Заказная разработка программного обеспечения — дело непростое. Уникальный софт изготавливается под каждого конкретного заказчика, а это значит, что в каждом проекте существуют особенности, способные стать потенциальными трудностями для исполнителя.Можно выделить несколько типов проблем, с которыми сталкивается компания-исполнитель в заказной разработке:технологические (особенности стека, совместимость технологий на проекте, работа с существующим легаси-кодом и пр.),производственные (наличие специалистов соответствующих ролей и квалификации, обеспечение условий работы),инфраструктурные (физические и/или облачные сервера, каналы связи),финансово-юридические (согласование условий по договору, условия и сроки оплаты и др.),организационно-коммуникативные (построение проектной работы, коммуникация команды разработки с заказчиком, получение обратной связи, работа с участниками проектной команды).В рамках статьи хотелось бы остановиться на последнем блоке — организационно-коммуникативных проблемах в разрезе выделенных команд разработки.Отсутствие корпоративной идентичностиЧем выделенные команды отличаются от «обычных» проектных? Выделенные команды более плотно интегрированы в бизнес-процессы заказчика, могут работать в тесном контакте с проектным менеджером заказчика или продакт-оунером.В случае плотной интеграции и длительных сроков реализации проектов у сотрудников может наблюдаться некое «размывание корпоративной идентичности». Если не контролировать данный процесс, сотрудник дезориентируется и способен впоследствии легко согласиться на переход на работу в штат к данному заказчику. Чтобы избежать этого, необходим сразу комплекс мероприятий:укрепление «надпроектной культуры», развитие вовлечённости в бизнес-процессы в «родной» компании,регулярное информирование о ходе дел и планах «родной» компании,введение системы нематериальной мотивации,корпоративные нерабочие активности – спортивные и волонтёрские мероприятия, праздники.Отсутствие обратной связиПри реализации краткосрочных проектов в выделенных командах работают другие факторы риска. Частая смена проектов вызывает у сотрудников чувство зыбкости, неопределённости, что может заметно снижать мотивацию и сказываться на психологическом состоянии. Собеседования в новые команды могут изматывать. Отсутствие обратной связи о работе на проекте также негативно влияет на продуктивность. Что же делать? Рецепт сложен и прост одновременно:необходимо находиться в тесном взаимодействии с заказчиком, чтобы получать обратную связь о качестве работы команды, а также – чтобы быть осведомлённым о проектных планах и перспективах команды;необходимо проводить регулярные 1-2-1 (встречи «тет-а-тет») с каждым сотрудником, чтобы отслеживать психоэмоциональное состояние и не допускать профессионального выгорания.Внезапное изменение плановЗаметным стресс-фактором для компаний-разработчиков заказного ПО является внеплановое высвобождение выделенных команд. У заказчика могут поменяться планы на развитие того или иного продукта, сработать внешние форс-мажорные факторы. В результате у команды образуется простой в работе, влияющий на другие ключевые процессы. Для смягчения действия данного фактора возможны следующие шаги:прогнозирование сроков работы выделенных команд для лучшего управления рисками,планирование активностей на время возможного простоя (обучение и повышение квалификации, помощь другим командам разработки, ежегодный отпуск сотрудников),заблаговременный поиск новых проектов для высвободившейся команды.Низкая мотивация сотрудниковЧасто недооцененным фактором риска является снижение мотивации участников выделенных команд. Это потенциально опасно заметным уменьшением эффективности, а затем и качества работы, что в свою очередь может негативно повлиять на имидж компании-разработчика. В этой случае профилактика выгоднее реагирования постфактум. Чтобы предотвратить снижение мотивации и профессиональное выгорание:необходимо внедрить систему мониторинга удовлетворённости сотрудников; важно понимать, доволен ли сотрудник атмосферой в команде, отношениями с руководителем, коллегами и заказчиками, уровнем своего дохода, социальным пакетом компании; это помогает заранее узнавать о «зонах риска» или «тонких местах», где возможны обострения;нужно своевременно и открыто информировать обо всех важных вехах жизни компании; это даёт сотрудникам понимание происходящих процессов и ощущение сопричастности, выращивает долгосрочное доверие между компанией и сотрудниками.Таким образом, при учёте рисков и своевременном реагировании на них можно существенно повысить эффективность работы компании, которая занимается заказной разработкой и практикует работу выделенных команд.Автор: менеджмер по развитию бизнеса Михаил Либерман