Что такое дудлинг и почему это круто
В статье используется информация из выступления Санни Браун на TED и материалы из книги «Дудлинг для творческих людей».
В этой небольшой статье содержатся отрывки из книги, мои мысли и истории из жизни. Я не хочу разводить воду, поэтому написала только то, что запомнилось мне и будет интересно другим.
Почему меня это заинтересовало
Я работаю продуктовым дизайнером уже довольно давно. Чуть больше 7 лет. И на протяжении всего этого времени, сомневаюсь правильно ли я воспринимаю информацию.
Как только мне начинают описывать идею, я рисую схемы на листке. Я использую: слова, простые фигуры и другие элементы, которые помогают понять как реализовать то, о чём мне говорят. Так я могу учесть важные мелочи и найти недостатки или преимущества. И всё это происходит уже на этапе ознакомления с идеей.
Я была уверена, что у меня в голове какая-то поломка и такой способ восприятия информации мешает мне. Думала, что я усложняю процесс рассмотрения идеи дополнительными деталями. Но потом я нашла выступление Санни Браун на TED и поняла, что в таком подходе у меня есть единомышленники. И что я нормальная 👀
Что это 😑
Словарь «Merriam Webster» определяет, что «to doodle» означает «бездельничать, попусту тратить время». А Википедия говорит, что это «рассеянное рисование, в то время как мысли заняты чем-то другим».
Санни Браун предлагает новое определение слова:
«Это создание (с помощью разума и тела) спонтанных меток, помогающих думать.» К дудлингу относятся вещи, создаваемые жестами рук, музыкой, ментальными метками, возникающие в процессе раздумий.
Обычно детей учат писать, читать, говорить, а рисование воспринимается как развлечение. Никто не задумывается как это может пригодится в профессиональной деятельности в будущем.
Кто ещё это пробовал
1. Стив Джобс со своими знаменитыми прогулками, во время которых рождались новые идеи или решались проблемы. Для того, чтобы придумать что-то он должен был находиться в движении, делая «заметки своим телом».
2. Альберт Энштейн играл на скрипке и музыка помогала ему мыслить и находить решения.
3. Никола Тесла представлял все детали нового изобретения в голове. И это идеальный представитель ментального дудлинга.
Ещё несколько примеров записных книжек известных «дудлеров»:
Коллективный дудлинг
Когда я работала в Сбере, аналитик из моей продуктовой команды попросила составить ей компанию на тренинге «Как проводить исследования». Некоторые люди сидели впереди и с заинтересованностью ждали начала, а другие, уставшие и немного недовольные, позади с ноутбуками. Я была без ноутбука, но больше относилась ко вторым, потому что поскорее хотела домой.
Началась лекция. Это был типичный рассказ о том, как подбирать респондентов и проводить коридорки.
Но когда спикеры подошли к доске и стали фиксировать ответы людей, схематично изображая дерево ответов, то многие принимали участие в обсуждении. Обмен мнениями перешёл на наглядный уровень. Думаю, каждый почувствовал себя полноценным участником, а не просто исполнял роль слушателя для галочки. Ответы людей заполняли белое пространство доски и не терялись. А ещё дудлинг помогал исключить повторения.
Согласно результатам исследования, проводившегося в Уортонской школе бизнеса, использование визуального языка позволяет сократить продолжительность совещаний на 24 процента.
Белое пространство
В своей книге Санни Браун рассказывает про термин «культура белого пространства». Это наличие в организации рабочей среды, в которой сотрудники могут применять множество методов визуализации информации для продуктивной работы.
Такая культура поощряет сотрудников не ограничиваться одним рабочим столом, а использовать разные пространства и методы для визуализации данных. Это помогает лучше понимать друг друга и предлагать больше нестандартных идей.
Речь идёт не только о белой доске. Но и о том, что можно заполнять идеями пространство стола и стен. То есть полная свобода для фиксации своих мыслей.
Парейдолия
В книге Санни использует упоминание этого явления как одного из составляющих дудлинга. Ведь, что бы мы не нарисовали, каждый интерпретирует это по-своему.
Это зрительная иллюзия, при которой человек видит одушевлённые объекты, лица, фигуры там, где их нет.
