История о том, как создать дизайн-систему сайтов аэропортов для пассажиров
Мы, digital-агентство Uplab, занимаемся разработкой и продвижением сайтов для компаний-лидеров рынка.
Последний год мы работаем над сайтами крупных региональных аэропортов.
В начале осени 2018-го года мы запустили новый сайт международного аэропорта Екатеринбурга — «Кольцово». Зимой — Ростова-на-Дону «Платов». Уже в 2019-м году: аэропрта Самары «Курумоч», Нижнего Новгорода «Стригино» и сайт аэропорта Нового Уренгоя, сделанные по одной дизайн-системе. Подробнее — в кейсе на Behance.
Клиент
«Аэропорты Регионов» — ведущий аэропортовый холдинг России. В него входят международные аэропорты нескольких городов-миллионников:
- «Кольцово» Екатеринбурга;
- «Курумоч» Самары;
- «Стригино» Нижнего Новгорода;
- «Платов» Ростова-на-Дону.
Также управляющая компания реализует проекты строительства нового аэропорта Саратова и модернизации аэропортов Петропавловска-Камчатского и Нового Уренгоя.
По итогам 2018 года услугами аэропортов холдинга воспользовалось 15 млн 263 тысячи пассажиров.
Причины редизайна
Старые сайты имели устаревшую структуру и дизайн. Также они были неудобны для просмотра с мобильных устройств.
Аэропорты холдинга по-настоящему современные. Например, «Платов» первый в России получил пять звезд Skytrax — самого влиятельного рейтинга аэропортов в мире.
Поэтому сайты должны были соответствовать современному и высокому уровню самих аэропортов.
Решения
Нам предстояло сделать дизайн с интуитивно-понятным интерфейсом, удобный для использования на десктопах и смартфонах. Чтобы всю необходимую информацию можно было получить в один-два клика.
Основа — лаконичный дизайн, без обилия лишней информации. Навигация выстроена в соответствии с основными пользовательскими сценариями.
Большинство сайтов аэропортов мира делают акцент на коммерческих целях самого аэропорта и с первого экрана перегружают пользователей информацией, усложняющей выбор. Как правило, слишком много блоков, кнопок и ссылок на одном экране. Если пассажир зашёл с мобильного устройства, картина не упрощается.
Пример тех же аэропортов на десктопах:
Сейчас формируется тренд — на главной странице сразу предлагать два самых распространённых пользовательских сценария: «Прилёт» и «Вылет». А остальную информацию помещать на следующие уровни, выдавая постепенно, по запросу.
Главная
Было:
Стало:
Сегодня люди регулярно имеют дело с большим количеством самых разных сайтов и интерфейсов. Пользовательский опыт эволюционирует, а с ним и экспертиза компаний, которые этим опытом управляют. Интерфейсы становятся лучше и проще, потому что накапливается всё больше объективных данных о поведении.
И поэтому нами предварительно были спроектированы сценарии, по которым люди будут пользоваться продуктом, в данном случае — сайтом аэропорта.
На первом же экране аудитория разделяется на пассажиров и партнёров:
Далее — на тех, кого интересуют вылеты, и тех, кого интересуют прилеты:
На первом экране появляются лишь самые необходимые пассажирам сервисы:
- табло;
- сезонное расписание;
- как добраться;
- парковка;
- схема аэропорта.
Структура основана на результатах анализа общих паттернов использования сайтов пассажирами, множества параметров и метрик, пользовательских запросов. Она также учитывает единство и различия сразу нескольких крупнейших аэропортов страны.
Табло
В первом релизе информацию в разделе «Табло» на мобильных устройствах надо было свайпить.
Но по итогам проверки гипотезы мы пришли к выводу, что удобнее будет разместить всю информацию о рейсе в одной карточке, которая помещается в экран целиком, хоть и занимает больше места по вертикали. Такое решение уже готовится к релизу.
Многие решения на сайте — и табло в частности — это симбиоз экспертных предложений агентства и обязательных требований заказчика, связанных с внутренними регламентами или техническими требованиями.
Как добраться
Общественный транспорт включает в себя автобусы. Посетитель выбирает, нужно ли ехать в аэропорт или из него, и далее уточняет вторую точку маршрута. Маршруты представлены в списках по принципу наибольшей популярности среди пассажиров.
