Айтишка, власть и бизнес: мое видение сервиса бизнес-клуба нового века. Часть 1

Айтишка, власть и бизнес: мое видение сервиса бизнес-клуба нового века. Часть 1

Написать эту статью (содержащую две части) меня сподвиг наблюдаемый мною хаос в некоторых некоммерческих бизнес-клубах (далее — БК). В IT-системы этих клубов я не смогу забраться со своей “помощью”, ведь в большинстве клубов уже работают по нескольку IT-команд, а “толкаться локтями” — не лучшая практика. Поскольку главный принцип роста “Критикуешь — предлагай”, я решила написать своё видение цифровой организации работы БК с упором не только на цели учеников и преподавателей, но также на глубинные цели основателей таких клубов.

В этой статье будет поверхностно рассматриваться связка мобильное приложение - Telegram-бот. Технически, поначалу можно сделать упор только на Telegram-бот, а далее распространить и на мобильное приложение. Также опционально в эту связку можно добавить сайт БК, но это уже больше уход в маркетинг.

Статья будет интересна:

  • Владельцам действующих бизнес-клубов, которые желают решить проблемы или повысить автоматизацию клуба;
  • Предпринимателям, планирующим основать собственный бизнес-клуб;
  • Всем, кто интересуется темой предпринимательства и задается вопросами об истинных целях и функционировании некоммерческих БК.

Приветствую! Меня зовут Громова Алена. Я основатель компании по разработке CREAZARD.

Громова Алена - это я
Громова Алена - это я

Чтобы написать эту статью, я поговорила с учениками, наставниками, волонтерами, с лицами, принимающими решения в БК, а также с предпринимателями, которые планируют основать свой клуб. Дотянулась я и до наших партнеров, занимающихся скорингом результатов обучения на своих курсах. Отдельно хочу упомянуть и поблагодарить всех экспертов от мира бизнеса, которые помогли с написанием этой статьи:

  • Александр Синцарёв — сооснователь компании M&A, сооснователь MBA «Moscow Brokerage Academy»;
  • Артур Мяльдзин — основатель бизнес-сообщества «Лапти»;
  • Игорь Гурков — создатель Проекта «Технология Роста».

Речь пойдет, напоминаю, именно о некоммерческом бизнес-клубе, который ставит себе целью достичь иных целей, нежели прямого заработка.

Некоммерческий бизнес-клуб и его суть

Для того, кто никогда не состоял в некоммерческом БК, вкратце расскажу его суть: с некоторой периодичностью происходят наборы в наставничество всех желающих обучаться бизнесу (Ученики). Преподают там Наставники, они же действующие предприниматели. Курируют и помогают с организацией процессов обучения и набора Волонтеры. И за всем происходящим наблюдает Администрация БК.

Наставники с помощью бесплатного обучения увеличивают репутацию и насмотренность, обзаводятся партнерствами. Ученики получают возможность начать или развить свой бизнес. Волонтеры приобщаются к организационным и административным делам БК, также увеличивая партнерства и получая доступ к закрытым мероприятиям БК. В клубе есть и просто Участники, посещающие мероприятия БК, но не обучающиеся в данный момент.

Администрация, с ростом качества и количества участников, увеличивает свое влияние, которое может использовать в своих целях. Формулировать их можно по-разному: от “повышение финансовой грамотности населения” до “всеобщее счастье”. Но, как я вижу, суть такого (как и множества других) сообщества — это, скорее, влияние. Влияние на различные бизнес-факторы и экономическую обстановку. Масштабы этого влияния могут быть локальными (конкретный бизнес в конкретном городе), а могут быть глобальными (конкретная отрасль в конкретной области). В идеале, конечно, влияние в масштабах целой страны и всего мира :) Но с увеличением количества участников, приходит необходимость цифровизации этой организации.

Первое правило клуба — рассказывайте о нем всем! Большая аудитория и хорошая репутация — вот те ингредиенты, из которых состоит успешное, влиятельное сообщество. Качественное образование внутри клуба, волонтерство, помощь в финансовом и личностном росте, укрепление и расширение деловых связей приносит пользу всем участникам и повышает их лояльность. Из связей и компетенций каждого участника состоит значимость всего сообщества и влияние клуба.

Прямые продажи считаются в некоммерческих БК неэкологичными, и после повторных предупреждений участник вылетает.

