Веб-хостинг и хостинг в облаке — это одно и то же?

Нет

Веб-хостинг и хостинг в облаке — это одно и то же?

Привет, это Cloud.ru, провайдер облачных сервисов и AI-технологий. Мы занимаемся виртуальными машинами, хранилищами, контейнерами, искусственным интеллектом и всем, что нужно для работы в облаке. Клиенты берут наши виртуальные машины в том числе для того, чтобы размещать на них сайты или их резервные копии. Мы помогаем подобрать сервисы и построить облачную инфраструктуру, но не регистрируем домены и не предоставляем CMS.

Услугами и сервисами конкретно для сайтов занимаются хостинг-провайдеры. Причем некоторые из них становятся в какой-то степени и облачными провайдерами, предлагая облачные платформы для бизнеса. Но у них другие масштабы, характеристики железа и число самих сервисов, поэтому сравнивать их с компаниями, которые специализируются на облаках, будет неправильно.

Получается, что и те, и другие — и про сайты, и про облака, отсюда и может быть путаница. Мы не планируем склонять читателя в какую-либо сторону, просто хотим показать разницу между хостером и облачным провайдером.

Про себя мы все знаем, а хостеров изучали по открытым источникам. Информацию о предложениях хостинг-провайдеров брали с сайтов компаний из рейтинга лучших веб-хостингов 2024.

Веб-хостинг и хостинг в облаке — это одно и то же?

Кто такие облачный провайдер и хостинг-провайдер

Облачный провайдер — это про виртуальную инфраструктуру и ее управление, а не про задачи, для которых эта инфраструктура нужна. То есть клиент может купить виртуальную машину и настраивать ее так, как ему надо: менять операционную систему, увеличивать размер хранилища, подключать другие облачные и не облачные сервисы. И использовать облако клиент может по-разному: одни делают там пет-проекты, другие запускают объемные вычисления, третьи собирают среду для разработки и тестирования приложений, четвертые хранят данные или развертывают онлайн-магазин.

Задача хостинг-провайдера — предоставить инструменты для публикации и управления сайтом. Услуги, которые предлагают хостинг-провайдеры, так или иначе связаны с созданием и обслуживанием веб-ресурсов: место на сервере или целиком сервер, установка «движка» сайта, панели управления, SEO-продвижение, антивирусы, доступ FTP.

Клиенты хостинг-провайдеров получают пространство на сервере с предустановленным программным обеспечением и инструменты для управления сайтом, но спуститься ниже на уровень инфраструктуры не могут. То есть изменить настройки самого сервера у них получится, только если они возьмут сервер целиком.

Хостер — это про публикацию и управление сайтами, а облачный провайдер — про виртуальную инфраструктуру

Что общего. Основной рабочий ресурс у обоих провайдеров — железо, то есть серверы. Только у облачного провайдера их обычно в разы больше и они мощнее, плюс у него есть внушительный запас железа.

Серверы у обоих провайдеров расположены в ЦОД, могут даже в одном дата-центре. Или хостинг-провайдер может не покупать свои, а арендовать серверы у облачного провайдера и перепродавать их клиентам. А сами клиенты у обоих могут быть и крупными компаниями, и физическими лицами.

В чем разница. В облаке можно соединить два сервера между собой, чтобы работать на одном, а второй иметь как страховку: если вдруг один сервер отключится, сайт автоматически запустится на втором. То есть сами по себе серверы у всех в принципе одинаковые, разница в их количестве и связанности.

Получается так: хостинг-провайдер предлагает облачные услуги, но не является полноценным облачным провайдером. А облачный провайдер не хостер, хотя сайт и вообще практически что угодно можно развернуть на виртуальной машине. К хостинг-провайдеру стоит идти за готовыми решениями для сайта, а к облачному — за виртуальной инфраструктурой и сервисами для любой задачи.

Варианты хостинга сайта

Если смотреть сверху, есть три варианта, куда можно положить сайт. Один из вариантов предлагают только хостинг-провайдеры. Другие два можно получить и у облачного провайдера, и у хостера. По сути это одинаковые услуги, но называются по-разному — еще одна возможная причина путаницы.

Если на одном сервере лежат несколько сайтов и можно подключать только готовые инструменты для его управления, то это классический хостинг
Если на одном сервере лежат несколько сайтов и можно подключать только готовые инструменты для его управления, то это классический хостинг

Классический хостинг (его еще называют shared web hosting), это когда сайт лежит на сервере, к которому подключены несколько компаний. То есть одним сервером пользуется энное число клиентов. Возникает вопрос надежности: если кто-то нацелится взломать один сайт, под удар попадет весь сервер. И вопрос доступности ресурсов, потому что если на один из сайтов резко увеличится трафик, он заберет общие ресурсы, которых может не хватить другим сайтам. Еще в классическом хостинге нет кастомизации, потому что у сервера одни настройки и инструменты для всех пользователей, которые можно поменять только через повышение тарифа или переход на другой вариант хостинга.

Классический хостинг предлагает только хостинг-провайдер. Это вариант для тех, кто выбирает «сайт как сервис»: не планирует заниматься рутиной и лезть в настройки, а просто взять готовую CMS и начать работу.

