"Я не мил тебе"

Прочитала «Ководство» Артемия Лебедева, понравилось, сделала ряд заметок, которыми прямо сейчас собираюсь поделиться. Палиндром в заглавии, кстати, я узнала из этой книги, прочитайте его наоборот – воплощение философии автора. Книга о дизайне, но если брать идеи в отрыве от этой сферы, то тоже получится полезно.

Начну с очевидной вещи, культурное воспитание – основа основ. Можно жить в уродском мире, чувствовать себя глубоко несчастным по части эстетики человеком и не понимать причину своего несчастья. А можно не воспринимать безвкусную реальность как данность и формировать эстетическое чувство. Для этого автор предлагает сделать прививку. Игнорировать и не оправдывать ужасающий окружающий дизайн, искать прекрасное и допускать в свое поле зрения только его. Проще говоря – на красивое смотрим, на вопиюще безобразное и непрофессиональное не смотрим.

Простота – необходимое условие прекрасного. Слова не Артемия Лебедева, а Льва Толстого. Желание усложнить происходит от желания набить себе цену, это корм для нездорового тщеславия. Логика проста – чем сложнее, тем автор кажется умнее и профессиональнее. А это грубая ошибка дилетантов и новичков практически во всех сферах. А еще автор часто хочет отработать полученный гонорар, как-то неловко получается, если за большие деньги он покажет минималистичный функциональный дизайн.

Культурный контекст – то, о чем нельзя забывать. Один и тот же образ или слово в разных странах, городах и областях могут быть истолкованы по-разному. А еще важно учитывать исторический контекст. Это делает дизайнера не просто художником, но и исследователем (немного историком, немного культурологом, немного социологом).

Клиент всегда неправ. Спорный заголовок. Автор призывает выяснить, что человеку нужно на выходе, какого результата он хочет добиться дизайном, и не очень внимательно вникать в то, как именно по его нескромному мнению нужно его добиться. Пути решения задачи клиента нужно оставить на долю дизайнера.

Проторенным путем чаще всего можно прийти к скуке, однообразию и деградации. Эксперименты рождают прекрасное и великое. «Современный маркетинг – машина для убийства идей». Автор объясняет это тем, что маркетолог вышел с конвейера профессий, обзавелся стандартными инструментами, о которых написано в популярных книжках или рассказано на курсах, и отказался думать и придумывать новое. А еще он боится думать, прикрываясь результатами исследований фокус-групп. В учебниках ведь уже написано, как развивать маркетинговую стратегию, концепция спущена сверху, индульгенция получена.

Дизайн способен обходить любые законы, поэтому не надо стараться создать их. Есть советы и рекомендации, которыми смело можно поступаться в индивидуальных случаях. Но универсальных законов, как в любом виде творчества, нет и не будет. Умелые мозги могут умело пренебрегать правилами, лишь бы были мозги и смелость их применять. Но умело. Автор советует освободиться от стереотипных законов, типа «черный – цвет траура», «существуют несочетаемые цвета» и т.д. Экспериментируем, но не забываем про здравый смысл и логику. В дизайне эстетика должна срастаться с логикой. Эти понятия создают основные рамки, внутри которых уже можно дать разгуляться воображению.

Не будем биомеханоидами. Даже роботы уже научились писать художественно, а не рубленными брикетами смыслов. Тексты превращаются в конструкт из кубиков – несклоняемых сочетаний слов, далеко похожих на полноценные предложения. Человеческая речь не похожа на остроугольные слоганы, она намного интереснее. Учитывая скорость распространение нейросетей, скоро авторские человеческие тексты станут как крафтовое что-угодно – ценно и любо сердцу.

Осторожнее с предлогом «от». Костюм не «от» Версаче, а посылка «от» Вероники.

Теория близости гласит – объекты, расположенные близко к друг другу, воспринимаются связано. И наоборот, дайте воздуха между объектами, чтобы их было проще осознать по отдельности. Близость может выражаться и другими признаками – цветом, формой, массой, расположением. С пониманием этого принципа приходит понимание как правильнее передавать нужный смысл.

Напоследок опишу полюбившийся мне принцип «от обратного». Есть задача – придумай к ней побольше неудобных и непонятных решений. И поймешь, как делать не стоит. Это часто выводит на правильные идеи. И работает этот принцип не только в дизайне.

P.S. О творческом кризисе. Творение не появляется из пустоты, оригинальность из воздуха, необычное из вакуума. Наш мозг заточен на обработку информации, а значит он должен постоянно решать задачи. Мозг помнит очень многое, но извлечь знание лучше всего получается в контексте. Как язык бессмысленно учить по словарю, без контекста и цели слова затеряются в лабиринтах нейронов, сколько бы вы их не зубрили. Творение происходит в процессе работы, в контакте с окружающим миром. Глядя на пустую стену, вряд ли над вашей головой зажжется лампочка.

"Я не мил тебе"
44
2 комментария

вывод ,нас окружает культура и искусство , их лишь стоит замечать

1
Ответить

До слёз...

Ответить