История самого известного агитплаката. Коротко
«Ты записался добровольцем?» — плакат советского художника Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Но мало кто знает, что сама идея этого изображения возникла в Великобритании шестью годами ранее: суровый, пронзительный взгляд с указательным пальцем, направленным прямо на тебя. И понеслась! Концепцию подхватили художники других стран, «вдохновляясь» на создание аналогичных плакатов.
Кстати, не все использовали такую агитацию для пополнения армейских рядов. Итальянцы, например, призывали добропорядочных граждан вкладывать свои деньги в один из банков.
Обратите внимание на плакат белогвардейцев 1919 года с вопросом «Отчего вы не в армии?». Он единственный из всех представленных в этом ряду оказался провальным. Сравнивая его с советским «красным» плакатом, дизайнер Артемий Лебедев отмечал: «Сложно избавиться от ощущения, что белые проиграли войну только из-за дизайнерской беспомощности — все их плакаты блёкнут на фоне красной агитации». Пожалуй, можно согласиться, что из всех плакатов (из этого поста) белогвардейский наименее выразительный. Хотя бы потому что текст читается слабо, да и формулировка «отчего вы...» вряд ли способна пронзить сердца людей.
Дмитрий Моор, автор агитации «Ты записался добровольцем?» говорил о своем плакате: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами».
Больше об истории графдизайна и рекламы в нашем телеграм-канале. Кому интересно, присоединяйтесь!