Парейдолия в моей жизни
Я совмещала учебу в университете с работой дизайнера. Поэтому вечером я делала задание в университет, а ночью работала. Для того, чтобы не уснуть я пыталась применить любые методы: кофе, очень крепкий чай, энергетики, элеутерококк, а потом и всё вместе 😊
Иногда я сидела около батареи на полу. Почему-то мне было комфортно раскидывать кучу листков бумаги и прислонившись к батареи работать, заполняя листы закорючками. Однажды я вгляделась в плитку в ванной и увидела лицо. Попробуйте тоже найти:
Пробую показать то, что вижу (так и не дорисовала, но всё же):
Кстати, исследователи из университета Хельсинки считают, что религиозные люди или те, кто верит в сверхъестественное сталкиваются с этим явлением чаще.
Инфодудлинг
Этот навык поможет делать быстрые зарисовки на совещаниях. А ещё создавать инфографику, понятную каждому.
Инфодудлер – это человек, который использует синтез слов, форм и образов для отображения текстовой информации и информации, воспринимаемой на слух. К источнику подобной информации можно отнести учебник, любой письменный текст, лекцию, групповое совещание, то есть определенные наборы слов и цифр, которые могут быть преобразованы в более наглядную форму для лучшего понимания.
Инструменты инфодудлинга
Я выбрала некоторые инструменты, указанные в книге и дополнила элементом, который важен для меня — консистентность.
- Типографика
В это понятие входят размер шрифта, выбор гарнитуры, расстояние между строчками. Банальный, но самый простой и доступный способ влиять на восприятие информации людьми. - Подпись
Важный инструмент, который помогает избавить картинку от двусмысленности. - Разделители и соединители
Они показываю не только наличие связи, но и тип, продолжительность, силу. Помогают структурировать информацию. - Консистентность
Это о том, что нужно стараться поддерживать общую визуальную стилистику. Если человек правильно чувствует визуальный язык, то он может быстро считывать информацию. Важно создать единую ментальную модель. Например, стрелки для отображения основного процесса в схеме — черный и толстые, а побочные — пунктирные и серые. - Маркированные списки
Буллеты сообщают нашей визуальной коре, что весь текст на странице не одно бесконечное предложение, а разные части.
Хочу посоветовать канал Verbal to Visual. Автор рассказывает об основах скетчинга, как делать наброски и, конечно же, всё на конкретных примерах. Включайте видосики и тренируйте не только навыки инфодудлинга, но и английский.
Полезные практики для группового инфодудлинга
Карта эмпатии
Цель этого упражнения — выявить основные эмоции, чувства и потребности пользователя. Важно, чтобы упражнение выполняли члены команды, которые знают всё о своих пользователях. Например, те, кто регулярно проводит качественные исследования или хоть присутствует на них. Ну или хотя бы читает о своих пользователях отчеты исследователей.
Эмпатия — это одно из основных качеств человека, который создаёт продукты для других людей.
Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать голову человека в центре доски или большого листка и разделить пространство рядом с головой на 6 частей. Каждая из частей будет отвечать за разные сектора: «Думаю», «Вижу», «Слышу», «Говорю», «Чувствую», «Делаю».
Для полного погружения придумайте конкретного человека: его профессию, имя, детализировать внешность. Можно использовать любые детали, которые помогут отнестись к проблемам пользователя эмпатично и погрузиться в процесс груминга.
График потребностей и возможностей
Нужно построить график с осями X/Y, отметить «Потребности» и «Возможности» (но пары переменных могут меняться в зависимости от ваших нужд). Нужно встроить стикеры, относящиеся к разным поинтам. Таким образом, команда сможет соотнести то, что ей нужно сделать и что она может сделать.
Санни Браун обещает, что команда получит большое количество новых идей, но они не всегда могут соответствовать уровню готовности команды к их воплощению.
Точечное голосование
После того, как группа провела мозговой штурм и расклеила идеи по доске, сотрудники берут маркеры и ставят точки на те идеи, которые поддерживают. Таким образом, вес голосов будет одинаковым, а результаты открытыми.
Я слышала о методике с точками, но только на макетах. После того, как вы нарисовали макет, команда проходится по нему и ставит точку там, где есть вопросы/несогласие/недопонимание. Такой метод помогает отразить общую картину и определиться с проблемами, которые нужно решить в первую очередь.
Советую посмотреть
Как-то мне на глаза попался курс по визуализации информации с помощью крутых графиков. С этого момента я стала следить за иллюстратором Федерика Фрагапане.
Вот некоторые её работы 😍
Подписывайтесь 👻 Впереди ещё много полезной информации из книг и историй из дизайнерской жизни. Соц. сети тут