Теперь ты дизайн-менеджер — что дальше
Меня зовут Веня Рыбников, и последние два года я отвечаю за дизайн «Яндекс Путешествий». Я пришёл в компанию, будучи стажёром, и постепенно вырос до руководителя дизайна. Попутно и другие ребята, с которыми мы начинали путь, так же становятся руководителями и я заметил, что по существу все сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Классно, если рядом есть наставник, который может подсказать и помочь влиться в новую роль, но так бывает не всегда.
В этой статье я точно не смогу дать ультимативный гайд по тому, как быть руководителем в дизайне, а только попробую дать практические советы и наблюдения, которые помогли мне саму дойти 0 к 1.
Без долгих предисловий
Большое заблуждение, что руководитель это логичное продолжение любой профессии и её составная часть. Перекладывая на дизайн эту логику получается такой ход – дизайнер -> старший дизайнер -> ведущий дизайнер -> руководитель группы и т. д
И как обычно представляют себе этот рост (и я представлял так же)
В реальности же это не рост, а скорее переход от одной роли к совсем другой
Потому что рост – это когда человек что делает всё лучше и лучше, может быть захватывает смежные области но принципиально продолжает делать примерно тоже. А в нашем случае человек умел отгружать макеты, а теперь нужно управлять людьми, считать деньги, ставить цели, оценивать эффективность и вот это всё.
Поэтому по сути с появлением подчинённых человек не продолжает развиваться, а начинает рост в совершенно иной ветке – в управлении.
Какие появляются преколы
Дальше будет несколько наблюдений о том, что я успел заметить сам за собой. Если вы узнаете себя хотя бы в одном или нескольких – не переживайте, вы не одни < 3
Наблюдение 1 — Проверка софт-скиллов
То, что для дизайнера считается софт-скиллами и тем, что нужно прокачивать дополнительно к основным выходит на первый план. Умение решать конфликты, управлять своим временем, декомпозировать всё на свете, модерировать встречи и дальше по списку теперь наше всё
Наблюдение 2 — Играющий тренер
Чувство потока, кайф от хорошо проделанной работы, приятная рутина, за которую мы любим работу дизайнером. Знакомо? Теперь представьте, что про всё это нужно забыть и 80% рабочего времени заниматься чем-то другим, совершенно новым и зачастую не очень понятным. Добавьте к этому то, что вы перешли в новую роль органично и команда привыкла ходить к вам с рабочими вопросами и задачами и вуаля – вместо того, чтобы быть тем, кем вы нужны команде в новой роли вы не можете избавиться от старой и продолжаете делать тоже самое.
Поэтому если вы стали руководителем, а рабочий день по большей части всё ещё проходит в фигме – задумайтесь, занимаетесь ли вы тем, чем нужно на вашей позиции.
При этом я сам люблю ремесло и люблю закатать рукава и пофигачить. Но так же я спрашиваю себя, зачем это нужно и не логичнее было бы заняться чем-то другим. Если ответ нет -> продолжаем фигачить.
Отдельный котёл для тренеров которые, начинают вмешиваться в игру, делать за своих подчинённых работу и учить их, как лучше работать. По итогу команда будет демотивирована, а руководитель всё так же завален не своими задачами.
Наблюдение 3 — Операционка
Когда возникает много всего непонятного, помимо стресса возникает идея попытаться это упорядочить. Правильный путь это стараться избавиться от операционки (автоматизируй всё, что можно) без потери в качестве и поддержки работы системы. Но в реальности практически всех моих знакомых и меня самого по началу накрыло волной бесконечных встреч и попыток всё решить на встречах.
В чём проблема? В том, что так сжигается возможность подумать и работать над улучшением системы в целом, по сути это неэффективное тушение пожаров.
Наблюдение 4 — Демотивация
Когда ты работаешь дизайнером, как правило есть понятный дофаминовый цикл. Делать задачу -> Сделать задачу -> Верстка -> Релиз. Когда ты становишься руководителем, этот цикл рушиться, потому что задачи теперь другие. А какие задачи вообще зачастую не понятно и новые вызовы нужно находить самому.
Дальше несколько советов, которых я дал бы сам себе на старте
Итак, вы проснулись с утра после топления к мечте
Теперь вы отвечаете не за часть продукта или как дизайнер за конкретные задачи – вы отвечаете верхнеуровнево за дизайн целиком. Мне нравится думать в парадигме, что есть две роли – видение команды с т.з бизнеса и с т.з руководителя дизайнеров
Точка зрения руководителя дизайнеров
С т.з руководителя дизайнеров это про найм, рост и увольнение ребят и в целом именно про взаимоотношения внутри.
- Поставьте регулярные созвоны с членами команды. Важно, чтобы люди понимали, что всегда есть возможность поговорить и обозначить какие-то проблемы
- Выясните, есть ли какие-то проблемы или недовольства вашей командой прямо сейчас. Вероятно, разработчикам не нравится процесс дизайн-ревью, а продактам в целом то, как идёт работа с дизайнерами. Это будет явной точкой роста для команды и ваша задача;
Точка зрения бизнеса
Это про баланс между закрытием ресурсных потребностей и оптимизацией затрат.
- Важно проговорить ожидания вашего руководителя, иначе есть шанс, что через несколько месяцев окажется, что от вас ждут совсем другого;
- Подумайте, есть ли в вашей команде проблемы, которые мешают росту бизнеса прямо сейчас? Вероятно, дизайн это бутылочное горлышко и вам не хватает людей. Или в какая-то из продуктовых команд проблемная. В таком случае нужно проговаривать эти проблемы с руководителем (обычно это ceo или cpo) и решать их вместе
Закрыв эти пункты вы сможете понять, есть ли пожары прямо сейчас или всё нормально и вы можете начать думать про что-то более долгосрочное.
Что-то более долгосрочное
На мой взгляд, задача руководителя это:
- Определить на каком уровне сейчас дизайн в компании. Обычно выделяют три – оперативный (только задачи здесь и сейчас), тактический (есть процессы, появляется система) и стратегический (дизайн влияет на видение продукта);
- Исходя из контекста понять, какие шаги надо сделать, чтобы перейти к стратегическому уровню;
- Начать делать
В реальности по пути будет 100500 других задач и вызов, но всегда нужно помнить верхнеуровневые задачи и не забивать на них.
Не все команды хотят или видят пользу во влиянии дизайна на видение продукта, не говоря уже о том, что зачастую для этого перехода нужно менять видение и процесс работы в самих командах. Но про это в других сериях
Полезное об этом
Статью я написал, поскольку именно про дизайн-менеджмент информации в интернетах не особо много, особенно, чтобы это было как-то систематизированно. Кидаю, что самому зашло:
- Модели зрелости дизайна от inVision. Внутри отличное исследование и фреймворк чтобы понять, на каком уровне и ваша команда, и чем один уровень отличается от другого;
- Забавная pdf-ка про менеджера-снежинку. Просто и наглядно;
- Паттерны дизайн-менеджмента от Юры Ветрова. Курс ультимативный, из минусов – долго (около 4-5 месяцев) и цена. Но вроде бы скоро завезут книгу;
- Как руководить дизайнерами, курс от Кости Горского на bbe. Очень классный и небольшой курс, который позволил мне немножко выдохнуть и лучше понять новую роль.
Делитесь мнением в комментах, есть ли смысл продолжать писать об этом, а может быть у вас другое видение роли и задач дизайн-менеджера! Я в этом смысле и сам где-то в начале пути и очень интересно, как работает у других 🙂