Что такое UX/UI аудит, зачем он нужен и как его проводить?
Время на прочтение статьи: 10 минут
Статья будет полезна, если вы:
- Зашли сюда из-за обложки и с вопросом: «Кто такой этот ваш UX/UI аудит?»
- UX/UI дизайнер, который и сам регулярно проводит аудиты
- Владелец бизнеса или менеджер, перед которым стоит задача повысить эффективность сайта
Коротко, о чем статья:
- Как мы проводим результативный UX/UI анализ готовых продуктов
- Что нам помогает не тратить время впустую и не допускать глупых ошибок
- Как мы не путаемся в метриках и избегаем ошибок в интерпретации
- В каком виде презентуем проделанную работу заказчикам
Содержание статьи:
Приветствуем!
Спасибо, что кликнули на статью! Устраивайтесь поудобнее, информации будет много. На связи Грибанова Алина — UX/UI дизайнер Digital-marketing agency Aggo.
Введение: Что такое UX/UI аудит?
Нашему сознанию кажется что, чем красивее сайт, тем удобнее им пользоваться. И чем неудобнее сайт, тем менее красивым он нам кажется.
Парадокс удобства и эстетики. Минимальное требование к внешнему виду сайта – не отпугнуть пользователя, к удобству же базовых требований гораздо больше – позволить пользователю достичь всех целей и получить всю необходимую для принятия решения информацию.
Именно UX/UI аудит позволяет выявить дисбаланс между удобством и эстетикой на готовом сайте.
UX/UI аудит – анализ сайта ака услуга, которую заказывают нечасто (или даже не подозревают о ее существовании).
Цель UX/UI аудита — проанализировать имеющийся дизайн в реальных условиях, посмотреть на поведение пользователей, найти ошибки в верстке, структуре, логике, подаче информации и внешнем виде, которые мешают юзерам достичь целей (например, снять квартиру или купить диван). Можно сказать, тестирование на максималках.
Почему и когда UX/UI аудит нужен бизнесу?
Начнем с того, что он нужен не каждому бизнесу. Некоторые компании и в сайте не нуждаются – им достаточно активно вести и продвигать социальные сети.
UX/UI аудит необходим, если ваш бизнес многое ставит на сайт как канал привлечения клиентуры и в вашей нише это работает у всех, кроме вас: метрики проседают, потраченные на сайт деньги не возвращаются с продаж, а клиенты так и не обращаются за вашими услугами.
Через аудит обнаруживаются «дыры» в пользовательском опыте. За исправлением недочетов следует потенциальное улучшение Customer Experience ➡ повышение продаж, улучшение и поддержание репутации компании.
Если мы доведем до целевого действия наибольшее количество пользователей — прибыль увеличится, показатели улучшатся.
Из чего состоит UX/UI аудит?
При анализе сайта мы учитываем множество факторов:
- Цели бизнеса
Первое, что мы узнаем непосредственно от заказчика — «планы на пользователей», чего от них хочет бизнес. Нужно, чтобы бренд впечатлял, вдохновлял и был узнаваемым? Значит, будем особенно много внимания уделять эстетике и соответствию сайта современным трендам. Нужно убедить пользователя купить услугу именно у этого продавца? Будем вчитываться в тексты, следить за качеством подачи информации, а также тщательно сравнивать имеющийся функционал с имеющимся на сайтах конкурентов.
2. Цели пользователей
Различных целей у пользователей может быть множество. Например, в одном из наших кейсов, было две основные категории пользователей: съемщики и арендодатели — соответственно и их цели, и их область взаимодействия с сервисом отличались.
3. Приоритетность групп пользователей
Чьи потребности мы будем удовлетворять в первую очередь? От кого зависит прибыль компании?
4. Взаимосвязь групп пользователей
Здесь лучше продемонстрировать на примере: Сайт аренды/сдачи недвижимости. Цель компании — арендодатели. Цель арендодателей — арендаторы. Собственники не придут на платформу, где мало съемщиков, или они «мертвые». В этом кейсе нужно думать не только над тем, как помочь арендодателям сдать квартиру, но и позаботиться о том, чтобы не было утечки арендаторов.
5. Анализ конкурентов
Совершенное не секретная техника. Все по классике: анализируем и сравниваем функционал сайтов конкурентов и заказчика, то же самое проделываем с визуалом. Цель – выявить «золотые паттерны» в нише: отсечь лишнее, предложить добавить нужное.
6. Метрики, прохождение User Flow (Вебвизор)
В Интернете полно подробных статей о том, какая метрика за что отвечает, и на какие показатели смотреть в первую очередь. Выделим то, чем пренебрегать точно не стоит:
• Отслеживать поведение всех групп пользователей
• Не забывать особое внимание уделить пользователям с мобильной версии (обычно это 70-80% трафика)
• Контролировать, сколько времени проходит до целевого действия
• Смотреть, что делает пользователь в поисках цели (скроллит, водит курсором по меню и т. д.)
