Метод персон в разработке сайтов. Что я поменял в нём за 5 лет использования
Эта заметка — ряд прихваток и советов со ссылками, которые будут вам полезны, если вы дизайнер, проектировщик или стратег.
Несколько месяцев назад я был в Салехарде. Там проходил Арктический культурный форум, на нем была секция ИТ, на которой я читал доклад о том, что нужно знать и уметь заказчику при разработке ИТ-решений.
И среди прочего в докладе был кусок про метод персон, который я использую в работе уже пять лет. Рассказывая о нем, я заметил, что кое-что в этом методе под себя поменял и адаптировал за то время, что использую его. Вот об этом и расскажу.
Для чего метод персон в разработке?
Для ответов на этот вопрос давайте освежим в памяти, из каких этапов состоит заказная разработка, по крайней мере в агентстве Мэйк, где я работаю:
Проектирование, включая исследования и аналитику;
- Разработка дизайна;
- Верстка и программирование;
- Наполнение контентом, в том числе функциональных блоков;
- Тестирование и запуск либо запуск и тестирование.
В первую очередь, мы делаем продукт для пользователей, а не чтобы самовыразиться. Поэтому либо берем готовые и подходящие к задаче решения и наработки, либо отправляемся за исследованиями и аналитикой.
В моей практике есть три вида исследований:
- Количественные. В заказной разработке это MVP, который не всем подходит, потому что не все могут выделить деньги просто для того, чтобы их с большой вероятностью сжечь и затем переделывать работу;
- Качественные: метод персон, CJM в UX, userflow, JTBD, и т.д.;
- Бенчмаркинг.
Что выбрать?
То, что проще и дешевле, разумеется! Метод персон невероятно простой и интуитивно понятный. С его помощью мы проясняем неочевидное или подтверждаем существующие гипотезы. Но самое потрясающее в нем — низкий порог входа. На эту работу можно посадить стажеров после недолгого инструктажа, и результат все равно будет норм.
По сути это ряд глубинных интервью, тщательно организованных, проведенных и проанализированных.
Выбор респондентов
Не нужно проводить больше пяти интервью. Потому что это слишком трудоёмко, и нивелирует главное достоинство метода персон — простота и дешевизна.
Респондентов стоит подбирать так, чтобы их опыт отражал взаимодействие с целевым процессом с разных сторон.
Объясню на примере: ваш клиент — крупный дистрибьютор сельхозтехники, И нужно сделать портал для компаний-дилеров, с которыми у вашего клиента бизнес. Дилеры общаются с конечными покупателями и дистрибьютором. В этом случае оптимально будет опросить пару человек со стороны дистрибьютора, пару — со стороны дилера и клиента с полей. Так вы получите взгляд на целевую персону, для которой будете разрабатывать дилерский портал сразу с трех сторон.
Анкета
Для их проведения понадобится список вопросов. Вопросы этой анкеты лучше разбить на несколько групп:
- общие вопросы 10–20 штук. Это вопросы, определяющие образ респондента в общих чертах. Пол, возраст, социальное положение или место в корпоративной иерархии, предпочтения относительно онлайн-сервисов, рабочего и развлекательного софта. К общим вопросам относится, например, “какой мессенджер/почтовый клиент/соцсети вы используете?” и т.п.;
- специальные вопросы 15-30 штук. Относящиеся к исследуемой предметной области. Они могут касаться как знаний и опыта респондента в исследуемой области, так и того, что он знает о типичном клиенте, например;
- мастер-вопросы. О, это моё любимое. Их обычно 2-4 штуки. Фактически, это озвученный монолог или эссе. Предложение поразмышлять. А предыдущий разговор как бы к ним подводит.
Обычно анкета выглядит так. Разговор по ней занимает 50-60 минут.
Как проводить интервью?
Первое и самое главное — подготовка. Детальный опросник с отступами для фиксации ответов тут же, диктофон или камера, если интервью очное. Заряженные гаджеты и выделенное время, когда вас не будут отвлекать.
Нужно быть готовым к тому, что интервью может занять час-полтора.
На один день лучше не планировать больше двух опросов, потому что после каждого интервьюер будет выжат досуха, так как приходится одновременно вести беседу, фиксировать ответы, думать при этом, задавая уточняющие и налету придуманные вопросы, меняя их порядок в зависимости от хода — это выматывает.
То, что вы фиксируете беседу на аудио или видео не значит, что можно отложить карандаш или клавиатуру. Лучше все ответы и заметки к ним фиксировать тут же, не откладывая. Во-первых вам не придется потом расшифровывать запись разговора, что экономит время. Во-вторых многие важные выводы вы сделаете во время разговора, а не после него. Так что лучше всё писать сразу.
Если респондента уводит вбок — он отвечает не совсем на ваш вопрос или пускается в размышления, последуйте за ним. Если представить опрос в виде схемы, то она должна быть не линейной, а фрактальной.
Главные помощники при анкетировании — вопросы “почему?”, “объясните” и “расскажите”.
Неплохо, если интервьюером будет аналитик или проектировщик, потому что именно эти люди будут всё собирать и иметь непосредственное отношение к проекту, а в итоге и к дизайну.
Обработка ответов и построение персон
Где собирать описания персон? В любом сервисе, где можно собирать блок-схемы. С ними удобно работать и разработчикам, и клиенту в отчет такие описания упаковывать удобно. Будет это Miro, Figma, Wireflow или еще что-то — дело вкуса. Я пользуюсь MindMup, потому что старовер.
Можно даже добавить фотографию из интернета для наглядности. Важно представить живого человека. Хороший дизайн — это эмпатия. Потому иногда я ставлю фото знакомого человека.
В результате у нас получается 1-2 персоны, в редких случаях 3.
Если в итоге у вас получилось больше трёх персон, значит работа провалена. Так что отсекайте лишних. Оставляйте только самых "заинтересованных” или выгодных проекту
Начиная работу несколько лет назад я ориентировался на обучающую статью от Кати Титаевой. И то, что я написал выше, фактически дополняет ее материал. Так что если вам не хватило информации по базовым вопросам, гляньте статью Кати.
Спасибо за подробное описание!