Личный опыт: российский дизайнер о том, как разработать устройство, чтобы получить премию Red Dot

Российский дизайнер Сергей Шляхов считает, что важно следить за технологическими, производственными и потребительскими трендами и иметь в виду кое-какие дополнительные нюансы.

Личный опыт: российский дизайнер о том, как разработать устройство, чтобы получить премию Red Dot

Сергей Шляхов работает в сфере промышленного дизайна уже десять лет. В 2018 году сразу два продукта, в разработке которых он принимал участие, — смарт-терминал АТОЛ Sigma 10 и POS-терминал Optima — получили престижную международную награду Red Dot за достижения в дизайне. В этой статье Сергей рассказывает о своем опыте работы над продуктами-лауреатами и делится лайфхаками, которые помогут современному дизайнеру поднять свой профессиональный уровень настолько, чтобы претендовать на Red Dot или другую заметную отраслевую премию.

Узнать, что востребовано прямо сейчас

Чтобы добиться успеха и создавать интересные продукты, в первую очередь стоит следить за трендами в промышленном дизайне. В последние годы UX-дизайн (от user experience, т.е. пользовательский опыт) набирает все большую популярность, и остальные тренды во многом строятся вокруг этой идеи: пользователю мало получить стильный и внешне привлекательный продукт, ему необходимо максимальное удобство использования этого продукта.

Поэтому активно развиваются и внедряются альтернативные методы управления, например, голосовое, и функции, реализуемые при помощи интернета вещей. А в самих продуктах программный интерфейс приложений и оболочки часто становятся важнее, чем внешний дизайн корпуса. Собственно, поэтому же большинство смартфонов сейчас более-менее схожи внешне: минимум толщины, рамок и острых углов, максимум места под экран, а все нужные порты (которые еще не исчезли из-за победы беспроводной связи) находятся там, где они не будут мешать пользователю.

Эти же принципы активно применяются и при создании других современных устройств. Их внешний дизайн уже довели до комфортного и максимально понятного/привычного современному пользователю уровня, так что борьба за красоту и удобство (и в конечном итоге за популярность у пользователя) перешла в сферу интерфейса, от которого владельца ничего не должно отвлекать.

Клиенты все чаще обращают внимание и оценивают инструменты, которыми пользуется дизайнер, поэтому особенно важно уметь работать с самыми современными приложениями, форматами и методами.

Для производителей еще одним важным фактором стала экологичность производства и продукции, охрана окружающей среды и забота о будущем. Нашему потребителю это пока менее важно, но приятно знать, что дизайнеры все чаще задумываются не только над выгодой и пользой, но и над использованием экологически чистых материалов и методов утилизации продуктов, дизайн которых мы помогаем разрабатывать.

Личный опыт: российский дизайнер о том, как разработать устройство, чтобы получить премию Red Dot

Анализировать особенности каждого проекта

Понимание трендов — отличный старт, но есть еще огромное количество нюансов, которые помогли АТОЛ Sigma 10 и Optima получить премию Red Dot. На главных стоит остановиться подробней.

1. Очень важно не повторяться и быть оригинальным.

Взять какие-то стандартные решения и повторить, то есть разработать вторичный дизайн, - это очень просто и вместе с тем опасно, ведь вторичность заметят и потребители, и жюри. Каждый раз нужно искать новые подходы и решения, переосмысливать и не бояться начинать с нуля.

<p>Разработка концепта АТОЛ Sigma 10</p>

Разработка концепта АТОЛ Sigma 10

Когда я занимался разработкой дизайна смарт-терминала АТОЛ Sigma 10, у меня был только набор функций, которые должен выполнять аппарат, и компонентов, которые нужно уместить в современный тонкий корпус: большой экран с изменяемым углом наклона, принтер с большим рулоном бумаги, автоотрезчик чеков, съемный модуль фискального накопителя. А вот четких требований по дизайну не было - бесконечное пространство для маневра и поиска “того самого” решения.

Прототип АТОЛ Sigma 10
Прототип АТОЛ Sigma 10

Экспертными знаниями о продукте обладала команда АТОЛ: они понимали, почему экран должен был быть именно такого размера, почему нужен именно такой принтер, использовали в работе над устройством исследования оптимального угла наклона экрана на рабочей поверхности и т.д.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10
Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Мы вырезали модели корпуса из пенопласта и печатали на 3D-принтере варианты дизайна, чтобы оценить их вживую. Технические специалисты ребята очень увлеченные, они стремились сделать безупречный смарт-терминал - поэтому у нас и получился такой крутой продукт.

Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10
Окончательная версия дизайна АТОЛ Sigma 10

Разные подходы к компоновке деталей позволили создать два варианта конструкции, которые нас в целом устраивали, но… В процессе работы над ними необходимо было постоянно что-то менять, подстраивать друг под друга, дорабатывать и переделывать.

В какой-то момент я понял, что за всеми этими доработками потерялась изначальная идея устройства - так мы начали с нуля и создали окончательную версию, в которой учли все удачные наработки из первых двух. Вот она-то в итоге и дошла до стадии продакшена, а потом принесла награду Red Dot.

Очень важно постоянно копить и анализировать опыт работы с разными объектами: понимание того, как были спроектированы, скажем, торговая тележка, контроллер для шлема виртуальной реальности или электромобиль и почему они были спроектированы именно таким образом, даст вам возможность совсем с другой стороны подойти к проектированию нового, возможно, совершенно не связанного продукта (например, смарт-терминала) — и знания о том, ка́к это сделать.

