Почему дизайн работает? Перевод статьи продуктового UX-дизайнера Миклоша Филипса от студии DEZA

Коллеги, в этот раз мы решили поделиться с вами интересной находкой, а конкретно, статьей английского продуктового UX-дизайнера Миклоша Филипса — Design Principles: why a design works («Принципы дизайна: почему дизайн работает»). Чтобы вам удобнее было с ней познакомиться, мы перевели статью и сократили, оставив только самое важное.

Короткий спойлер: в статье автор рассматривает 16 принципов проектирования, в нашей версии мы рассмотрели 10 из них, наиболее важных и интересных.

Почему дизайн работает? Перевод статьи продуктового UX-дизайнера Миклоша Филипса от студии DEZA

Эстетическая целостность

Когнитивная легкость возникает тогда, когда отсутствует когнитивное напряжение. Когда дизайн работает, люди испытывают когнитивную легкость, когда он не работает — когнитивное напряжение.

В «Руководстве по человеческому интерфейсу» (документ компании Apple с рекомендациями для разработчиков пользовательского интерфейса) уже несколько десятилетий говорится об эстетической целостности. Apple определяет эстетическую целостность так: когда внешний вид и поведение дизайна идеально сочетаются с его функцией.

В нашей адаптированной версии статьи мы подробнее рассмотрели наиболее интересные и при этом важные (на наш скромный взгляд) принципы:

  • Визуальная иерархия
  • Баланс
  • Симметрия
  • Повторение
  • Правило третей
  • Акцент
  • Единство
  • Близость
  • Согласованность / последовательность
  • Негативное пространство

Как правило, известные образцы дизайна сочетают в себе большинство этих принципов. Они часто пересекаются и смешиваются, чтобы заставить дизайн работать. Баланс, симметрия, негативное пространство, повторение и другие — все они братья, сестры, одним словом — члены большой семьи.

#1. Визуальная иерархия

Визуальная иерархия — способ структурирования информации и расстановки приоритетов в дизайне. Иерархия определяет порядок, в котором люди воспринимают и обрабатывают информацию, формирует правильный путь человека через контент.

Смысл, концепция и настроение композиции передаются через творческое использование визуальных элементов, определяющих иерархию. Визуальная иерархия крайне важна для любого дизайна, будь то страница сайта или печатный рекламный материал.

Некоторые из приемов, с помощью которых можно установить визуальную иерархию — это позиционирование, размер и масштаб, цвет и контраст, расстояние и близость, негативное пространство и другие. Использование большого отрицательного пространства вокруг элемента может сделать его более значительным, а использование ведущих линий может задать движение человека по контенту. Все начинается с этого принципа, поэтому работайте с ним, а не против него.

Пример визуальной иерархии
Пример визуальной иерархии

#2. Баланс

В дизайне существует два типа баланса: симметричный и асимметричный. Все композиционные элементы — шрифт, цвета, изображения, формы, узоры, белое пространство — имеют определенный визуальный вес. Некоторые элементы тяжелы и притягивают взгляд с самого начала, другие элементы легче и считываются как менее важные. То, как эти элементы расположены, может создать ощущение одинаково взвешенного порядка в симметричном дизайне или смещенного и хаотичного дизайна в асимметричном.

Но абсолютно неважно, симметричный дизайн или асимметричный: наш мозг и взгляд любит чувство равновесия, поскольку оно создает гармонию, порядок и эстетичность.

Множество принципов: баланс, выравнивание, масштаб и симметрия — задействованы на сайте Breitling
Множество принципов: баланс, выравнивание, масштаб и симметрия — задействованы на сайте Breitling

#3. Симметрия

В принципах гештальта закон симметрии и порядка известен как prägnanz — что в переводе с немецкого означает «хорошая фигура». Этот принцип гласит, что мозг будет воспринимать неоднозначные формы в максимально простой манере.

Мы склонны искать симметрию во всем. Симметрия существует повсюду — просто посмотрите на бабочку, цветок или морскую звезду. Согласно исследованиям, симметрия лица повышает оценку его привлекательности, несмотря на то, что идеально симметричные лица на самом деле не очень уж и красивы. Как и в природе, тот же принцип действует в цифровой сфере — сбалансированный и симметричный дизайн визуально более приятен.

Симметрия в природе
Симметрия в природе

#4. Повторение

Повторение — близкий родственник последовательности, черты отличного юзабилити. Повторение в дизайне — это хорошо, потому что наш мозг всегда ищет закономерности, сходства и последовательности. Почему? Да потому что восприятие и обработка одинаковых элементов требует меньших когнитивных усилий. Мы легче распознаем повторяющиеся паттерны по сравнению с необходимостью перестраивать наш мозг каждый раз, когда мы видим новый паттерн.

Как уже было сказано, мозг ленив — распознавание знакомых паттернов означает затрачивание меньшей энергии на сознательную обработку этой информации.

#5. Правило третей

Правило третей гласит, что дизайнерская композиция с использованием нечетных чисел для количества элементов, представленных в макете, работает эффективнее, чем четная. Например, три / пять карточек в ряду работают лучше, чем две / четыре, и создают более приятную композицию.