В процессе написания, я выделила основные процессы и направления жизнедеятельности БК:

  • Система репутации и регистрация в Клубе;
  • Увеличиваем качество и влияние БК;
  • Обучение;
  • Набор в наставничество;
  • Увеличиваем статусность БК и лояльность Участников;
  • Процесс обучения. Увеличиваем качество БК и дисциплину Участников;

(⬆ эти темы войдут в часть 1)

  • Отслеживание статистики;
  • Проверяем увеличение влияния БК вовне;
  • Организация мероприятий;
  • Показываем масштаб, привлекаем новых Участников;
  • Прочие возможности.

(⬆ эти темы войдут в часть 2)

Пойдем по ним по порядку.

Система репутации и регистрация в Клубе. Увеличиваем качество и влияние БК

Айтишка, власть и бизнес: мое видение сервиса бизнес-клуба нового века. Часть 1

Чтобы экологично увеличивать качество и влияние БК, от участников требуется адекватность, потенциал к росту и регулярная активность в клубе на постоянном уровне. Участникам нужна быстрая и удобная регистрация. Дело Волонтеров — проверить личность участника, выявить и отсеять спамеров с неадекватами.

Как этого добиться? Создать систему репутации с уровнями доступов. Регистрация в системе с помощью инвайтов, приглашающих участников через Telegram по номеру телефона с последующим заполнением подробной формы.

Только по достижении определенного количества очков репутации, Участник может получить право претендовать на ведение Наставничества как Наставник. Достичь этого можно, например, накопив нужную сумму баллов на обучении + участие в волонтерской деятельности + участие в благотворительности + помощь одноклубникам, прочие заслуги. Ученики также должны иметь возможность повлиять на репутацию Наставника после лекции.

Чтобы Участник поддерживал постоянную активность, очки репутации должны иметь “срок жизни” - это мотивирует не останавливаться в активности.

Очки можно списывать в счет получения мерча клуба, для участия в супер-закрытых мероприятиях, для помощи “утопающим” без очков одноклубникам, а также для приглашений новых участников в БК.

Для вступления нового участника, с баланса приглашающего списывается некоторое количество очков, далее генерируется ссылка на присоединение к БК, либо выдается какой-то код. Я бы сделала оба варианта, при том чтобы инвайт порождал взаимную ответственность между пригласившим и приглашенным.

Зная о ведении публичного учета приглашений, пригласившие будут чувствовать личную ответственность за приглашенных. Таким образом будет снижаться риск приглашения неадекватных персонажей в сообщество, также будет распутана цепочка пригласивших для предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Чтобы работала “обратная” ответственность приглашенных, был стимул увеличивать качество сообщества, а бизнес-клуб постоянно рос, заработанные новым участником очки также пополняют баланс пригласившего в количестве, например, 2%.

Telegram является привычным и удобным средством коммуникации в современном мире, поэтому уводить диалоги в сторонние мессенджеры я не вижу смысла, и все общение будет происходить в ТГ.

Когда мы в последний раз занимались подключением авторизации через Telegram, условие было таким: можно использовать этот метод только в случае, если владелец системы согласен обнародовать свой код. А так как НК БК по обычным заявлениям не планирует зарабатывать деньги, а озабочен только всеобщим счастьем и радужным будущим всех людей, то препятствий в обнародовании кода я не вижу. Зато плюсы налицо: быстро, просто, не тратим бюджет на СМСки и подключение телефонии.

Также номер пригодится для дальнейших информационных рассылок и звонков, приглашений в клуб методом Look-alike и так далее.

Волонтеры видят все заявки, проверяют адекватность ответов и одобряют регистрации новых участников. Так как в системе сохранятся вступительные ответы новых участников, далее это поможет скорингу результатов в формате “было — стало” до обучения и после.

Обучение

Набор в наставничество. Увеличиваем статусность БК и лояльность Участников

Айтишка, власть и бизнес: мое видение сервиса бизнес-клуба нового века. Часть 1

Бизнес-клубу необходимо увеличивать статусность за счет своей полезности и профессионализма участников. Формировать внутри сообщества “правильные” принципы, основанные на стремлении к саморазвитию, взаимопомощи, бескорыстном участии в жизни Клуба и деятельности на пользу сообщества.

Наставнику жизненно важно не пропустить набор в Наставничество и оперативно подать заявку. После этого ему нужно просмотреть список Учеников, подавших к нему заявки на обучение, одобрить или отклонить эти заявки, отобрав к себе в группу только релевантных и адекватных.

