Мотивационные постеры внутреннего «министерства пропаганды» Facebook
У компании есть подразделение, которое разрабатывает агитматериалы для внутреннего использования и служит рупором корпоративной культуры. Мы в Hello Guru решили разобраться в истоках и причинах его существования.
В 2016 году по интернету прокатилась новость — в открытую продажу поступили 15 коллекционных мотивационных постеров ручной работы из внутренней коллекции Facebook. Стартовая цена каждого составляла $400–600.
Это были минималистичные постеры в винтажном стиле, оформленные доходчиво и ярко. Они красовались на стенах кабинетов не только рядовых сотрудников, но и офиса самого Марка, и транслировали лозунги, которыми жила и живёт самая большая соцсеть мира и которыми руководствуются десятки тысяч её сотрудников.
Тогда «большой интернет» и узнал про Facebook Analog Research Laboratory (на самом деле знали и раньше, но в более узких кругах), где эти постеры были отпечатаны, и её руководителе Бене Берри, негласного «министра пропаганды» Facebook.
Фото лаборатории показывают какой-то оазис мануфактуры в офисе технологической компании: ручные печатные станки, краска, мольберты, трафареты и довольные своей работой люди (да, постеры не столько печатались, сколько делались вручную).
Вскоре появилось огромное количество более бюджетных копий и постеров в том же стиле, но с вариациями на тему. А ещё спустя некоторое время про эти постеры широкая общественность говорить почти перестала.
Однако FARL продолжала существовать и вдохновлять сотрудников Facebook. Более того, сотрудники, которые уходили свободное плавание, забирали с собой любимую «агитку».
FARL напомнила миру о том, какую роль играет визуальный рассказ в формировании нужной атмосферы в офисе.
Стихийное начало
Вот представьте, вы паренёк из Техаса, которого наняли, возможно, в самую крутую ИТ-команию мира заниматься дизайном. Что бы поделать в рабочее время? Правильно — делать постеры. Ну не интерфейсы же рисовать.
Получив негласное разрешение начальницы отдела дизайна, Бен Берри, тот самый паренёк, вместе с товарищем Эвереттом Катигбаком расположились на заброшенном складе нового офиса компании и начали печатать постеры с мотивирующими высказываниями, чтобы потом размещать их на стенах офиса.
Всё было очень естественно — мы просто хотели делать что-то, что упростило бы понимание корпоративной культуры компании.
Дело быстро набирало обороты, и постеров на стенах компании становилось всё больше. Инициатива не осталась незамеченной — коллеги включились в процесс и стали предлагать новые фразы для постеров, а через некоторое время был напечатан постер для кабинета Марка Цуберберга с надписью «Stay Focused and Keep Shipping».
Вскоре Бен Берри получил шуточное прозвище «министр пропаганды» (хотя он его и не взлюбил, так как считал, что пытается не манипулировать сознанием людей, а вдохновлять их), а постеры печатались уже десятками и стали занимать центральное место в офисах компании по всему миру.
К 2013 году лаборатория разрослась настолько, что переехала в просторное здание нового кампуса Facebook в Менло-Парке.
Не только диджитал
Первый постер, напечатанный Барри в типографии, гласил: «Done Is Better Than Perfect». Ещё два, изготовленные следом: «Move Fast and Break Things» и «What Would You Do If You Weren't Afraid?».
Постеры были призваны приободрить и поддержать самого себя и коллег, упростить их жизнь, тотально увязшую в бесконечном потоке информации из интернета, и показать им нечто физическое, а потому настоящее.
«Переводя замысел в физическую форму, вы повышаете его значимость, — объясняет Барри. — Сейчас в интернете так много информации, что иногда эффективнее передать ее другим способом. Если вы сообщаете что-то "живьем", это может привлечь гораздо больше внимания».
Именно обилие внешней информации, по словам Барри, лишило постеры их первоначальной функции — сообщать и анонсировать. Теперь за этот аспект отвечают многочисленные почтовые рассылки и уведомления в социальных сетях.
В выгодное же положение постеры ставит чёткость формулировок, лаконичность и яркость, поэтому, «увидев постер в кафе за обедом, вы точно обратите на него внимание».
Дизайн первых постеров Барри вдохновлен визуальной культурой 1920-х годов, в частности американскими антивоенными плакатами. Фразы для первых плакатов вроде «Good Design Is Good Business», «Stay Focused and Keep Shipping» и «Move Fast and Break Things» дизайнер заимствовал у Абрахама Маслоу, из Urban Dictionary или собственных записных книжек.
Внутренняя религия
Главной целью Барри и Катигбака стало распространение ценностей, принятых в Facebook, среди всех сотрудников. Обратная связь только приветствовалась: все желающие могли принять участие в создании новых постеров, не только предложив новый текст, но и мастеря их.
За несколько лет Facebook Analog Research Laboratory превратилась в настоящий нервный центр компании, в главный цех по продвижению внутренней религии — тех принципов и ценностей, которых придерживаются в стенах Facebook.
Издание Wired как-то назвало лабораторию «секретной рукой пропаганды» — и нет повода не согласиться с этим определением.
Когда компания вырастает до сотен и тысяч сотрудников, корпоративные ценности начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Нам же хотелось сохранить энергию стартапа, драйв хакерской культуры, которые когда-то и привели Facebook к успеху
В этих же целях, когда количество пользователей сети превысило миллиард, Барри создал «Маленькую красную книгу» — буклет, в котором наглядно разъясняются ценности компании, чтобы новички быстрее включались в процесс работы и ловили общую волну.