Если на сервере развернуты несколько изолированных друг от друга виртуальных машин, на каждой из которых лежит сайт — это про виртуальный выделенный сервер (VPS) у хостера или виртуальную машину у облачного провайдера
Если на сервере развернуты несколько изолированных друг от друга виртуальных машин, на каждой из которых лежит сайт — это про виртуальный выделенный сервер (VPS) у хостера или виртуальную машину у облачного провайдера

Виртуальная машина у облачного провайдера или виртуальный выделенный сервер (по-другому VPS, virtual private server) у хостинг-провайдера — это когда сайт лежит в облаке, точнее на виртуальной машине, которая развернута на сервере. У клиента есть доступ и возможность самостоятельно настраивать эту машину и управлять ей.

Главное отличие этого варианта от классического хостинга в том, что хоть на одном сервере работают несколько виртуальных машин, все они на 100% изолированы друг от друга. Это значит, что каждый клиент контролирует свое пространство, а вопросы безопасности и кастомизации снимаются.

Вариант для крупных проектов и сайтов, например, онлайн-магазинов, которым нужен гарантированный объем ресурсов. Причем у облачного провайдера можно настроить автоматическое масштабирование на случай, если трафик неожиданно резко возрастет: мощности автоматически добавятся и отключатся, когда наплыв посетителей спадет. Функция называется autoscale — с ней онлайн-магазин будет работать стабильно даже если на сайт одновременно придет слишком много покупателей.

Если весь сервер взяла одна компания, и она сама следит за всеми настройками железа и сайта, то это Bare Metal или выделенный сервер
Если весь сервер взяла одна компания, и она сама следит за всеми настройками железа и сайта, то это Bare Metal или выделенный сервер

Bare Metal у облачного провайдера или выделенный сервер у хостинг-провайдера (по-другому VDS, virtual dedicated server) — это про аренду целого физического сервера стандартной или кастомной конфигурации. От классического хостинга и виртуальной машины отличается тем, что сервером пользуется один единственный клиент. Выделенный сервер чаще выбирают для проектов с высокими требованиями к производительности, безопасности и масштабируемости.

В этом варианте хостинга нет издержек на виртуализацию, клиент получает полный контроль над железом и может сам посчитать производительность своего программного обеспечения по характеристикам сервера. В облаке серверы можно легко связать между собой, чтобы масштабировать ресурсы во всех направлениях в режиме реального времени:

  • вертикально, если надо больше RAM и пропускной способности сети или подключить дополнительные облачные сервисы;
  • горизонтально, если надо увеличить число серверов или виртуальных машин.

Резюмируя, можно сказать, что если компания уже использует облако, ей будет несложно поднять веб-сервер на виртуальной машине. Если надо просто сделать сайт-визитку, то скорее всего проще взять классический вариант хостинга. Когда трафик на сайт станет высоким, компания сможет перейти на виртуальный выделенный сервер. А выделенные серверы в облаке или у хостера нужны, если компания точно понимает свои потребности и необходимый уровень производительности.

Опыт со стороны пользователей, бизнеса и разработчиков

Пользователю по сути все равно, где лежит сайт. Ему важно, чтобы страницы грузились быстро и на них была та информация, за которой он пришел.

По нашему опыту бизнес переносит сайты в облако, чтобы упростить процессы развертывания и масштабирования в период пиковых нагрузок, ускорить работу бизнес-приложений и оптимизировать свои затраты на IT-ресурсы. Известный бренд одежды lady & gentleman CITY, например, перенес интернет-магазин в облако, чтобы полностью сфокусироваться на разработке: после переезда время доставки бизнес-приложений в продакшн сократилось в два раза. Магазин мебели Hoff держит сайт и приложение на своих серверах, а их резервные копии — в облаке. Смысл такого решения в том, что если что-то случится с локальными серверами, резервные копии масштабируются настолько быстро, что посетители сайта этого даже не заметят. А интернет-магазин посуды BarNeo с переездом в облако тоже получил гарантию стабильной работы своего сайта.

Не можем утверждать на 100%, но слышали, что сами разработчики часто выбирают хостинг-провайдеров за то, что там им не надо заниматься рутиной: можно взять готовую CMS, заказать окружение и сразу начать работу — простой и доступный вариант.

Вместо заключения

Выбор между облачным и хостинг-провайдером зависит от конкретных потребностей, бюджета и уровня технической экспертизы. Веб-хостинг проще и дешевле для небольших проектов, тогда как облачная инфраструктура дает больше возможностей и контроля для сложных и масштабируемых приложений.

Если компании нужно много всего, кроме CMS и почты на домене, то возможностей у нее будет больше в облаке. Например, она сможет настроить гибкую систему контроля доступа к своему сайту и в режиме реального времени видеть все, что с ним происходит. Плюс в облаке заложены георезервирование и отказоустойчивость — для многих это важно.

Некоторые хостинг-провайдеры предлагают бесплатный тестовый период до 30 дней. У облачных провайдеров есть похожий бонус, только у них он называется free tier — объем услуг, за который не надо платить (никогда). У нас, например, клиент может взять бесплатную виртуальную машину и положить на нее сайт. А если понравится работать в облаке, потом он сможет подключить полноценную облачную инфраструктуру.

Расскажите, почему вы выбираете хостинг-провайдера, а не облако или наоборот?

Начать дискуссию