Крупные карточки содержат подробные данные о рейсах: номер маршрута, расписание, время в пути, перечень остановок.
Реклама на сайте
Сайты для «Аэропортов Регионов» — в первую очередь решают задачи пользователей, а не продают что-либо. Реклама дополнительных услуг выполнена нативно и ненавязчиво, в рамках общей дизайн-концепции.
Сезонное расписание
На сайтах региональных аэропортов очень важно так называемое «сезонное расписание». В нём работает другой пользовательский сценарий, нежели в табло. Люди зачастую заранее выбирают, куда им нужно полететь в определённые даты.
Они интересуются, какие есть рейсы до выбранного города, какие авиакомпании туда летают. Таким образом совершают выбор в пользу наиболее подходящих условий.
Этот раздел тоже вынесен на главную. Так выглядит главная страница сайта аэропорта Нового Уренгоя:
Итог
Первый сайт из серии «Кольцово» уже получил несколько наград на отраслевых конкурсах: «серебро» в номинации «Инклюзивность и дизайн для всех» и «бронзу» в номинации «Сайт в сфере транспорта» на «Золотом сайте». А на премии Tagline сайт стал вторым в «Лучшей интеграции» и третьим в главной номинации «Лучший сайт года».
Агентство и команда клиента продолжают развивать эту дизайн-систему.
Ведь сегодня недостаточно просто сделать проект и сдать его — подобные сложные ресурсы требуют регулярной аналитики и петли улучшений. К счастью, специалисты «Аэропортов Регионов» это понимают и предоставляют для этого все возможности.
Все сайты, опубликованные на данный момент:
Много мелких косяков и спорных решений по части интерфейса (мало функциональная шапка на 50% экрана, расположение важного контента на странице, механика некоторых элементов, банальные ошибки и так далее). Масса моих знакомых включая меня самого, что от старого сайта аэропорта стрелялась, что от нового (речь про Кольцово), всё это напоминает выжимку трендов небрежно собранных воедино.
Открыл сейчас сайт Кольцово — лично мне всё понятно и любой сценарий, который бы этот сайт для меня должен был решить, решается в пару кликов. Что с ним не так?
К старому Кольцово хотя бы привык, а сейчас опять привыкать, но помню когда первый раз увидел пару недель назад - не оч зашло
Зашел еще раз, вспомнил что выбесило. В таблице прилетов/вылетов ожидаемое время по расписанию/фактическое с указанием даты просто в ступор ввело. Так и хочется дату за фактическое время принять. Зачем вообще везде дату писать? Ну хотя бы на сегодня уберите ее
А можно подробнее про исследования? Что, как и какими методами делали? И как мерили инклюзивность дизайна?
Илья, подробно в комментариях тему исследований раскрыть не представляется возможным. Вероятно, это тема для следующей статьи. Если коротко, то данные на основе открытых источников, данные собранные собственными seo-аналитиками, данные Google Analytics более десятка разных сайтов аэропортов, доступом к которым мы располагаем. Были и юзабилити-тестирование пользователей и тестирование структуры методом карточной сортировки. Что касается инклюзивности, то отдельно, как параметр, мы его не мерили, но, если речь про версию для слабовидящих, то она реализована с привлечением соответствующей экспертизы.
Исследовали как он выглядит на iMac 27" с расстояния 3 метра, видимо.
На 21" мониторе - красивое, но бесполезное говно. В плане полезности - на порядок хуже старого уродливого сайта.
1) На первой странице рейсы... не поместились. Только неграмотная надпись "Онлайн-табло" (чем "Рейсы" и даже просто "Табло" не угодили?) на 3/4 экрана.
2) Поле для поиска рейса хрен увидишь. Ну, спасибо хоть не display: none в качестве оформления.
3) Поиск не ищет по совмещёнными рейсам. На фотке - AF-4611 вылетает в 12.00. На старом, кстати, ищет.
4) Из-за группировки совмещённый рейс "глазами" и по Ctrl+F тоже не найти, нужно "разворачивать" группировки. С чартерами время которых "где-то завтра" нужно разворачивать все группировки.
5) Популярный бред про использование кук. Люди, зачем?! Мы не в Евросоюзе!
Тестировщики, похоже, самолётами не летают.
Почему никто не берется переделать сайт для Домодедово?)