Как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял работу
Привет! Меня зовут Елена Паламарчук, я генеральный директор и совладелец рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde. И сегодня я расскажу о том, как провести презентацию проекта так, чтобы клиент принял концепт.
Я поделюсь своим опытом с позиции менеджера. Скажу прямо, я не люблю приводить на презентации кого-либо из рабочей группы: дизайнеров, копирайтеров и пр. Все презентации предпочитаю проводить самостоятельно, иногда, по необходимости, приглашаю на них креативного директора и стратега проекта.
Почему я так поступаю. Потому что на презентации клиент может выдать такую эмоциональную реакцию, которую креативной команде будет очень сложно переварить. У меня же как у менеджера сформировались навыки работы с такими случаями. И именно об этих навыках и стратегиях поведения я и расскажу далее.
Подготовка к презентации
Как только я получаю презентацию от креативной команды, первое, что я делаю — проверяю концепт на соответствие брифу.
То есть открываю бриф к проекту, раздел «Критерии оценки конечного результата», и сверяю презентацию по этим критериям. Если в презентации что-то не учтено/не реализовано, я прошу коллег внести дополнения. Или мотивировать причины, по которым какие-то критерии не были учтены в разработке.
Далее я прикидываю, какие именно вопросы может задать клиент, выписываю их и подготавливаю тезисы для ответа.
Таким образом я подготавливаю все необходимое для того, чтобы презентация прошла успешно. Но независимо от того, насколько хороша презентация, может случиться неожиданная реакция со стороны клиента.
Клиент может отреагировать крайне негативно
В моей практике были, и неоднократно, случаи, когда клиент буквально выражал свое недовольство. Были и крики матом. И закрывание глаз руками. Да-да, на одной презентации клиент просто закрыл глаза руками, потому что ему было, цитирую: «больно смотреть на цвет».
В общем, я видела разное.
И опытным путем я пришла к такой стратегии поведения в таких случаях.
Клиент может проявить свои эмоции любым удобным для себя способом, а я ему не мешаю и не запрещаю реагировать.
Я не занимаю обороняющуюся позицию, то есть не вступаю с клиентом в спор, пытаясь доказать, что его реакция неправильная. Я просто слушаю все, что говорит клиент, записываю это и не спорю.
Почему я так делаю? Первая реакция — это всего лишь первая реакция.
Клиент привыкнет к концепции со временем. Но если я вступлю с ним в спор сейчас, то сама, своими руками, поставлю точку на дальнейшем сотрудничестве.
Сама ситуация спора заставит нас искать аргументы для своих позиций — и то, что было всего лишь яркой эмоцией, превратится в обоснованное рационально доказанное решение.
Клиенту нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому
Если клиент отреагировал ярко и негативно на первой презентации, я предлагаю следующее решение:
Окей, я вижу, что вам сейчас некомфортно от того решения, что мы принесли. Давайте поступим так: мы разойдемся на неделю и встретимся в следующую пятницу, чтобы еще раз обсудить этот концепт. И если вы скажете, что нет, это решение вам не подходит, то мы все переделаем.
Таким образом я снимаю тревогу у клиента.
Что это за тревога? В то время как креаторы тревожатся о том, что им придется переделывать концепт бесплатно, клиент переживает о том, что это решение ему не подходит и ему придется спорить с креаторами и доказывать свою точку зрения. То есть клиент переживает из-за возможного конфликта.
Своим поведением я даю понять, что мы не хотим идти на конфликт и мы на стороне клиента. Мы готовы слушать, слышать, оказывать поддержку и помогать.
Что происходит через неделю, когда мы все дали себе возможность подумать и пожить с концептом?
Если на первой презентации клиенту трудно рационально и прагматично выражать свои опасения и предложения, то за неделю он успевает все обдумать, и да, с кем-нибудь посоветоваться и вернуться с готовностью к диалогу и сотрудничеству.
И если бы я спорила с клиентом на первой презентации, защищала свою позицию, то эта пауза на неделю не помогла бы. Через неделю я получила бы длинный список правок и абсолютную готовность клиента к открытому конфликту и борьбе за свое видение ситуации.
Переговоры после паузы
Итак, клиент вернулся через неделю и готов к диалогу. Здесь может быть два сценария развития событий.
Первый — клиент подумал неделю, обвыкся и готов принять концепт и двигаться дальше.
Второй — клиент еще не готов принять решение в пользу концепта.
И в этом случае сначала нужно обозначить границы допустимого.
На этой точке диалога полезно поднять бриф и вместе с клиентом пройтись по нему. Продемонстрировать, что все работы сделаны по брифу и решение задачи найдено. Здесь нужно действовать, опять же, с переговорной мягкой позиции. Но достаточно ясно обозначить, что у нас есть документ, которым мы руководствуемся при работе и приемке конечного результата. Необходимо добиться согласия клиента с тем, что все сделано по брифу.
После получения согласия, то есть подтверждения того, что результат соответствует обозначенным критериям, можно приступать к следующей стадии переговоров.
Если мы намерены дальше сотрудничать с этим клиентом, а мы намерены, я предлагаю обсудить возможность разработки еще одного концепта, по новому брифу и новому контракту.
Моя задача как менеджера состоит в том, чтобы клиент понимал: мы открыты к сотрудничеству, но не бесплатно.
Дальше я действую по обстоятельствам. Если клиент не готов к новому концепту и новому контракту, мы продолжаем обсуждать, что его не устраивает в текущем предложении, и я предлагаю варианты решений.
Если клиент готов к новому концепту, мы проводим повторный брифинг и подписываем новый контракт. Счет за первый концепт оплачивается полностью.
Вот так, спокойно и мягко, продолжается сотрудничество и совместная работа.
Чек-лист
- Проверяем презентацию перед подачей на соответствие брифу.
- На презентации не перебиваем клиента, не корректируем его поведение.
- Предлагаем паузу на неделю.
- Через неделю встречаемся снова с клиентом и обсуждаем концепт.
- Если клиент не готов принять — сверяемся вместе с клиентом с брифом.
- Подтверждаем, что все сделано по брифу.
- Предлагаем составить новый бриф и разработать новый концепт.
- Выставляем счет.
- Начинаем работу.
На этом у меня все. Желаю вам вдохновляющих презентаций и довольных клиентов.
Подписывайтесь на ТГ-канал агентства Jekyll&Hyde, в нем мы делимся своим опытом о работе в креативном бизнесе.