Мимикрия в интерфейсах

Мимикрия в интерфейсах

Недавно бренд Rich - изменил цвет своей банки (см. изображение). догадываетесь почему?

В маркетинге есть понятие "мимикрия бренда" это когда один товар делают внешне очень похожими на другой. Таким образом мелкие бренды пользуются популярностью крупных.

В интерфейсах тоже есть своя мимикрия, но там она используется в несколько иных целях.

Мимикрия под физические объекты.

На заре интерфейсов большинство людей не были знакомы с принципами взаимодействия с интерфейсом. Вспомните в каком году ваши родители научились пользоваться whatsapp’ом.

Для них этот переход был очень сложным именно потому, что они пропустили этап когда интерфейсы были похожи на свои физические альтернативы. Интерфейсы в буквальном смысле притворялись чем-то физическим, чтобы люди понимали, что от них хотят. Такой стиль называется скевоморфизм.

Мимикрия в интерфейсах

Спустя некоторое время у каждого появился мобильный телефон с сенсорным экраном (ну почти у каждого). И Детали интерфейса стали упрощаться. Это можно сравнить с тем как появилась письменность

Мимикрия в интерфейсах

Человек склонен к упрощению и поэтому изначально элементы похожие на свои физические аналоги стали постепенно символьными. Так в 2007 году появился новый “язык” интерфейсов - Flat. Есть различные наречия этого “языка”. В каждом свои правила и философия. Два самых ярких примера Material Design у Google и HID от Apple. По сути это как большие справочники с набором паттернов (Гайдлайны)

Мимикрия в интерфейсах

Паттерны - это правила которые сложились в процессе эволюции интерфейсов, исследований поведения человека и его ожиданий.

Например: Практически в любом браузере есть вкладки и их можно добавлять или закрывать. Если ты делаешь свой браузер и делаешь в нем вкладки - это не значит что ты копируешь. Ты используешь устоявшийся паттерн

А что если одна программа старается быть похожей на другую?

И такое тоже бывает. Но это выходит за рамки понятия “мимикрия” в дизайне. Обычно это называется “спиздили” украли дизайн.

Таким способом злоумышленники часто воруют пароли.

Мимикрия в интерфейсах

Но это темная сторона. Если брать легальную зону, То по аналогии мимикрии в брендах, некоторые не сильно известные компании делают себе имя полностью копируя интерфейс других. Обычно у таких продуктов есть еще один козырь в рукаве, чтобы сказать - “Посмотрите - мы такие же как и они, только бесплатные!/лучше!/гибче!/дешевле!”

Как Геккон похож на листик, так и OpenOffice маскируется под своего большого брата Microsoft Office

Мимикрия в интерфейсах
Мимикрия в интерфейсах

Как отличить воровство, от набора похожих паттернов?

  • Цели. Мухе, чтобы выжить - нужно чтобы ее не сожрал хищник и поэтому она притворяется осой. Бизнесу чтобы выжить - нужны клиенты. Главная цель - откусить хотя бы кусок прибыли.
  • Мимикрирующий интерфейс решает обычно ту же задачу что и исходный не предлагая что-то новое.
  • Степень схожести. В мимикрии схожесть обычно 90% и больше.
  • Неосознанность. Сделано так же и без осознания для чего и почему.

Резюмируя

  • Используйте мимикрию/скевоморфизм в тех интерфейсах где из аналогов только физические прототипы
  • Мимикрия в дизайне это подражание физическим объектам а не цифровым
  • Нет ничего плохого в заимствовании паттернов, если это сделано осознанно

В этой статье я старался максимально понятно объяснить, что такое мимикрия в дизайне.

Если вам понравилось или не понравилось - заходите ко мне в телеграм-канал t.me/prouxui и скажите это лично)

1111
8 комментариев

Сложно что-то придумать что-то новое, когда все уже было придумано до тебя

1
Ответить

На поверхности уже сложно что-то изобрести. Но если ты работаешь в какой нибудь узкой сфере, например делаешь интерфейс для голосового помощника типа Алисы или интерфейс для управления луноходом, то там непаханое поле

Ответить

Довольно интересно было узнать об этом, меня как биолога зацепило название)

Ответить

Значит писал не зря)

Ответить

Вы еще скажите что телевизоры копируют друг друга. Или емайл клиенты.

Офисы "копируют" интерфейсы, чтобы людям не нужно было переучиваться.

Ответить

Это отчасти правда) дизайн телевизоров не с потолка берется. Не каждая компания решится сделать оранжевый телевизор. Хотя техническая возможность имеется.

Ответить

Когда это просто цвет/элемент дизайна, то все ок. Но когда товар начинает выглядеть, как подделка оригинального - это уже ппц

Ответить