двери с панелями из мрамора или камня открыть будет невозможно.

Чтобы решить проблему с ограничением в материалах, мы остановились на панелях, покрытых слоем HPL-пластика. Он имитирует натуральные текстуры (мрамора, гранита, разных пород дерева, льна и т.д.) и обладает антивандальными свойствами. Удары копьем такая панель, конечно, не перенесет, а вот на попытки животных (в том числе крупных собак) пройти сквозь дверь даже не взглянет — порезов и когтей пластик не боится.

Где проходит грань между предметным дизайном и  клишированным китчем?

И все же вернемся к вопросу: как не пересечь черту и не превратить дизайн-продукт в массовый китч?

  • В дизайн-продукте должен присутствовать новаторский подход или необычные элементы — форма, цвет, материалы и т.д.
  • Материал должен логически соотноситься с функцией предмета. Производить камин из бумаги или зонт из сахара — не лучшее решение.
  • Совместить эстетику и функциональность. Ни один из пунктов не должен страдать и не должен превалировать в ущерб другому.
55
1 комментарий

Вот, кстати, достаток владельца и уровень его вкуса определяются не столько дизайном интерьера, сколько искусством, на которое "осталось" денег (картина слева — это Адриан Гени, цена $1-2 млн), картина справа стоит дешевле двери во всех смыслах

Ответить