7. Соответствие контента и внешнего вида сайта сегменту и тематике сайта
Можете представить сайт магазина запчастей с изящными шрифтами, в пастельных тонах, с художественными описаниями вместо списков и таблиц? Конечно, можете, но только чтобы посмеяться. В реальной жизни он не оправдал бы ни одной надежды: целевая аудитория такого концептуального подхода не оценила бы. Давайте не будем забывать соответствовать ментальной модели пользователя: )
Пример из реального кейса:
8. Доступность, адаптивность, верстка
Мы долго думали, стоит ли упоминать такие очевидные пункты в статье, но столкнувшись с жестокой реальностью, где на одних сайтах встречается область нажатия 10*10, а на других присутствуют (или отсутствуют) «блоки Шрёдингера», решили, что лишним не будет.
- Мы проверяем соответствия сайта стандартам WCAG (Руководство по обеспечению доступности веб-контента — набор правил для создания веб-продуктов, доступных для всех, включая людей с ограниченными возможностями)
- Трекаем контрастность везде, где что-то может пойти не по плану: и в текстах, и в кнопках, и на картинках
- Тестируем верстку: смотрим, чтобы ничего не съезжало, не наслаивалось, не сжималось, соблюдались иерархия, принцип близости и корректные отступы.
- Следим, чтобы информация на адаптивах была такой же, как и на десктопе: ну не должны блоки просто брать и испаряться! Это бесчеловечно!
9. Погрешность на человеческий фактор
При анализе метрик и интерфейса важно учитывать риски когнитивных искажений – человеческий фактор, который может значительно исказить результаты аудита и привести к неверным выводам.
Что помогает нам:
- Осознать и принять, что мы не идеальны
Важно понимать, что люди по своей природе подвержены когнитивным искажениям. А осведомлен, значит, вооружен. Поэтому не поленитесь узнать, что такое «подтверждение предубеждений». Уже это заметно улучшит качество выводов в аудите. К данным нужно подходить непредвзято и критически. - Не дать красивой и «удобной» статистике усыпить бдительность
При анализе данных легко спутать корреляцию (когда две переменные связаны, но одна не обязательно вызывает другую) и причинно-следственные связи. Правда, не стоит делать выводы о причинности на основе простой корреляции. Например, если вы обнаружите, что высокий уровень удовлетворенности пользователей совпадает с определенным дизайном интерфейса, это не обязательно означает, что именно дизайн вызвал удовлетворенность. - Использовать качественные и количественные методы
Для получения более полной картины по возможности лучше использовать как качественные (например, интервью с пользователями), так и количественные (например, анализ метрик) методы. Это поможет уменьшить вероятность искажения данных из-за одностороннего подхода. - Объединять усилия
Обсуждение находок с коллегами – лучший способ для выявления предвзятости и логических ошибок, а также неэффективных решений. Разнообразие мнений открывает глаза на «слепые» зоны в анализе. - Документировать и обосновывать
Это не ОКР! Записывать, как вы пришли к тем или иным выводам, и какие данные или методы использовались, очень полезно. Это помогает согласовать действия команды, лучше понять процесс принятия решений и избежать ошибок в будущем.
Ключ к успешному UX/UI аудиту — это объективный, критический подход к анализу данных и готовность к постоянному пересмотру и тестированию гипотез.
Как презентовать UX/UI аудит?
Задача непростая: не все заказчики знают, чем UX отличается от UI, и уж тем более не все понимают профессионализмы, лишь единицы знают, как выглядит работа над сайтом etc. Тезисно, какие принципы помогают нам эффективно презентовать аудит:
- Перевод с дизайнерского на человеческий: доступность информации
- Логичная структура (выбираем индивидуально под каждый аудит в зависимости от набора и характера недочетов)
- Учет целей и болей заказчика: акцент на то, что наиболее актуально для клиента
- Апелляция к конкурентам (особенно более крупным): на их примере можно показать, какие паттерны в нише наиболее успешны, что нужно доработать на сайте заказчика.
- Максимальная аргументация: она может и не пригодиться, но заказчики бывают разные – лучше подготовиться к вопросам и работе с возражениями заранее.
- Максимальная визуализация: показываем, чем наше решение лучше имеющегося
- Риторика и психология: в процессе презентации мы следим за включенностью заказчика в процесс, чтобы вовремя вернуть внимание и объяснить непонятные моменты
Конец
В статье прошлись по основным этапам и принципам аудита. Конечно, мы раскрыли не все секреты фирмы: ) Есть еще пара козырей, которые делают наши аудиты действительно качественными и эффективными. С удовольствием ответим на все вопросы в комментариях!