Десять ошибок в дизайне, которые мы до сих пор делаем
Убеждение, что хороший дизайн — это тот, которого не видно, старо как мир. Это было, есть и будет актуально к любой отрасли — еде, архитектуре, одежде, философии и, конечно, к веб-дизайну.
Человеческий ум в чём-то развивается стремительно, а в чём-то очень медленно, но сегодняшние знания о пользовательском сценарии, будут актуальны ещё лет 50, достаточно лишь придерживаться нескольких принципов.
«Возможности человеческого мозга не меняются от года к году, поэтому изучение поведения человека не имеет срока годности. То, что с трудом давалось пользователю двадцать лет назад, по-прежнему остаётся трудным сегодня», — Дж. Нильсен.
Архитектор Стив Круг обозначил некоторые полезные принципы ещё в 2000 году в своей книге «Не заставляйте нас думать». Это время после бума доткомов, которые по-прежнему актуальны. Да, многие скажут, что интерфейс стал более современным, а сайты более быстрые и продвинутые, но речь не об этом.
Дело в том, что в человеческом поведении ничего не изменилось. Все мы хотим, чтобы принцип «не заставляйте меня думать» использовался на всех типах товаров и услуг, с которыми мы взаимодействуем (будь то микроволновая печь, телевизор, смартфон или автомобиль).
1. Много текста
Как правило, посетители сайта ищут что-то конкретное, что их интересует. При просмотре огромного описательного водяного текста у многих возникает вопрос, зачем это есть на сайте. Большинству пользователей просто необходимо заказать что-то и сделать это быстро. Ни у кого нет времени читать больше, чем нужно.
Но маркетологи до сих пор настаивают на длинных текстах (к счастью, уже менее перенасыщенных ключевыми словами), будучи уверенными, что все хотят это прочесть.
- Используйте больше заголовков — они отражают тезисы каждого раздела или имеют отношение к человеку. В любом случае они помогут решить задачу или не тратить время на сайте.
- Длинные абзацы менее читабельные, чем ряд коротких. Не перегружайте, при возможности разбивайте текст.
- Используйте маркированные списки, особенно в случаях, когда в тексте идёт много перечислений через запятую.
- Выделите ключевые слова, так как большая часть процесса изучения страницы состоит из поиска ключевых слов и фраз. Выделяйте важное жирным шрифтом и облегчите пользователям поиск. Но не выделяйте слишком много тезисов, иначе внимание рассеется, и способ потеряет эффективность.
2. Текст не упорядочен
Правильная визуальная иерархия — важный аспект. Именно она показывает связь между элементами. Для этого есть несколько принципов:
- Чем важнее что-то, тем оно более заметно. Самые важные вещи либо больше, либо значительно выделяются в цветовой гамме.
- Вещи, которые связаны логически, связаны визуально. Например, вещи похожи и потому сгруппированы под одним и тем же визуальным стилем или под тем же заголовком.
3. Изобретаем велосипед
Люди всегда хотят чего-то нового и большего. Но мы забываем, что рынок и так перенасыщен, а изучение каждого нового приложения требует определённых усилий и временных затрат. Рано или поздно наш ум взрывается: «О, чувак, ещё один сервис, который надо понять?!».
Это важный аспект, который необходимо осознать, прежде чем двигаться дальше. У дизайнеров всегда есть соблазн «покреативить» и изобрести велосипед, потому что делать что-то «как у всех» — скучно.
Следует объективно оценить время, силы и знания, которые требуются для качественного продукта на выходе.
4. Длинные инструкции к продукту
Наша задача — сделать вещи ясными и очевидными. А главное, что мы знаем об инструкциях — это то, что их никто не читает. Мы должны стремиться к тому, чтобы всё было максимально понятно и без них.
Возьмите IKEA в качестве примера. Если вы среднестатистический пользователь и вам необходимо собрать шкаф из IKEA. Большинство справится с этим, когда есть чёткая картина перед. Картина, где нет слов — только изображения.
5. Только вам интересно, как работает ваш продукт
Для многих людей совсем не интересно вникать в это. Не потому, что они глупые, а просто потому, что им всё равно.
Возьмём в качестве примера Apple AirPods. Многие согласятся, что цена слишком высока за то качество звука, которое мы получаем. Но видя, как люди взаимодействуют с ними, становится реальная причина их покупки — мобильность, комфорт, наушники без надоедливых проводов.
