Ребрендинг IT-компании: как мы повысили лояльность сотрудников
Ребрендинг компании – нужен ли он? Некоторые люди считают любые обновления напрасной тратой времени. А мы в Fojin так не думаем, потому что сами провели масштабный (и удачный) ребрендинг для наших сотрудников и клиентов. Дальше рассказываем, как это было.
С чего всё началось
Мы IT-компания, которая работает достаточно давно, с 2016 года. За это время несколько раз возникало желание заняться собственным брендом и «сделать всё красиво».
Но, как это часто бывает у молодых компаний, работа на проектах и выстраивание отношений с постоянными клиентами занимали 99% времени, так что на себя попросту не хватало ресурсов, и результат получался соответствующий – хаотичный.
Посмотрите, например, на эволюцию нашего логотипа в 2016-2021, еще со старым названием:
Ни один из этих логотипов уже не выглядит современным и оригинальным. Сравните с тем, который мы используем сейчас:
Время шло, компания развивалась и достигала целей. Год назад произошли структурные изменения, после которых было принято решение обновиться – чтобы новый бренд отражал, кем мы на самом деле являемся как коллектив профессионалов и как люди.
Какие цели мы поставили, начиная ребрендинг:
- Создать язык бренда
Мы любим наше дело и ценим тех, с кем работаем. Это очевидно, однако нужно было создать неповторимый язык бренда Fojin, который выражается во всем, что мы делаем онлайн и офлайн.
- Объединить команду
У нас работают люди из разных городов, поэтому новую SMM-стратегию мы построили на том, чтобы рассказывать истории, которые будут по-своему интересны всем – и коллегам из различных отделов, и людям, которые пока не знакомы с нашей компанией.
- Отразить новую HR-стратегию
Раньше мы более активно искали новые кадры и делали упор на обучение талантливых стажеров. Теперь сосредоточились в первую очередь на мотивировании существующих сотрудников, а также на привлечении к нам специалистов определенной квалификации. Всё это повлияло на темы контента: мы стали чаще рассказывать о работе разных команд, делиться экспертизой и профессиональными достижениями.
- Сделать бренд современным и привлекательным
Была проделана объемная и разносторонняя работа над визуальным стилем Fojin, а также над стилистикой и тоном коммуникаций. В итоге мы получили запоминающийся образ, в котором дружелюбие и мемы сочетаются с энергичностью и готовностью к челленджам.
- Повысить лояльность сотрудников
Мы рассчитывали, что качественный апгрейд нашего бренда поможет объединить людей и дать им возможность ассоциировать себя с компанией через различную символику, события, контент и другие элементы айдентики.
С повышением лояльности так и вышло в итоге: спустя год после ребрендинга мы провели исследование сотрудников и увидели интересные результаты. Но об этом чуть позже, а сейчас расскажем о конкретных шагах, которые привели нас туда, где мы находимся сейчас.
Элементы нового бренда и этапы работы
1. Новое название и слоганы
Ребрендинг – это полное переосмысление того, что мы хотим донести с помощью бренда и того, как новый образ будет выглядеть, звучать, восприниматься.
Необходимо было отразить две важные мысли:
- Главной ценностью компании являются её сотрудники.
- В компании работают профессионалы, полные энтузиазма и стремления к отличным результатам.
Так возник один из наших слоганов – «IT-компания для людей». Другую грань нового позиционирования отражает слоган: «Всё, что мы делаем – это топ».
Слоганы компании используются в описании профиля соцсети
Важной частью ребрендинга стало новое название. Мы выбирали его по следующим критериям: яркое, короткое, запоминающееся.
А уже в готовом логотипе была замечена неожиданная игра слов:
- Наша компания называется Fojin;
- Один из фирменных цветов – оранжевый, как лиса\fox;
- Мы приходим на помощь бизнесу, словно волшебный джинн.
Чуть позднее концепция джинна и лисы воплотится, когда мы начнем работу над фирменным персонажем – маскотом. Об этом будет чуть позже.
