5 Критических ошибок фрилансе
Статья о личном опыте фрилансера, пяти ошибках и их решениях, которые помогут вам.
1. Определите четкий и подробный объем работы
Перед началом работы над проектом очень важно определить все детали и обсудить их с клиентом.
К основным пунктам относятся:
- Точная постановка задачи и желаемый итоговый результат (форматы файлов, используемая программа и т.д.);
- Количество разработанных концепций;
- Построение рабочего процесса проекта;
- Определение фиксированного количества правок;
- Размер оплаты и возможные дополнительные расходы;
- График и способ платежей.
Вот личный пример. Во время работы над проектом по дизайну упаковки я предполагал, что заказчику потребуются комплекты файлов PNG, JPEG и упаковка “Dialine”. Однако в конце клиент неожиданно попросил сделать брендбук, чего я не предусмотрел. Несмотря на дополнительную работу я сделал по ранее оговоренной цене.
Урок усвоен: никогда не предполагай, всегда уточняй.
2. Исключительно четкая коммуникация
Качественная коммуникация имеет решающее значение не только на фрилансе, но и в жизни.
Это означает:
- Четкое построение вопроса;
- Более конкретно выражать свои идеи;
- Регулярное информировать о ходе работы;
- Откровенно говорить о том, что не получается.
Все это не урок с одного проекта, а совокупность опыта из нескольких проектов. В некоторых случаях плохая коммуникация приводит к тому, что клиенты остаются недовольными, тем самым можно потерять высокооплачиваемые проекты.
Эффективная коммуникация - это ключ к успеху.
Один из практических советов - тщательно отслеживать свои задачи, даже если это может показаться утомительным. Для этого можете попробовать мой шаблон в Notion (Ниже будет прикреплена ссылка).
Помните, что отслеживать и информировать заказчика о событиях проекта независимо от того, являются хорошими или плохими, очень важно. Это навык, который требует времени и развития, не так прост, как кажется на первый взгляд.
3. Записывайте и отслеживайте всю коммуникацию и отзывы клиентов
Мне доводилось вести непростые беседы с клиентами, часто из-за не отслеживания коммуникации. Этот пункт мной все еще совершенствуется. Не полагайтесь только на чаты в мессенджерах или электронную почту при общении с заказчиками.
Почему? На это есть две причины:
- Сложность в отслеживании работы и количестве правок в проекте. Возрастает шанс пропустить некоторые правки или комментарии к проекту, что негативно скажется на впечатление к вам;
- Акцентировать внимание на документировании коммуникации между вами и клиентом очень важно. Это окупается в долгосрочной перспективе.
4 Учтите время на непредвиденные случаи
В начале моей работы на фрилансе почти 50% проектов выходили за рамки установленных сроков. Часто это происходило из-за того, что я неправильно оценивал масштаб проекта или неожиданные возникшие личные дела. Со временем я научился решать первую проблему, но вторая требовала иного подхода: учитывание буферного времени (буферное время или, лучше говорить, дополнительное время, которое потребуется для себя).
Оно крайне важно на случай задержек с вашей стороны, чтобы вы все равно уложились в обещанные сроки. Помните, что данное время не предназначено для изменений или задержек, вызванных клиентом. Это совсем другой сценарий. Поэтому всегда учитывайте это дополнительное время, чтобы не сбиться с пути.
5. Подписывайте и регулярно обновляйте договора по всем проектам
И последнее, но, безусловно, не менее важное: начните составлять договора или официальные предложения со своими клиентами. Это гарантирует, что обе стороны начнут работу с четкого, общего понимания, что позволит избежать спорных ситуаций. В договоре должна быть прописана каждая деталь: количество правок, порядок действий в случае отказа одной из сторон, ожидаемые сроки, как повлияют изменения объема проекта на ранее оговоренные условия, а также стоимость, этапы выплат и итоговый результат.
Одним словом, укажите все, чтобы избежать неловких ситуаций с клиентами.
Эти советы крайне важны для четкой коммуникации и поддержания отношений с клиентами. Надеюсь, вы почерпнули что-то ценное из этой статьи.
Данная статья переведена на русский язык в качестве образовательного проекта. Подписывайтесь, если было полезно. Официальный источник статьи ссылка.
Также вот несколько отличных бесплатных ресурсов по UI/UX на Gumroad и Figma Community. Если вам нужны рекомендации, загляните в мой Topmate. Проверьте их :)
Для этого можете попробовать мой шаблон в Notion (Ниже будет прикреплена ссылка).
Добавте ссылку на шаблон в вашу статью, оригинал с Медиума не открывается по понятным причинам.
Спасибо за данное сообщение. Вот ссылка на шаблон: https://arpitchandak.gumroad.com/l/task-project-manager?layout=profile
и это касательно не только фриланса , но и других сфер деятельности, везде должна быть четкость и прагматичность действий
Да, вы совершенно правы! Четкость и порядок действий, вот с чего стоит начать