Промышленный дизайн. Современные подходы к заказу и разработке прототипа

Разрабатывая новый продукт задумываешься не только о том, какую функцию он будет нести, но и о том, как он будет выглядеть. Подобного рода задачи(внешний вид, функциональность в зависимости от биометрии человека, совместимость с другими устройствами) традиционно решают студии промдизайна.Заказчик обращается к ним, объясняет задачу и получает прототип изделия, который может значительно отличаться от изначальных представлений. А также такой прототип стоит серьёзных денег.

а это точно прототип боевого робота?
а это точно прототип боевого робота?

Из каких этапов состоит промдизайн и сколько стоит?

Условно разработку промышленного дизайна можно поделить на следующие этапы:

1)дизайн исследование

2)Создание эскиза

3)Создание прототипа согласно эскизу.

Промдизайн обычно дорогой и очень дорогой. Затраты на производство новых технологических продуктов почти всегда гораздо выше, чем изначально планировалось. И вот почему:

  • Для нового продукта нет типовых инженерных решений. Предприниматель представляет себе только его функцию и целевые параметры, поэтому разработка технических решений проходит много стадий, прежде чем будут получены нужные результаты
  • Новые продукты часто делаются с применением новых материалов, с которыми работает мало поставщиков и подрядчиков. К тому же непонятно, как проявятся свойства этих материалов в данном продукте. Поэтому требуется время на освоение новой компетенции, которую часто негде получить
  • Для новых продуктов еще не сформирован дизайн-код — комбинация визуальных признаков, которые позволят клиенту сразу понять, что это за продукт и как им пользоваться.Методом проб и ошибок приходится делать новые продукты из чего придётся, пока в результате не родится нужное сочетание цвета, объема, формы и композиции.

Разумеется, на все пробы и ошибки расходуются деньги.Создание прототипа - это тот этап в промдизайне, который всегда получается дороже, чем планировалось.

Почему так происходит и нужно ли с этим мириться?

Разрабатывая свой продукт, технологический предприниматель постоянного тестирует его на разных целевых группах: инвесторах, первых клиентах, потребителях и регулирующих органах, демонстрируя презентации, инженерные сборки и первые прототипы.

Цель проста: ему нужно создать спрос на свой продукт, добиться заключения предварительных контрактов и запустить предпродажи до начала инвестиций в серийное производство. Параллельно с этим он продолжает поиск поставщиков материалов и комплектующих, способов снижения себестоимости и фактически «продает воздух», не имея на руках серийно выпущенного изделия.

Разрыв между необходимостью развивать спрос на продукт и уровнем готовности продукта — отличительная черта деятельности любого технологического предпринимателя.

Что он делает, чтобы сократить этот разрыв? Чаще всего, под давлением своей инженерной команды, он собирает свой продукт из любых доступных материалов: пучки проводов, фанера, картон, металл. Применяя все, что находится под рукой, создаются первые работающие прототипы. Этот путь оказывается сложным путем проб и ошибок, на котором предприниматель тратит свое время и деньги инвесторов, с непредсказуемым результатом и множеством дорогостоящих попыток оптимизировать принимаемые решения. Неудивительно, что так мало технологических стартапов в индустриях, где необходимо создание физического продукта, доживают до серийного производства.Суть ошибки, регулярно приводящей к преждевременной смерти стартапа, заключается в том, что компания сразу стремится к созданию физического продукта. При таком подходе физический продукт — это всегда долго и дорого, потому что на старте никогда нет продуктового технологического опыта.

хороший телевизор можно собрать из... из разных материалов
хороший телевизор можно собрать из... из разных материалов

Можно ли отсутствие этого опыта чем-нибудь выгодно компенсировать?

Можно, говорят промдизайнеры: отсутствие опыта нужно замещать визуальным оригиналом продукта, то есть, создать его графическую модель.

Какие бывают графические модели? Под визуальным оригиналом продукта обычно понимают:

  • Скетч3D графическая модель — модель продукта, созданная в программе для поверхностного моделирования, позволяющая увидеть его с разных ракурсов, с учетом текстуры материалов, в актуальных пропорциях и размерах
  • Сборочная (твердотельная) модель — параметрическая модель продукта, выполненная в одной из систем автоматизированного проектирования, которая позволяет разместить внутренние компоненты продукта внутри корпуса так, как они будут располагаться в готовом изделии
  • цифровая модель конструкторской документации.На основе графических моделей делаются фотореалистичные рендеры, которые можно использовать при подготовке презентаций, рекламных материалов, видеороликов, для общения с инвесторами и начала продаж, не имея физически готового продукта.

При этом стоимость создания визуальных 3D моделей в десятки раз ниже стоимости разработки физических образцов, скорость — в десятки раз быстрее, а возможность снижения количества ошибок трудно переоценить.

Промышленный дизайн, за счет создания визуальных оригиналов будущих продуктов, позволяет продавать продукт, не делая как можно дольше инвестиции в создание физических образцов.

В этом и есть реальная стоимость промдизайна.

Этапы продукта от идеи до цифрового оригинала

Первый этап промдизайна — скетчинг, то есть поиск оптимальной формы и композиции исходя из профессионального технологического вкуса и предметной компетенции дизайнера. Базируясь на своём опыте и углубленной специализации, дизайнер через скетч помогает предпринимателю «сформулировать» будущий продукт. На основе разработанной идеи продукта, промышленный дизайнер готовит графическую или сборочную 3D модели.

Графическая модель — это 3D аналог скетча, на основе которого делаются рендеры для рекламных материалов, и который позволяет принять основные решения по визуальному облику будущей вещи.

Сборочная модель представляет продукт не только снаружи, но и изнутри: она позволяет скомпоновать в нем необходимые комплектующие с точностью, достаточной для изготовления первого демонстрационного образца. По сборочной модели можно в первом приближении оценить стоимость производства продукта.

Путь от скетча до прототипа должен быть пройден легко и дешево
Путь от скетча до прототипа должен быть пройден легко и дешево

Таким образом, разработав 3D графическую и/или сборочную модели, можно принимать основные решения по продукту, начать его продавать и при этом избавиться от необходимости сразу производить физический продукт, обгоняя, таким образом, конкурентов, экономя время и деньги и избавляя себя от множества ошибок.

Что дальше?

До массового производства остается два шага: конструкторская и технологическая документация под присмотром промдизайнера, который задает рамки для инженерного проектирования и конструкторской деятельности на этом этапе. Конструкторская документация готовится в программах автоматизированного проектирования и включает в себя все необходимые для производства изделия чертежи и документы. Она впервые позволяет с высокой точностью оценить стоимость производства одного изделия по операционным затратам. С ней можно проводить конкурсы для определения подрядчика или поставщика компонентов и начать работать над снижением стоимости изделия.Именно конструкторская документация позволяет производителям перейти к следующему шагу — разработать технологическую документацию под конкретное уникальное производство. В процессе разработки технологической документации могут появляться решения, позволяющие снизить себестоимость или ускорить производство продукта. После этого цифровой оригинал нового продукта полностью готов, и предприниматель может приступать к производству, получить запланированный по внешнему виду и себестоимости результат, избежав к этому времени лишних затрат времени и средств инвесторов. И такой путь — не исключение, а стандарт работы технологического предпринимателя.

Начать дискуссию