Обзор дизайн-трендов в мире овощной консервации
Сегодня речь пойдет о дизайне консервных упаковок. Решил ограничился овощными и фруктовыми. Да-да, не улыбайтесь. Этот важный элемент нашего с вами питания воспел еще Энди Уорхол.
И некоторые дизайнеры продолжают переосмысливать и придумывать новое для такой, на первый взгляд, старомодной продуктовой категории. Будет много оргазмических картинок и чуть меньше важного текста про тенденции в упаковке консервов. Начнем с разбора трендов в таре и упаковочных материалах.
1. Инновации. Картонные пакеты
Упаковка для консервов до недавнего времени ограничивалась стеклянной тарой и жестяными банками. Если это никоим образом не повлияло на потребительские привычки зрелого и более пожилого поколений, то для привлечения миллениалов бренды стали придумывать новые ходы. Такие монстры рынка как Cambpell’s выпустили серию из шести супов в пластиковых пакетиках Go Soups с нетрадиционным дизайном упаковки и смелыми ароматами.
General Mills также отошел от банок для своих супов Progresso в пользу картонных коробок Tetra Pak. Линия выпускается в таких вкусах, как масала, карри с орехами.
Изменения происходят не только в супе: бренд ConAgra предлагает томатный соус в закрываемой однолитровой асептической упаковке Tetra Brik.
Почему больше производителей отказываются от банок?
- пакеты и коробки могут быть гораздо экономичней
- пакетики и коробки, как правило, более экологичны
- чисто эстетически пакеты выглядят более новыми и удобными
Миллениалы выбирают картонную упаковку, потому что она выделяется на полке и создает эффект «рекламного щита», который отлично подходит для графических изображений, цветов и крупной печати.
2. Жестянки. Проверены временем
Маркетинг маркетингом, а жестяные банки по-прежнему лидируют среди упаковок консервов.
Роберт Бадвей (Robert Budway), президент Института производителей банок, отмечает 3 основные причины этого явления:
- из года в год футеровка жестяных банок усовершенствуется (строжайший контроль, миллионы опытов)
- жестяные банки наименее подвержены воздействию света, воздуха, а также механическим воздействиям, что отражается на безопасности продукта, его вкусовых качествах
- жестяные банки являются бесконечно перерабатываемыми без потери качества материалом, что благоприятно отражается на окружающей среде, и на финансах
3. Стекло
По результатам опросов в США, проведенными EcoFocus Worldwide в прошлом году, 90% потребителей оценивают стеклянную упаковку как № 1 по сохранению вкусовых качеств продукта. Когда потребителей попросили оценить положительное влияние упаковки для пищевых продуктов на здоровье, 55% отдали предпочтение стеклу по сравнению со всеми другими типами упаковки: банки – 30%, а пластик/картон – 18%. Кроме того, в стеклянной таре потребитель видит продукт лицом.
Визуальные тренды
1. Крупный план
Подход не такой уж креативный, но часто используемый на этикетках жестянок, ведь потребитель не может заглянуть внутрь, не купив и не раскрыв продукт.
Красиво и аппетитно показать овощ на этикетке тоже надо уметь. Изображением продукта можно «залить» всю этикетку, а можно и обойтись минималистичным изображением.
2. Персонификация
Призер множества профессиональных конкурсов в области дизайна и креатива – команда Creativebydefinition разработала дизайн упаковки для жестянок новой линейки овощных банок ATI.
Проект отмечен серебряной наградой Creativity International Awards, между прочим. Ребята нестандартно подошли к задаче по упаковке нарезанных помидоров, томатов черри, и белых и красных бобов. Они предложили клиенту поиграть в селекционеров и смоделлить идеальные по параметрам овощи.
Идея - показать овощи, как будто они являются трехмерными моделями природы с идеальными размерами. Устроили настоящий овощной кастинг. Заметили на этикетках стрелочки? Это линии для обмера идеальных овощей.
