Альтернативное руководство по Notion. Личный опыт
Я не смог найти ссылку на сайт.
Вот уже в который раз я не смог найти то, что мне было нужно, то что я считал важным, то что я когда-то нашел и сохранил в ...
Да не помню я где сохранил — в заметках на телефоне, в закладках браузера или в десятке других программ на компьютере,телефоне, планшете.
Вспомните, как бороздя просторы интернета и ютуба посещает стремительная мысль — это то, что мне надо, это я прочитаю, это посмотрю, это мне точно пригодится, но не сейчас, потом, сейчас я отдыхаю , сейчас не время. И появляются кучи не разгребаемых закладок, записей в блокноте, “смотреть позже” в youtube, исчезающие сообщения самому себе в мессенджерах. А когда настает время, то проще найти в интернете заново чем вспомнить где что лежит.
Поэтому знакомство с очередной программой для сохранения всего и вся — это был Notion — закончилось ничем. Я ничего не понял, и забыл о нем на год. Но, почему-то не удалил.
И однажды, мне попался ролик где кто-то что-то рассказывал про Notion и показывал как это помогает в личных делах. Собственно мне понравилась картинка — она была вся такой структурированной и красивой, и Notion был у меня уже установлен.
Я вернулся к нему, и в этот раз случился некий перелом сознания, как-то все сложилось, стало просто и понятно. Я понял что мне напоминает Notion. Напоминает по структуре сайт — совокупность страниц с контентом, навигацией и гиперссылками. Создание страниц из блоков, как в любом конструктора сайтов — текст, картинка, видео.
А раз так, делаем своё облачное хранилище для всего и вся со всеми удобствами.
Задача
Для постановки задачи оттолкнулся от весьма популярного метода Zettelkasten, взяв за основу идею децентрализации вместо иерархии для хранения записей и перелинковки для их связывания, добавив теги и категории как вспомогательные инструменты.
- Все записи в одной базе данных
- Запись может ссылался на другую запись
- В записи есть информация о связанных с ней записях
- Страницы для работы с информацией могут быть созданы и удалены в любое время, не нарушив взаимосвязь записей и их содержимое
- Реализация разных сценариев работы с записями без изменения структуры их хранения.
В результате создать хранилище и инструмент упорядочивания, а на этой основе создавать этакие тематические мини-сайты для работы с информацией.
Решение
Итак, обо всем по порядку
Создание страницы
Notion как и сайт состоит из страниц.
На станицах содержится контент, и даже базы данных создаются на странице.
На главной странице Notion в меню навигации слева, где располагается информация об аккаунте и настройки, распололагаются страницы верхнего уровня, (как папки в файловой системе), страницы же созданные на этой странице будут вложенными и так далее образуя древовидную структуру.
Что бы создать страницу в меню навигации надо нажать + Add a page
Чтобы создать страницу внутри раздела нужно нажать в меню навигации справа от названия страницы значек +
Либо открыть страницу нажав на неё, поместить курсор в любом месте и ввести / , в окрывшемся меню выбрать Page
Размещение и редактирование контента на странице
На странице можно разместить следующие блоки:
- Текст
- Картинку
- Видео
- Таблицу (в Notion их называют database)
- Другую страницу
Блоки создаются в любом месте страницы — нажав левой кнопкой мыши или пальцем на тач устройстве ввести / и в появившемся контекстном меню выбрать нужное содержимое, или нажать + слева от блока.
Блоки можно перемещать по странице нажав на нем левой кнопкой мыши или пальцем (на тач устройствах).
Блоки можно размещать в несколько столбцов, все как на веб-странице.
Редактирование текста осуществляется с помощью простого wysiwyg редактора, который появляется при установке курсора на тексте, как при размещении поста на сайте или в соцсетях — можно изменить цвет текста, подчеркивание, жирный, курсив, вставить ссылку.
При написании текста можно использовать язык разметки Markdown.
На блоки можно ставить ссылки, по типу якорей на вeб-странице — нужно открыть меню нажав на точки слева от блока и выбрать Copy link, затем вставить в нужном месте, в нужном блоке.
Со страницами — основой Notion — разобрались, двигаемся дальше.
Создание базы данных
В Notion база данных это просто таблица — несложно и для большинства задач хватает.
Но!
Основная магия таблиц в Notion заключается в возможности задавать вид этой самой таблицы, притом, использовать их одновременно переключая в выпадающем меню справа от названия таблицы.
Есть пять видов которые отображают информацию из таблицы:
- Table табличный вид по умолчанию
- Board канбан доска по аналогии с Trello
- List обычный список
- Calendar календарь по аналогии с Google
- Gallery отображение в виде карточек
Ещё одна магия таблиц, в том что их можно отображать на другой странице скопировав ссылку на таблицу нажав на три точки в правом верхнем углу таблицы и выбрав copy link to view вставить ссылку в нужном месте.
При этом у каждого экземпляра вставленной таблицы есть возможность настроить вид отображения. То есть на базе одной таблицы имеем и календарь, и канбан, и карточк��, и все это на разных страницах — где нам нужно, не трогая основную таблицу.
Итак создаём нашу базу данных.
В левом меню создаём страницу. Я назвал её Storage, в ней будем создавать страницы и отправлять извне всю информацию.
На пустой странице создаём таблицу введя /database, и выбрав в меню Table - Full page.
Строки таблицы это наши будущие страницы с данными, а столбцы таблицы являются атрибутами страниц.
Я создал следующие столбцы:
Name — Название страницы (желательно осмысленное и развернутое — облегчает поиск и связывание с другими записями)
Area — Область к которой относятся данные на странице
Tags — теги для точного позиционирования страницы
Link to page — Ссылка на страницу к которой связана текущая страница
Linked pages — Все страницы которые ссылаются на текущую страницу
Source — Ссылка на источник данных которые содержатся на странице
File — Прикрепленный файл если нужно дополнительно
Created — Дата создания страницы
Для выбора типа атрибута нужно нажать на имя столбца и в выпадающем меню сделать выбор.
Моя база готова!
Сохранение информации в базу данных
Для работы с данными я создал отдельную страницу куда поместил ссылку на таблицу с утанновленным фильтром, который показывает страницы у которых пока не установлены атрибуты Area и Tags.
В нее попадают только что созданные страницы, либо страницы отправленные из браузера и Youtube с помощью Notion клиппера.
После того как я устанавливаю атрибуты, страницы попадают в мои Notes, которые по сути тоже страницы, но с вставленными ссылками на мою таблицу с другими фильтрами по тегам, а с этой страницы они исчезают.
Здесь же я могу создать новую страницу в таблице через кнопку New
На этой же странице находятся ссылки на мои Notes для быстрого доступа.
Вот в кратце о создании моего заметочника на Notion.