Бизнес на красоте: хотят ли фотографы тоже зарабатывать?

Бизнес на красоте: хотят ли фотографы тоже зарабатывать?

Сегодня в нашем блоге хотим разобрать историю нашего клиента, его запрос и общую тенденцию, которая наметилась в творческом сообществе.

Суть задачи

К нам обратился достаточно популярный фотограф, задачей которого была разработка договора для заказчиков (коммерческих и личных съемок). Помимо своих услуг по проведению съемки, дальнейшей ретуши, он не хотел отдавать полные права на РИД заказчикам, оставляя их за собой, передавая фотоснимки на праве лицензии.

Чем это вызвано?

Вопрос оказался весьма логичным и резонным: если IT-компания выпускает продукт, то в большинстве своем, передает в пользование исключительно по лицензии, сохраняя права собственности. Почему тоже самое нельзя сделать фотографам? Клиент покупает время фотографа, за что и платит, но справедливо ли вот так отдавать результат интеллектуальной деятельности, если его тоже можно сдать по лицензии и остаться его собственником?

Какие сложности на практике?

О них по порядку, ведь они совершенно ясны и прозрачны от начала и до конца.

Можно ли так вообще?

По общему правилу, результат интеллектуальной деятельности (фотографии) после съемки принадлежат заказчику, поскольку фотограф оказывает заказчику услугу.

Однако, если стороны согласуют подобные условия в своем договоре, то благодаря принципу свободы договора, они распространятся на их правоотношения. В таком случае фотограф имеет возможность устанавливать свои условия.

А что нужно установить в договоре?

Здесь очень важно понимать нюансы, если уж фотограф затеял сыграть в такой формат работы. Во-первых, это оговорка о пользовании заказчиком результатом интеллектуальной деятельности и сохранении прав за фотографов (Не авторства! А собственности!)

Во-вторых, конечно же стоит определиться с форматом использования и здесь можно условиться о простой неисключительной/ исключительной лицензии. Установить срок, территории и правила пользования снимками.

Если в съемке принимали участия лица, стоит договориться с ними об использовании их изображения.

Дополнительно установить компенсацию за использование, нарушение использования, стоимость покупки (если хотите продать в дальнейшем) и стоимость лицензии для продления.

Что делать с заказчиком в таком случае?

Самый глобальный вопрос, который в подобной конструкции существует — это согласится ли заказчик на подобные условия работы?

И здесь, как наш личный опыт показал, все очень и очень сложно, что вполне логично. Ведь клиенты платят сумму и хотят делать с фотографиями все, что хотят.

А если это вопрос личной фотосессии и личных снимков? Все это вынуждает отказываться от съемок у таких фотографов. Есть и другие ситуации, где заказчики более гибкие и готовы договариваться с фотографом на какие-то условия, если им нужно именно его творчество.

Будет ли это повсеместно использоваться фотографами - покажет практика!

22
5 комментариев

хотят ли фотографы тоже зарабатывать?
кто же в наше время не хочет зарабатывать

3
Ответить

Ну фотографы итак зарабатывают своим трудом. Поработал - получил деньги. Другое дело, трансформировать услуги в лицензионную деятельность и масштабироваться уже не за счет труда, а за счет использования клиентами фотографий!)

Ответить

Ждал от статьи чего-то такого:

"- Хотят ли фотографы тоже зарабатывать?
- да... "

2
Ответить

Тогда получайте: YES :)

Ответить
Комментарий удалён модератором

Если найдете исполнителей, которым не попадаются "такие" - напишите, мы совместно вручим ему Оскар))

Ответить