"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Нейросеть и знаменитые художники в «рыбном» календаре.

Снова привет! Меня зовут Роман, пару лет назад я делал пост-челлендж на VC про использование самого «любимого» всеми шрифта и, на удивление, получил довольно неплохие отзывы и реакции.

В этот раз я решил поделиться первым более-менее серьезным коммерческим проектом с использованием нейросетей, процессом его создания и сложностями, с которыми пришлось столкнуться, как со стороны клиента, так и со стороны непосредственно искусственного интеллекта (вернее, видимо, моего интеллекта, который не мог достучаться до искуственного 🙂)

Итак, дано:
Клиент: Юнифрост — один из крупнейших поставщиков рыбы и морепродуктов со всего мира.
Задача: сделать большой перекидной настенный календарь для внутренних и зарубежных партнеров, который совмещал бы в себе как эстетическую (не стыдно на стену повесить), так и практическую часть (номера недель, праздники и прочие особенности производственных календарей).

Концепция Нейро-Океана родилась спонтанно и практически сразу: так как ассортимент и география поставок достаточно обширны, а «рыба» как визуальный референс может иметь множество трактовок, почему бы нам не представить некую «альтернативную» реальность, в которой знаменитые живописцы изображали бы рыб или морепродукты на своих полотнах.
У большинства людей, даже далеких от сферы изобразительного искусства, где-то в подсознании откладывается «узнаваемость» знаменитых картин и «техник», с которыми в той или иной степени сталкиваешься на протяжении жизни. Будь то подлинник шедевра в музее или картинка в глянцевом журнале. И набрать 12 ярких художников на каждый месяц — задача сложная, но не от недостатка таковых, а от избытка ярких всемирно-известных живописцев. Ну и, конечно же, кто как не нейросеть может проанализировать технику и манеру уже ушедших от нас мастеров и представить свою, «цифровую» трактовку их произведений.

"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Идея была принята с воодушевлением в руководстве компании, но с учетом некоторых ограничений или, скажем так, «пожеланий»:
а) Ассортимент продукции должен быть представлен достаточно широко:
12 месяцев про Лосось нам не нужно🙂
б) Так как многие партнеры-поставщики представляют Азиатский регион — желательно это учитывать и помимо знакомых всем европейских живописцев, посмотреть, кто является или являлся признанным мастером в азиатских странах.
в) Самое сложное пожелание — «степень реалистичности»: в креветке должна узнаваться креветка а в селедке — селедка.
В случае с живописью — это довольно «скользкий» момент: в праве ли мы требовать реализма от сюрреалиста? В самом вопросе заложен отрицательный ответ🙂 Да, нам важно оставаться в "рыбной" тематике и не уходить далеко в экспериментах, но право на собственную трактовку у художника — это и есть его узнаваемый почерк. И от нейросети мы требуем того же самого. Показать «взгляд» художника, а не реальность. Иначе можно было бы обойтись просто фотографиями.

"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Что ж, концепция принята, пожелания учтены, наступает период подбора художников, ассортимента и сотен итераций запросов.
Иногда нейронка сразу выдает что-то близкое к задуманному, иногда наотрез отказывается понимать и принимать стилистику художника. Тогда пробуем Рембрандта, а не Ван Гога, Сельдь, а не Камбалу...и так много много раз.
Выглядит это примерно так:

"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Больше всего сложностей почему-то возникло с Кальмаром: по какой-то причине, независимо от формулировок промта, Midjourney предлагал что-то более похожее на осьминога, причем очень фэнтезийного. Иногда это было даже довольно смешно, но все-таки нужный продукт наотрез не хотел получаться.

Кальмар в исполнении Эдварда Мунка, после него, наверное, случился "Крик" 😱
Кальмар в исполнении Эдварда Мунка, после него, наверное, случился "Крик" 😱
А это Джексон Поллок, опять осьминог, и какой-то слишком реалистичный.
А это Джексон Поллок, опять осьминог, и какой-то слишком реалистичный.

В итоге я покажу в каком виде и в чьем исполнении злосчастный кальмар все-таки попал в календарь.

Еще интересный технический момент: календарь предполагался довольно большой, формата А2, и помимо того, что мы проводили все изображения через увеличение размера, на определенном этапе в тестовых прогонах стало понятно, что необходимо подчеркивать технику живописи, усиливать влияние мазков, структуры краски и структуры холста, чтобы итоговый вариант смотрелся как репродукция реального полотна. Забегая вперед, скажу, что практически везде это удалось, вот фотографии фрагментов уже готового календаря.

Тут неплохо передалась текстура холста и масла
Тут неплохо передалась текстура холста и масла
Хорошие, "характерные" мазки всем известного художника
Хорошие, "характерные" мазки всем известного художника

После месяца подбора изображений, вроде бы появился презентационный черновик календаря, и, как это часто бывает, посыпались правки:
Понятно, что без них никуда, но было довольно смешно представлять, как заказчик настоящей картины, говорит условному Сальвадору Дали:

"Вы не могли бы треску сделать все-таки пореалистичней и погрузить ближе ко дну от поверхности, это все-таки донная рыба"

Было бы очень интересно услышать его ответ😁
Но нейросеть всё стерпит, правим, погружаем на дно🙂
Утверждаем
Печатаем
Получаем
Распаковываем, любуемся

"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Заказчик говорит, что хвалебные отзывы сыпятся от партнеров от Владивостока до Бангладеша.
Конечно, в итоговый вариант не прошли некоторые мои личные фавориты, пришлось заменить на более посредственные ,но близкие к реальности изображения. Но, в целом, результат удовлетворительный, удалось отстоять авангардистов и сюрреалистов и получить довольно неплохой календарь, который интересно рассматривать время от времени.

Кацусика Хокусай. Один из самых известных японских гравёров.
Кацусика Хокусай. Один из самых известных японских гравёров.
Пит Мондриан. Нидерландский художник который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Пит Мондриан. Нидерландский художник который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Пабло Пикассо и его Красные Креветки
Пабло Пикассо и его Красные Креветки
Художники по месяцам
Художники по месяцам
Финальные изображения, вошедшие в календарь
Финальные изображения, вошедшие в календарь
Сама календарная сетка максимально нейтральная и очень информативная.
Сама календарная сетка максимально нейтральная и очень информативная.
"Если бы Малевич рисовал кальмаров"

Надеюсь, было интересно почитать-посмотреть, буду рад любым мнениям.
Если интересны мои другие проекты —
я есть на биханс и в запрещенной соцсети, ну а нет - так нет🙂

1717
2 комментария

Красивый и интересный проект. Любопытный кейс по реализации проекта с помощью нейросетей именно опытным граф дизайнером, спасибо, прочитал с удовольствием.

Ответить

Благодарю, Алексей. Рад, что было интересно читать 🙂

Ответить