In Hack We Trust
Если первые надписи для постеров Барри и Катигбак выбирали самостоятельно, то очень скоро к генерации идей подключились многие сотрудники, вскоре ставшие непосредственными участниками производства: совместное создание постеров стало одной из любимых корпоративных активностей.
Темы для постеров часто возникали будто сами собой, без усилий и долгих раздумий. Тем неожиданнее воспринимали их популярность создатели.
Например, в своё время постер «Stay Focused and Keep Shipping» буквально захватил социальные сети: пользователи делились им, словно это фотография красивой достопримечательности или ловко снятой оптической иллюзии.
Когда Барри впервые появился на пороге Facebook, в компании уже процветала хакерская культура и даже проводились хакатоны — мероприятия, где сотрудники объединялись в команды и презентовали идеи, стремясь уложиться в пару минут.
В период проведения хакатонов слово «hack» было буквально повсюду — так организаторы и участники анонсировали грядущие события. Уже будучи вовлечённым в работу над типографией, Барри подхватил любимое слово коллег и напечатал его на одном из постеров.
«Слово "hack" имеет негативную коннотацию в массовой культуре, и это досадная ошибка, — говорит Бен. — Когда мы говорим о хакерах, мы имеем в виду в первую очередь людей, которые пытаются сделать мир лучше и ускорить его развитие. "Hack" — это всё-таки глагол».
В 2012 году постер с этим словом (и вписанным в него же словом «hope») во время визита в офис Facebook подписал сам Барак Обама. Уже много лет этот плакат украшает стену одного из помещений компании.
Так зачем всё-таки? — «стук барабанов»
Сегодня, когда Facebook утратил свой прежний беспрекословный авторитет и Бен Берри давно ушёл из компании, постеры лаборатории по-прежнему держатся на плаву, а над их производством работает команда из нескольких десятков человек.
Тем не менее восприятие плакатов широкой аудиторией всё-таки претерпело изменения: постеры Facebook теперь интересны не только как бодрящие мотиваторы, но и как артефакты, наглядно рассказывающие об эволюции самой компании, в том числе о нынешнем состоянии кризиса идентичности, в котором она пребывает.
Черно-белый постер 2018 года «What Matters is What You Do Next» напоминает, скорее, гнутые часы из сюрреалистических работ Дали, нежели жизнеутверждающие постеры Берри и Кетигбека, которые шесть лет назад вешал на стены Марк Цукерберг.
Компания не перестает осмыслять происходящее в современном мире и реагировать на это: «Facebook пытается делать как лучше и всё, что может, но борьба с дезинформацией — сизифов труд», — говорит Бомс, автор постеров. Но как это отражается на сотрудниках?
По мере развития лаборатории постерам уделялось всё больше внимания не только со стороны самих сотрудников, но и со стороны руководства. Цукерберга и других людей на руководящих должностях постеры привлекли как орудие пропаганды, ненавязчиво прикрытое искусством — моментально мотивирующее и попадающее точно в цель.
Один из бывших сотрудников Facebook Камило Аревало, который в 2015–2016 годах был ярым поклонником постеров лаборатории, сравнивал эти чувства с тем, «словно кто-то отбивает ритм на барабане, а ты маршируешь, вторя ему».
Когда заходишь в офис и видишь постеры и на лестничной площадке, и на столе у твоего руководителя, и в туалете, и в столовой — при условии, конечно, что ты согласен с посылами на этих постерах, — это окрыляет. Как будто кто-то отбивает ритм на барабане, а ты маршируешь, вторя ему.
Действительно, безобидные фразы вроде «Be the Nerd» могут быть направлены на достижение вполне корыстных целей компании, требующей от сотрудника относиться к работе фанатично и делать всё максимально быстро.
Профессор Стэнфордского универститета Фред Трнер обращает внимание: подобный метод заставляет работника сосредоточиться на самом себе, замкнуться, игнорируя происходящее вокруг него, — и это также играет на руку компании.
Постеры, которые создаёт подразделение, побуждают сотрудников Facebook видеть себя не архитекторами аппарата глобальной слежки, а художниками, созидателями нового мира, построенного вокруг самовыражения личности.
FARL сейчас
Сейчас новые сотрудники Facebook Analog Research Laboratory продолжают занимать активную позицию по отношению к внутрикорпоративным ценностям компании, но уже более критично осмысляя их.
Например, дизайнер Луиза Дэйл создала проект, в рамках которого распечатала «Правила и условия» в гигантском масштабе, чтобы обратить внимание людей на текст, который обычно прочитывает ничтожный процент пользователей.
Неизвестно, добилась ли дизайнер желаемого эффекта, но живой процесс коммуникации продолжается, и постеры по-прежнему остаются его неотъемлемой частью.
Многое из того, что сейчас делается в лаборатории, направлено на стимуляцию диалога внутри компании на важные темы и трансляцию корректного в глазах фирмы понимания социальных явлений. Яркий пример — постеры про вовлечённость разных людей в рабочий процесс и командную работу.
Резюме
Fаcebook с самого начала вёл своего рода борьбу за мировое господство. В таком деле нужны агитматериалы, ведь каждый день нужно делать невозможное, создавать новое. И FARL возникла очень своевременно. В наглядном, привлекательном виде она помогала компании прививать нужные идеи и понятия сотрудникам.
Борьба закончилась, и роль агитматериалов ушла на второй план. Сейчас FARL — это не столько коропоративный рупор, сколько инструмент самовыражения самих сотрудников.
Тем не менее плакаты до сих пор играют важную роль — они остаются лакмусовой бумажкой настроения в компании. А их история напоминает о том, как правильно делать революцию в бизнесе.