Инструкция по спасению нервных клеток или 7 шагов разработки цифрового продукта без понимания конечного результата — при помощи SCRUM
Изобрести машину времени и узнать итоговый фич-лист проще, чем доказать, что очередная правка невозможна в рамках ТЗ? Заказчик не понимает и злится, ПМ устал объяснять, а работать себе в убыток — не вариант?
За 6 лет мы встречались с разными ситуациями и сегодня расскажем про стратегию работы в условиях полной неопределенности.
А именно — по системе Scrum.
— Предлагаете бороться с заказчиками?)
Термин «scrum» пришёл к нам из регби и в переводе с английского означает «схватка». Но речь не про борьбу с заказчиком, а про командную работу, которая и ведёт к успеху.
Система Scrum, о которой мы говорим — это гибкий метод работы над проектами в постоянно изменяющихся условиях, что позволяет работать гораздо эффективнее.
Как работать по Scrum?
Выделим 7 шагов:
- Проводим установочный синк.
Назначаем общую встречу команды и стейкхолдера. Уточняем основные пожелания и требования к проекту. - Формируем бэклог задач.
Составляем список функций на основе пожеланий. - Оцениваем бэклог:
- Сможем ли выполнить эти задачи?
- Что для этого нужно?
- Хватает ли информации для старта? - Назначаем спринт.
Ставим конкретные цели к бэклогу. Решаем, как и в какой срок они будут реализованы. - Проводим ежедневные синки.
Короткая встреча на несколько минут — и все приступают к работе. Это необходимо, чтобы понимать, что было сделано, что нужно сделать сегодня и с какими трудностями сталкивается команда. - Ревью спринта.
Проводим ревью, демонстрируем результат заказчику и приступаем к следующему циклу. - Ретроспектива спринта.
Рекомендуем провести ретроспективу спринта и оценить работу команды. Подведение итогов позволит понять, что и каким образом можно улучшить для дальнейшей работы.
Когда лучше использовать Scrum?
Порой заказчик может не знать, к какому результату он хочет прийти. Иногда истина находится в самом пути:)
Другими словами, применять Scrum хорошо в ситуациях, где неопределенность зашкаливает и не знаешь, что получится на выходе.
Обычно цифровой продукт — инструмент, а не самоцель. Но, начиная ремонт в квартире, мы не всегда знаем, какие строительные инструменты нам потребуются. С IT-инструментами ситуация аналогична.
Scrum хорош для ниш, ситуация в которых постоянно меняется: для IT, дизайна, маркетинга — в общем, везде, где в процессе можно отследить результат. Ведь, занимаясь стройкой, вы вряд ли сможете оценить качество дома лишь по одному кирпичу, верно?
Scrum — идеальная система?
Нет.
Мы не рекомендуем использовать Scrum, если заказчик:
- имеет четкое понимание, каким и за какой период времени он хочет видеть конечный продукт;
- не готов к активному вовлечению в проект;
- не сможет сказать, устраивает ли его промежуточный результат.
Что в итоге?
Методология Scrum — хороший инструмент в работе с большим количеством неопределенности. Scrum способен помочь при создании чего-то, что еще не приобрело окончательных форм и красок в голове заказчика, а имеет лишь смутные очертания.
Но нет смысла использовать его всегда и везде — как минимум потому, что не каждый заказчик готов регулярно вовлекаться в проект и часто оплачивать.
Впрочем, системы оплаты — это уже другая история :)
А вы используете Scrum в своей работе?