Ученик также должен узнать о начале набора в Наставничество, ознакомиться со списком Наставников, их опытом и компетенциями, чтобы подать заявку к конкретному. Часто Ученику необходимо лично пообщаться с Наставником, чтобы сделать свой выбор.

Волонтеру желательно избавить себя от рутинных процессов и однотипных вопросов “А когда меня примут? А куда нажать?”. По окончании набора быстро и без ошибок сформировать группы учеников в Telegram для обучения и координации. Все участники должны узнавать обо всех новостях своевременно.

Как этого добиться? Прежде всего нужны автоматические уведомления о старте набора для Наставников и отдельно о старте набора для Учеников. Карточка участника в приложении — своеобразный электронный “паспорт” клуба. Такую карточку пользователь должен заполнить необходимыми данными при регистрации.

Карточки Наставников позволят автоматически создать наглядный каталог Наставников. Список можно делить по категориям, фильтровать по нишам и доходам Наставников. Карточка Наставника включает функцию приема заявки от Ученика и коммуникации внутри приложения, если контакты скрыты по личным причинам или правилам Клуба.

Карточки Учеников позволят Наставнику выбрать участников своей группы, одобрив нужные заявки. На основе этого выбора будет автоматически составлен список групп обучения. Ученики получат уведомления о статусе заявки (одобрено, в ожидании, отклонено).

Рейтинговая система Наставников. Обязательная оценка Наставника Учеником и Учеников между собой в процессе и после прохождения обучения или мероприятия. Просмотр отзывов других Учеников о конкретном Наставнике поможет другим сделать выбор.

Также помним о нашей системе репутации. Помощь одногруппнику, Клубу, Наставнику, прочая полезная деятельность может награждаться очками репутации как от Администрации, так и от других Участников. Чем больше очков, тем приоритетнее и вероятнее попадание к Наставнику, больше возможностей для внутреннего роста в Клубе и влияния на него.

Процесс обучения. Увеличиваем качество БК и дисциплину Участников

Айтишка, власть и бизнес: мое видение сервиса бизнес-клуба нового века. Часть 1

Бизнес-клубу следует увеличивать собственное качество за счет дисциплины и оставлять максимально лояльных к Клубу Участников.

Проблема наставников — выявить немотивированных учеников и повлиять на них. Также нужно бороться с хитрецами, скрывающими время выполнения домашнего задания через отложенные сообщения Telegram.

Проблема волонтеров — сообщить о месте и времени лекции/мероприятия, проконтролировать сроки выполнения ДЗ, отследить достижения и нарушения (в некоторых клубах действуют даже денежные штрафы за опоздания). Обычно волонтеры ведут статистики по ученикам вручную, через таблицы Excel, например.

Волонтерам, чтобы освободить массу времени от рутинной работы, очень пригодится техническая помощь в формировании групповых чатов.

Решение: автоматические уведомления о времени и месте сбора для каждой группы в учебном чате; Telegram-бот, проверяющий время начала, выполнения и сдачи ДЗ, а также проверяющий “отложку” в чате. Это позволит не только избежать трюка с отложенными сообщениями, но и автоматически сформировать статистику.

По мере роста клуба можно создать даже улучшенную альтернативу GetСourse.

Проверка ученика на входе по QR-коду через приложение исключит доступ посторонних и внесенных в черный список, а также позволит зафиксировать опоздание и автоматически внести это в статистику. Если действуют денежные штрафы, возможна привязка карты и автосписание, в иных случаях — репутационные штрафы до внесения в черный список.

Для автоматизации учебных чатов имеем два варианта решения:

1) Разработка сценария для телеграм-бота:

- Бот содержит кнопки с именами наставников;

- Нажатие кнопки учеником = сравнение ученика с таблицей данного наставника, чтобы подтвердить принадлежность к группе;

- Принятие заявки и добавление ученика в закрытый чат/канал. Чаты создают волонтеры;

2) Создание чатов из Админ-панели, ссылка на них в приложении:

- Чат создается в Админ-панели;

- Добавляется волонтер и наставник;

- Автоматически добавляются Ученики из списка одобренных заявок.

В продолжении мы рассмотрим такие темы из моего списка как: отслеживание статистики и проверка роста влияния БК вовне; организация мероприятий БК, демонстрирующих масштаб организации и привлекающих новых участников; Прочие возможности БК.

Обо всем этом читайте в продолжении (часть 2). Я и моя компания мобильной разработки CREAZARD желаем вам воплощения благородных амбиций! Если есть вопросы - с радостью отвечу. До новых деловых и дружеских встреч!

Начать дискуссию