2. Логотип и фирменный стиль
Чтобы решить любую проблему, нужно сначала понять ее суть. Мы провели анализ фирменного стиля, который был у нас раньше, и сформулировали основные претензии:
- В первую очередь, неудачный выбор цветовой гаммы. Ее было трудно использовать при создании корпоративного мерча и различных диджитал-материалов для сайта и соцсетей.
- Отсутствие единого и современного подхода делало прежний фирменный стиль бледным на фоне конкурентов, а нам хотелось наоборот, выделяться и запоминаться.
- Такие оттенки красного и синего давно устарели, а наша компания стремится идти в ногу со временем.
Чтобы обновить логотип и фирменный стиль, наши дизайнеры полностью отказались от предыдущих решений и создали альтернативную визуальную концепцию.
Новый фирменный стиль компании Fojin базируется на трех основных цветах: оранжевый, черный и белый. Почему именно такой выбор?
Оранжевый ассоциируется со смелостью, свежестью, позитивным настроем – такой посыл мы хотели передать. Черный уравновешивает яркий оранжевый и задает ощущение стабильности, компетентности, уверенности в своем деле. Яркие акценты передают характер и настрой нашей команды.
Как придумать логотип бренда? В первую очередь необходимо отталкиваться от современных тенденций дизайна, а также учитывать ситуации использования у каждой конкретной компании. Все логотипы известных брендов созданы с учетом этих двух важных факторов.
Новый логотип был создан по следующим принципам: лаконичность, простота, узнаваемость.
Лого содержит в себе две буквы F и J, которые напрямую ассоциируются с названием компании. Стилизованный буквенный логотип универсален для использования на цифровых и любых печатных носителях, а также в интерьере.
Помимо прочего, наш дизайнер Ирина поработала над тем, чтобы все элементы фирменного стиля связывало единство ассоциаций и чтобы таким образом достигалась консистентность. К примеру:
- Мягкие контуры букв в логотипе напоминают оранжевые линии, которые часто используются в айдентике компании.
- Оранжево-черно-белая цветовая гамма воплощается в самых разных контекстах, будь то сдержанный стиль корпоративного сайта или неформальный дух наших соцсетей.
3. Соцсети и SMM-стратегия
На основе наших ценностей, корпоративной культуры и HR-стратегии мы создали соответствующий голос бренда в соцсетях. Кратко его можно охарактеризовать так:
- Идущий от первого лица, неформальный, часто с шутками и мемами;
- Передающий индивидуальность сотрудников через интервью, фотографии, истории;
- Раскрывающий экспертизу и достижения компании в приятной и нескучной форме;
- Передающий атмосферу внутри коллектива, чтобы привлекать людей с похожими ценностями: энергичность, дружелюбие, ответственность и профессионализм.
Визуальная часть нашей SMM-стратегии использует все те же узнаваемые элементы фирменного стиля: цветовая гамма, графика, маскот и т.д.
4. Маскот и корпоративный мерч
Маскот – персонаж, который помогает взаимодействовать с аудиторией. В нашем случае нужен харизматичный и запоминающийся, но в то же время простой и понятный, чтобы объединить 100+ разных людей.
Создание маскота – командная работа.
Сначала мы поиграли с названием Fojin и идеей джинна как ловкого помощника, который всегда рядом и готов преобразовать бизнес-идею в крутой цифровой продукт.
А дальше активный фидбек от сотрудников показал, что новая айдентика в оранжево-бело-черных тонах ассоциируется у многих с рыжим зверьком.
Задача была объединить джинна и лиса. С первым всё понятно – решить, какой хвостик будет лучше смотреться. А вот со вторым сложнее – найти референсы, понять архетип и характер, отрисовать разные варианты, найти форму – всё это заняло много времени. Но зато получился отличный персонаж.