Правило третей (оно же «Правило золотой сетки») делит дизайн на трети как по горизонтали, так и по вертикали, в результате чего получается сетка 3х3 и четыре пересечения. Считается, что если дизайнеры выравнивают элементы по сетке и размещают наиболее важные из них на пересечениях линий сетки, то это создает более эстетичную композицию. Почему? Потому что так формируется определенная асимметрия в дизайне, подобно спирали Фибоначчи, — а асимметрия помогает создавать более цепляющие взгляд и интересные композиции.

Компания Iskos Design использует на сайите правило третей для демонстрации продукции
Компания Iskos Design использует на сайите правило третей для демонстрации продукции

#6. Акцент

Акцент — мать иерархии: если нет акцента, то нет и иерархии. Принцип акцентирования используется для того, чтобы выделить или погасить отдельные элементы дизайна.

Как и некоторые другие дизайнерские принципы, акцентирование используется для того, чтобы направить взгляд человека на то, на чем важно сосредоточиться в первую, вторую и третью очередь. Посадочные страницы электронной коммерции используют технику акцентирования в 99% случаев.

На сайте бренда Citizen слоган и продукт подчеркиваются с бОльшим эффектом
На сайте бренда Citizen слоган и продукт подчеркиваются с бОльшим эффектом

#7. Единство

Единство — это то, насколько хорошо элементы дизайна работают вместе, образуя эстетическую общность. Каждый элемент должен иметь четкую визуальную связь с другими, чтобы помочь передать четкое и ясное сообщение. Именно согласованность в дизайне дает людям ощущение, что все части работают вместе.

Хороший уровень единства можно сравнить с хором, где произведение исполняется в гармонии, образуя идеальное целое: один голос поддерживает другой, а не создает какофонию.

Последовательные цвета, повторяющиеся узоры, баланс и симметрия создают ощущение единства на сайте Tiffany
Последовательные цвета, повторяющиеся узоры, баланс и симметрия создают ощущение единства на сайте Tiffany

#8. Близость

Принцип близости позволяет дизайнерам группировать связанные элементы и сигнализировать об их взаимосвязи. Если расположить их дальше друг от друга, то объекты воспринимаются как отдельные и обособленные — и связь между ними ослабевает.

Как правило, люди считают, что элементы, которые находятся не рядом друг с другом, логически и не связаны между собой. Отсутствие внимания к близости вызывает немедленное когнитивное напряжение и ухудшает восприятие информации.

Хорошая реализация принципа близости. Связанные по смыслу элементы визуально сгруппированы<br />
Хорошая реализация принципа близости. Связанные по смыслу элементы визуально сгруппированы

#9. Согласованность, последовательность

Последовательность в дизайне порождает привычность и повышает полезность, юзабилити и эффективность, с которой пользователи могут использовать цифровые продукты. А вот непоследовательность приводит к увеличению когнитивной нагрузки и вызывает замешательство и разочарование. Соблюдение последовательности повышает эстетическую целостность. Все мы знаем, как неприятно, когда навигация в приложении меняется по мере использования.

Помимо визуальной согласованности, также большую роль играет согласованность бренда. Качественное восприятие бренда невозможно без последовательного представления и использования визуальных атрибутов — типографики, цветовой гаммы, паттернов, айдентики — которые отражают его суть.

Согласованность достигается за счет использования одинаковой цветовой палитры, типографики, интервалов, узоров и взаимодействия.
Согласованность достигается за счет использования одинаковой цветовой палитры, типографики, интервалов, узоров и взаимодействия.

#10. Негативное пространство

Правильное количество негативного пространства вокруг элементов переносит внимание на сами элементы. Оно подчеркивает содержание и обеспечивает необходимое условие для того, чтобы макет не казался нагроможденным. Без такого воздуха человеческий мозг с меньшей вероятностью отсканирует интересующие его моменты и может запутаться.

Apple представляет собой выдающийся пример использования негативного пространства для создания сильной точки интереса
Apple представляет собой выдающийся пример использования негативного пространства для создания сильной точки интереса

Заключительные размышления

Сегодня люди привыкли получать опыт взаимодействия с брендом без трения во всех точках касания. Понимание принципов дизайна и их взаимодействия — жизненно важно для всех дизайнеров, а их умелое использование — ключ к созданию визуально привлекательных и функциональных дизайнерских решений.

Проектирование с использованием перечисленных принципов — золотой стандарт, на который дизайнеры могут положиться, когда чувствуют себя немного потерянными или у них закончились идеи. Приемлемый дизайн, может быть, и возможен без понимания и реализации принципов проектирования, но может потребоваться много проб и ошибок, чтобы создать что-то хорошо выглядящее и отвечающее современному уровню пользовательского опыта.

Когда мы не уделяем должного внимания качеству дизайна, мы пренебрегаем качеством бренда и всем, что он олицетворяет. Важно помнить: когда что-то плохо спроектировано, пострадает в первую очередь бренд. Именно поэтому великие дизайнеры прикладывают все усилия к своей работе — они знают, что у нее не будет второго шанса произвести хорошее первое впечатление на пользователя.

Источник:

1414
2 комментария

Полный перевод этой статьи, без сокращений, находится по ссылке: https://awdee.ru/printsipy-dizajna-kak-rabotaet-dizajn/

1
Ответить

Лаконично 👍

1
Ответить