Минималистичный белый фон с черной полосой яркие цвета «моделей» – каждая упаковка представляет помидор или боб публике как уникальную свежую звезду шоу!
Российские коллеги тоже порадовали. Екатеринбургское агентство “Гордость” еще дальше продвинулось в одушевлении жестянок и их содержимого, представив дизайн для серии овощных консервов Smily. Задача, как всегда, сводилась к отстройке от конкурентов (название, я так понял, было придумано уже заранее клиентом и вся тональность позитива) и коммуникации натуральности. Ребята создали образ улыбашки-жестянки на этикетке.
Местами напоминает хеллоуиновские тыквы, но в целом, конечно, привлекает внимание и четко доносит сообщение.
Еще один пример овощей с характером от соотечественников OtvetDesign.
Вызвало ассоциации с подходом студии Лебедева и их семейства Фруктовичей для фруктов в шоколаде.
3. Имитация процесса готовки
Большинство овощных консервов подается к столу не совсем в своем первозданно виде. "Ребятки" идут в салаты. Их частенько смешивают, жарят, парят или сервируют. Поэтому в дизайне этикеток не редки приемы появления в кадре посуды и прочих кухонных девайсов. Рецепты бонусом – всегда полезно.
4. Точка, точка, огуречик
Если дизайнеры не показывают овощи крупным планом, то они используют их формы для создания запоминающихся паттернов.
Российский офис Bonduelle недавно запустил коммуникацию с паттерном.
Ваш покорный слуга и его агентство Otlichnosti тоже поюзало этот прием при разработке айдентики для компании Desan, производящую лучшую в своем сегменте овощную консервацию под брендами «Помидорка» и «6 соток».
Мы разработали фирменный паттерн – он похож на семечки, из которых вырастают символические помидоры, кукуруза и огурцы. Также паттерн напоминает засеянные плантации с высоты птичьего полета. Цветовое кодирование под рабочим названием “Овощной светофор” поможет быстро и просто ориентироваться по брендам в составе компании.
5. Иллюстрации
Если не фотографическое изображение овощей и не 3D, то какие еще варианты? Конечно же, иллюстрации. И тут все ограничивается брифом клиента и фантазией дизайнера – от нежной акварели до Уорхоловского поп-арта.
Спустя 50 лет после того, как Энди Уорхол впервые продемонстрировал свою оригинальную работу «Суповые банки Campbell’s», маркетологи решили отметить это дело и запустить лимитед едишн - сэт из четырех банок этого продукта в стиле Уорхола. Банки разработаны с одобрения Фонда Энди Уорхола. Эксклюзив на продажу был только у ритейлера Target.
6. Винтаж, ретро, ностальгия
Не секрет, что в рамках одной категории зачастую соседствуют прямо противоположные тренды. Если новые веяния несут картонные упаковки и современный яркий дизайн для миллениалов, то ретро-стиль в упаковке жестянок будет греть душу более взрослым потребителям и напоминать им про те времена, когда мама или бабушка делала заготовки овощной консервации на зиму.
Ретро-консервы
Коллекция запечатанных металлических банок с фруктами и овощами бренда Richelieu с красочными бумажными этикетками, сделанные для выставки в супермаркете на Чикагской всемирной выставке 1933 года, была приобретена Чикагским музеем науки и промышленности в 2009 году за 900 долларов.
Основанный в 1862 году бренд Richelieu производил множество продуктов, помимо консервированных фруктов. Это был один из брендов, выпускаемых Sprague, Warner & Co., которые в 1912 году выпустили 66-страничную историю своей компании.
7. Запредельный фудстайлинг
К сожалению, этот тренд я нашел только у японских дизайнеров и ничего не смог перевести с иероглифов на сайтах их дизайн-студий. Это касается только стеклянных упаковок. Минималистичный шрифт, никакой графики, но что они творят с художественной раскладкой каждой горошины и морковки в банках! Это космос. Напомнило песочные картины в бутылках. Как это физически делается и в каких масштабах – остается только гадать. На этом предлагаю просто помолчать и растворится в эстетике.