Я вижу, как мой приятель взаимодействует с ними, и он никогда не спрашивал, какие технологии стоят за всем этим и как они работают. Но он знает, что всякий раз, когда он откроет корпус возле своего устройства, они автоматически подключатся. Это так просто.
6. Пользователь не смотрит на ваши «изящные линии» — он спешит
Наверное, все дизайнеры любят создавать эффекты, добавить динамики и так далее. А что, если вашим пользователям это не нужно? Жизнь — череда различных непростых событий, требующих больше энергии и внимания, чем анимированные картинки на сайте.
Например, вы отец, а ваш ребёнок кричит, потому что он хочет мороженого, собака лает, потому что кто-то звонит в дверь, а в это время вы пытаетесь заказать билет на поезд, который отправляется через 40 минут. В этот конкретный момент люди не обращают внимания на динамичные элементы сайта, им важно, чтобы билет можно было легко найти и не менее легко забронировать.
7. Фокус-группы — не проверяют юзабилити
Фокус-группа — это небольшая группа людей, которые сидят за столом и делятся своим мнением о продукте, прошлом опыте, чувствах и реакцией на новые концепции. Фокус-группы отлично подходят для выявления того, чего хочет ваша аудитория.
Тест юзабилити — это наблюдение за пользователем, когда он что-то тестирует. То есть человек выполняет определённые действия, вы наблюдаете и можете заметить некоторые недоработки, позволяющие понять, что вам нужно что-то исправить в своих концепциях.
8. Работа в группе должна быть слаженной
У всех случаются моменты, когда им говорят: «Я лучше знаю, что хорошо, а что плохо, сделай по-другому». Работая в команде, непросто выстроить такую нить поведения, где ещё до старта обсуждалась роль каждого члена группы. В противном случае мы будем иметь полную комнату людей, у каждого из которых своё бескомпромиссное мнение в отношении того, что нужно для создания отличного продукта. И каждый уверен, что он прав.
9. Вы задаёте неправильные вопросы
Вопрос «вам нравится раскрывающееся меню?» — неправильный и не имеет никакой ценности, в отличие от «вам нравится выпадающее меню в этом контексте с таким-то текстом и в таком-то месте?». Спрашивайте у пользователя мнение, но прежде удостоверьтесь, что он так же осведомлён в концепции, как и вы.
Следует забыть о «да кому это понравится?» и сосредоточиться на стратегии дизайна, это поможет не потерять фокус и энергию. Тестирование юзабилити покажет вам, что нужно исправить.
10. Ультрасовременный дизайн с элементами игры там, где их быть не должно
Когда человек у вас на сайте, он не должен задумываться о таких вещах, как:
- Где я?
- С чего начать?
- Где тут контакты?
- Это объявление или часть сайта?
Каждый подобный вопрос при использовании вашего продукта добавляет минусы. Людям не хочется решать головоломки, когда они пришли с конкретной целью — нажать на кнопку и купить.
Каждый раз, когда кто-то нажимает на то, что похоже на кнопку или ссылку, но ей не является, либо же ссылка или кнопка не работает, это отрицательно характеризует сайт. Если подобное есть у вас — срочно избавьтесь.
Мы перевели и адаптировали материал Eugen Eşanu. Автор написал эту статью, вдохновившись книгой «Не заставляйте меня думать» Стива Круга.
0. Не к месту используется моноширинный шрифт.
а мы его любим очень.
Проблема не в том что вы переводите, проблема лишь в том зачем вы это делаете?
В данном случае было бы круто разбавить это действительно примерами. Типа вот так не надо, а вот если вычистить тут и тут, будет круто, смотрите что получилось.
Такая статья была бы интересна, а так это перевод ради перевода.
Еще и дизлайки ставите комментариям)
Конечно ставим, и лайки ставим, объективным комментаторам)
С примерами да, было бы круче, согласны, но примеры мы используем для своих кейсов, а авторский материал стараемся сохранить оригинальным. Делаем это для тех, кому не охото самостоятельно адаптировать и читать.
"Человеческий ум в чём-то развивается стремительно, а в чём-то очень медленно,..." Банан большой, а кожура еще больше?
верно, вы очень внимательны :)
Вода водой