Как нефтехим в digital пошел
Реальный сектор экономики России традиционно консервативен. Бюджетообразующий статус, стратегическое назначение, национальное богатство — все это «обязывает». Принято считать, что чиновники, журналисты деловых СМИ и соискатели не готовы серьезно воспринимать смелые дизайн-решения.
Промышленность, why so serious? Пора признать, что сегодняшние соискатели выросли на фильмах про супергероев и компьютерных играх, а институт (а то и школу) закончили со смартфоном в руках.
В 2017 году в составе СИБУРа появились подразделение, занимающееся цифровизацией производства и бизнес-процессов. Чтобы осознать масштаб и амбициозность его деятельности, достаточно одного примера:
«Предлагаем целую платформу на базе видеотехнологий и AR, которая позволяет напрямую соединять сотрудника производства (оператора) на заводе и удаленного эксперта — первый ходит по предприятию в AR-очках, транслируя все происходящее по видео (мало чем отличается от туристической прогулки с GoPro, кроме антуража), второй у себя на мониторе видит происходящее от лица оператора и может выводить на экран первому необходимые подсказки. Например, в какой последовательности разбирать агрегат, какие параметры установить и подобное».
И это подразделение растет. Нужно все больше новых, талантливых спецов: дата-саентистов, разработчиков, UX-дизайнеров, продактов. Некоторые из которых, по досадному недоразумению, до сих пор мечтают об опенспейсе в Калифорнии.
В рамках этой задачи СИБУР объявил конкурс на создание сайта, к участию в котором, в числе прочих, пригласил агентство Beta.
Цели проекта
1. Заявить о существовании в СИБУРе подразделения, занимающегося цифровой трансформацией.
2. Сформировать визуальный образ цифровой лаборатории как бренда.
3. Создать площадку для всех публикаций, вакансий, анонсов и отчетов о мероприятиях СИБУР digital — интернет-журнал о цифровой трансформации.
4. Донести: цифровой СИБУР — настоящий digital рок-н-ролл. Это не очередной стартап, суть которого — забацать фильтр для снэпчата. Тут решаются задачи промышленного масштаба: в поисках крутой работы стоит обратить внимание на их вакансии.
Для кого этот сайт?
Целевая аудитория сайта и самого цифрового подразделения СИБУР — настоящие гики. Мечтатели, визионеры, экспериментаторы. Эти молодые люди выросли на sci-fi, строят планы по колонизации Марса и смотрят ролики Boston Dynamics в качестве новостей науки и техники, а не как мемасы со смешной озвучкой. С первых секунд они должны понимать, что этот сайт — про них и для них.
А государство, журналисты, конкуренты и клиенты, в свою очередь, должны убедиться, что в СИБУРе происходит настоящая четвертая индустриальная революция.
Каким же должен быть этот сайт?
Концепция
СИБУР digital – интернет-журнал о цифровой трансформации. Лучшая метафора цифровой химии – инновационная лаборатория. Место, где делаются открытия, рождаются технологии будущего, и можно увидеть то, чего нет еще нигде. В этой метафоре и ощущении мы и нашли визуальный образ будущего сайта.
Метафора лаборатории помогла найти концептуально обоснованные дизайн-решения: электрический свет, загадочную аморфную субстанцию как центральный вижуал, постоянное хаотическое движение букв-частиц.
Смелая концепция для промышленной корпорации, но не достаточно.
Сайт
В ходе разработки мы серьезно додумали метафору химической лаборатории. Публикации-круги, к примеру — не что иное, как отсылка к строению атома водорода. Гифка — ядро. Дата публикации — отрицательно заряженный электрон, вращающийся по орбитали. Почему водород? Из него состоит три четверти всего во вселенной. Водород – основа основ.
В стилистику сайта о цифровой химии – что логично – заложены не только естественнонаучные, но и digital-аналогии. Черный «консольный» фон, цвета из 4-битной палитры, шрифт с говорящим названием IBM Plex — всё это аллюзии на программный код.
Главный принцип интерфейса сайта – динамика. Постоянное движение элементов, возможность управлять некоторыми из них (например, положением карточек мероприятий на экране), хитрые микроанимации. Другими словами, на экране все время что-то двигается, меняется и трансформируется – совсем как в компании, выбравшей путь индустрии 4.0.
Послесловие
Сайт СИБУР digital отличается от стандартного корпоративного блога настолько же, насколько напичканный роботами, Big Data, специализированными приложениями и дополненной реальностью завод отличается от доменной печи. По сайтам некоторых «консервативных» промышленных компаний кажется, что время доменных печей не прошло. Но мы ни на что не намекаем.