JTBD для чайников и микроволновок. Введение
Jobs to be done — шикарнейший фреймворк для работы с продуктом, но статьи о нем, как всегда, какое-то говно на водной основе, поэтому решил написать свою версию. С блэкджеком и мемами само собой.
Сразу оговорюсь, что JTBD хоть и простой, но объемный инструмент, который затрагивает все этапы улучшения/создания продукта, поэтому, уместить все в одну статью будет проблематично. Так что начнем с вводной инфы о том, что это вообще за зверь такой, а дальше будем двигаться в сторону принципов, инструментов и практического использования.
Для меня JTBD стал билетом в мир продуктового подхода и очень сильно повлиял на мое восприятие продуктов, рынков, метрик и пользователей. Этим я и хочу с вами поделиться, надеюсь, у меня получится.
Я не хочу углубляться в исторический контекст зарождения методологии, так как не вижу в этом особого смысла. Ключевая идея фреймворка в том, что пользователь «нанимает» продукт на «работу». Именно эта «работа» или «задача» пользователя играет ключевую роль в построении стратегии. Каноничный пример использования методологии — давняя история с молочными коктейлями во всем известной Вкусно-и-точке. Можете прочесть на досуге, если еще не видели.
Прелесть JTBD в том, что методология предоставляет инструменты и принципы работы, как в создании продукта с нуля, так и в развитии уже имеющегося решения. Так что мы затронем все этапы работы, начиная с формирования стратегии и поиска своего места на рынке, заканчивая процессом постоянных доработок и улучшений.
Начнем с теории
Jobs to be done дословно переводится как «работа для выполнения». Вокруг этой «работы» и строится методология, а цель продукта — помочь пользователю выполнить эту самую «работу». При этом сам продукт значения не имеет.
Представьте, что вы играете в Марио и, в попытке пройти очередной уровень, натыкаетесь на «волшебный гриб». Ваша цель — собрать этот самый гриб, чтобы упростить прохождение игры. Для вас не имеют значения красивые анимации и детализация, вас не волнует зачем водопроводчику гриб, и почему это вообще гриб, а не, скажем, разводной ключ.
Так вот, «гриб» — это ваш продукт и для игрока он не имеет абсолютно никакого значения, ему важно лишь «прокачать» своего Марио и пульнуть фаербол в черепаху (чтобы пролезть в трубу - пройти уровень - победить босса - спасти принцессу и так далее).
Каждый человек — тот же Марио со своими мечтами, глобальными целями, стремлениями, надеждой на счастье и принцессой в замке. Именно эти глобальные цели являются основной мотивацией и призывом к действию.
Само собой, на такие абстрактные вещи довольно тяжело ориентироваться при создании и развитии продукта, так что на помощь нам спешит декомпозиция.
Задачи по JTBD делятся на 3 «уровня»
- Big jobs — это те самые большие фундаментальные потребности и ценности. Что-то близкое к пирамиде Маслоу
- Small jobs — варианты решения насущных задач с целью достичь своих глобальных планов
- Micro jobs — это сопутствующие мелкие задачки, из которых состоят small jobs
Big jobs — мотивация, так что они отвечают на вопрос «Почему», а small jobs — это практические задачи, которые отвечают на вопрос «Как» или «Каким образом»
Теперь пройдемся по каждому типу задач
Big job
Как я уже говорил, big job’ы — это фундаментальные потребности каждого человека, так что они не меняются со временем. Самый очевидный пример — еда, ведь вне зависимости от этапа своего развития человек нуждался, нуждается и будет нуждаться в еде. Раньше мы охотились на мамонтов, а теперь охотимся на акции в пятерочке, но цель одна — не сдохнуть с голода.
Задачи были есть и будут, так что ваша цель — забрать у пользователя эту самую задачу и заменить задачей попроще. Охотиться на акции в пятерочке явно проще, они хотя бы сдачи дать не могут в отличие от мамонта, да и не убегут никуда. Вот и ваш продукт должен заменить задачу пользователя на более простую.
Small job
Так мы плавно переходим к практическим задачам. Цель пользователя — стать лучше (ну или хотя бы продолжить жить), о чем, собсна, мы узнали из big job. Само собой, лежа на диване лучше не станешь и себя не прокормишь, поэтому надо что-то делать. Это самое «что-то делать» и есть small job. Грубо говоря, это способ, которым человек пытается достичь какой-то глобальной цели.
Если вернуться к примеру с едой, то в наше время есть куча вариантов подкрепиться: можно сходить в магазин за продуктами и приготовить еду дома, можно заказать доставку, можно пойти в ресторан, можно выпить чай с печенькой, можно бабушку навестить и тд. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, но какой из них выберет пользователь? Из ответа на этот вопрос будет строиться ваша рыночная стратегия, но об этом мы поговорим в одной из следующих статьей.
Micro jobs
Даже такая простая вещь, как поход в магазин за продуктами состоит из десятков более мелких задач. Нужно одеться, составить список покупок, дойти до магазина, выбрать товары и много чего еще. Эти небольшие задачи и называются micro jobs. Из них состоит выполнение поставленной цели, так что для каждой small job существует от нескольких десятков до нескольких сотен micro jobs. Именно простота, понятность и количество шагов очень сильно влияют на успешность продукта.
Маленький кусочек практики
Вот мы прошлись по задачам и их типам, так что самое время выяснить зачем они были нужны, и как с ними работать.
Чтобы научиться работать с этими job'cами нужно научиться их правильно формулировать. Формулировка любой задачи (тут внимательно) должна включать
- Действие, которое намеревается совершить пользователь,
- Объект, на который направлено действие
- Контекст, в котором этот объект/пользователь/задача находится
Отдельно подчеркну, что прилагательные (быстро, удобно, дешево и тд.) в формулировке задач не используются, ведь каждый хочет решить задачу быстро, удобно и дешево. Чтобы не попасться в ловушку «прилагательных» нужно рассматривать задачу пользователя с точки зрения процесса и его оптимизации.
Чтобы прояснить ситуацию приведу пример
Теперь о том, зачем вообще нужно эти задачи формулировать.
Здесь все просто
- Big jobs формируют рыночную стратегию. Из какого контекста к какой цели мы ведем пользователя
- Small jobs формируют маркетинговую стратегию. С кем конкурируем, кого выталкиваем с рынка
- Micro jobs формируют продуктовую стратегию. Как помогаем пользователю решать задачу и как меняем сам процесс решения
На этом пока что закончим, а вследующих статьях уже будем конкретно разбираться в построении этих самых стратегий и в инструментах, которые нам предстоит использовать.
А пока я собираюсь с мыслями и готовлю вторую часть, предлагаю продолжить обсуждения в коментах. Ваши вопросы, мысли и возражения очень помогут в написании следующих частей, так что велкам)
А я пойду отдохну