Нашего зверя неизвестной породы мы решили назвать джинолис. И вскоре совместно выбрали ему имя – Юджин. Он уверенно обосновался в наших сердцах, и увидеть теперь его можно повсюду: футболки, наклейки, открытки сотрудникам, бланки для корпоративных игр и многое другое.
В следующий раз мы подробно расскажем, как создали оригинальный мерч с маскотом. А вы пока можете попробовать угадать его роль/архетип.
5. Корпоративный сайт
Визуальный образ нашего корпоративного сайта можно охарактеризовать так: лаконичный, в меру строгий, полностью выдержанный в фирменном стиле компании. Дизайн основан на чередовании смысловых блоков, оформленных с использованием фирменных цветов – белого, черного и оранжевого.
Изначально у дизайнеров была идея – придумать фирменную линию, которая привлечет внимание и сопроводит направление взгляда пользователя.
Но когда начали это использовать на практике, то быстро поняли, что жирная оранжевая линия сильно отвлекает внимание и перегружает сайт. Было решено уменьшить толщину линии, чтобы сделать ее более аккуратной и динамичной. Сейчас на сайте используются оранжевые акценты и тонкие белые линии как элементы фирменного стиля.
Приступая к работе над новым сайтом, наши дизайнеры проанализировали актуальные тренды в сфере ИТ и диджитал. Затем выделили те решения, которые наиболее удачно вписываются в новый фирменный стиль компании.
Динамичность и легкая анимация добавляют сайту жизни и дают посетителю возможность погрузиться во взаимодействие. Кстати, мы недавно опубликовали отдельную статью о приемах вовлечения в дизайне – разобрали много реальных примеров, в том числе из опыта нашей компании.
Работа над сайтом еще далека от завершения: запланированы не только новые страницы, но и улучшение существующих. В будущем хотим, чтобы корпоративный сайт демонстрировал ценности компании, экспертизу наших специалистов и успехи клиентских проектов, над которыми мы работаем.
Как сотрудники воспринимают ребрендинг спустя 1 год: итоги анонимного опроса
Каким образом компания может оценить результаты ребрендинга? Напомним, в нашем случае основной целью было повышение вовлеченности сотрудников. Лучший способ узнать их честные мнения – спросить, причем анонимно. Спустя ровно год после начала ребрендинга мы так и поступили.
Результаты опроса показывают, что большинство сотрудников довольны сменой фирменного стиля компании:
87, 2% предпочитают новый логотип
85% нравится оформление и тематика соцсетей (а читают их 81% опрошенных)
91, 5% предпочитают нынешний корпоративный мерч с маскотом
Также мы попросили сотрудников оценить по 10-балльной шкале, насколько они ассоциируют себя с тем образом нашего коллектива, который создан с помощью различных элементов фирменного стиля.
По этим ответам можно судить о вовлеченности сотрудников спустя год после ребрендинга компании. Средняя оценка – 8,6/10, при этом наименьшие цифры (от 1 до 4) выбрали всего 7% опрошенных.
Какие выводы можно сделать на данном этапе? Ребрендинг компании прошел успешно и достиг тех целей, ради которых затевался. Будем продолжать работать по намеченной стратегии.
Кто работает над новым брендом:
- Бренд-дизайнер;
- Маркетолог;
- Копирайтер;
- UI\UX дизайнер;
- Проджект-менеджер;
- Веб-разработчики.
Как мы планируем развивать бренд дальше
Следующий этап в развитии бренда Fojin – расширять аудиторию, и один из шагов к этому был сделан, когда мы начали вести блог на VC. Планируем здесь делиться разнообразным профессиональным опытом:
- HR-процессы и развитие корпоративной культуры;
- Опыт в формате «от специалиста – специалисту»;
- Кейсы интересных проектов – клиентских (насколько будет возможно в рамках NDA) и наших внутренних.
Как компания мы ставим перед собой довольно амбициозные цели и стремимся, чтобы нас знали не только сотрудники и постоянные клиенты.
Хотите задать вопрос или обсудить сотрудничество? Пишите! hello@fojin.tech