А вот в случае с терминалом Optima у меня было почти готовое ТЗ с полным набором требований по функциональности и внешнему виду: наклонный экран, габариты под стандартную плату, удобный вывод разъемов. Здесь моей основной задачей было изучить современные тренды, подготовить концепты и придать конечному устройству индивидуальность, которая бы помогла выделить его среди конкурентов.

<p>Одна из версий дизайна POS-терминала Optima</p>

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

Одна из версий дизайна POS-терминала Optima
Одна из версий дизайна POS-терминала Optima

В итоге получился минималистичный терминал-моноблок с 11,6-дюймовым наклонным экраном, который удобен в использовании, может работать автономно в случае отключения электричества и умеет «спасать» базу данных на дополнительный накопитель… И при этом он вышел достаточно оригинальным, чтобы претендовать на Red Dot!

Окончательная версия дизайна POS-терминала Optima, получившего награду Red Dot 
Окончательная версия дизайна POS-терминала Optima, получившего награду Red Dot 

Культивируйте в себе чувство прекрасного — в этом помогает многое: хорошие книги, выставки, красивое кино и компьютерные игры, вкусная еда — всем этим живут люди, а цель промышленного дизайна, повторюсь, удовлетворять их потребности максимально эффективно.

2. Дизайн должен быть качественным.

Если говорить кратко, промышленный дизайн должен отвечать целям продукта и требованиям пользователя, а сам дизайнер должен активно искать способы придать этому продукту некую дополнительную ценность. POS-терминал Optima, например, разрабатывался с мыслью о максимальной компактности и автономности.

Чтобы терминалом было удобно пользоваться даже в ограниченном пространстве, мы спрятали разъемы внутри корпуса, а заодно добавили аккумулятор на случай отключений электричества. В итоге получилось достаточно миниатюрное и «дружественное пользователю» устройство, которое соответствует всем современным трендам.

Найдите источник вдохновения и не стесняйтесь присматриваться к творчеству других дизайнеров — например, подписавшись в Pinterest на хорошие доски по промышленному дизайну (как это сделал я); при этом главное — не скатываться в слепое копирование чужих проектов, чем часто злоупотребляют наши коллеги из Китая, подхватывающие удачные решения и выпускающие собственные «оригинальные» продукты.

3. Работать стоит с такими заказчиками, которые готовы отправить проект на конкурс.

Хорошо, когда и дизайнер, и заказчик стремятся к признанию и не стесняются показать свой продукт всему миру.

Мне очень повезло, что АТОЛ отправил заявки на участие в Red Dot, причем я изначально знал только об одной из двух заявок, поэтому сразу две премии стали очень большим и приятным сюрпризом. Red Dot в дизайнерской среде считается чем-то сродни «Оскару», получение такой награды — это и огромный плюс в дизайнерскую карму, и видный элемент портфолио. Да и просто предмет для гордости, который мотивирует расти дальше.

Дизайнеру приходится балансировать между решением проблемы пользователя, запросами заказчика и технологическими ограничениями. Успешным становится исключительно тот продукт, в котором удалось реализовать правильный баланс. Например, дизайнеру хочется поставить принтер чеков под более удобным для пользователя углом, но конструкция не позволяет это сделать, не потеряв в надежности и без увеличения цены. Поэтому нужно вырабатывать финальный дизайн устройства, которым и пользоваться удобно, и соотношение цены и качества выдержано.

4. Небольшая хитрость: если выбрать нишевое направление, в котором сравнительно редко представляют продукты, шанс победить увеличивается.

Как участнику проекта по созданию дизайна продукта, получившего премию Red Dot, мне в этом плане повезло, так как смарт-терминалы на Red Dot представлены не особо широко. Естественно, это не отменяет необходимости разработать качественный и полезный для потребителя продукт, который отвечает всем требованиям заказчика.

1313
16 комментариев

Круто! И дизайнер, и Атол молодцы.
Прекрасный пример того, что если в индустрии есть конкуренция, то в итоге появляются охуенные продукты.

3
Ответить

Red Dot Concept и Red Dot за пром образец это две огромные разницы. Концепт это идея, которую процесс подготовки к масс производству может изменить до неузнаваемости. Потому реддот за промышленный образец на порядок ценнее.
Экспресс дизайн у Лебедева из той же серии. Они не делают дизайн для последующего производства, они за эти 300к создают компании повод похайпить в соцсетях свой проект.

2
Ответить

Вы хоть сами поняли, что пишете?

Ответить

А что попробую по-существу. Ни концепт ничего не стоит, ни промышленный образец ничего не стоит. Стоит то, что имеет реальную цену, вписывающуюся в рынок и некий набор фич, на который клюнет потребитель, потому что это ему реально надо и которые не смогут скопировать гиганты индустрии. И кстати маржу тоже не лишне иметь процентов 60%. Тогда нормальный инвестор с вами будет говорить.

Ответить

Да и само понятие "Промышленный Образец" совершенно ложное. Все это только мухлеж с китайскими производителями, выдавая их продукцию за свою, и повод залезть в государственный карман ставя планку тем, у кого нет таких ходов.
У Темы в основе его творчества лежит Клептоамнезия (то есть умение выдавать чужие идеи за свои до такой степени, что бы поверить в это самому. Поэтому все его вещи непатентоспособны, остальное неважно)

Ответить
Комментарий удалён модератором

У Лебедева экспресс логотип за 100к, а экспресс промдизайн за 300к. За подобное устройство цена у фрилансера будет примерно такой же. Только фрилансер за эти деньги сделает вам несколько вариантов, будет их с вами обсуждать и дорабатывать.

1
Ответить