Выделенные команды разработки: что может пойти не так и что с этим делать?

Заказная разработка программного обеспечения — дело непростое. Уникальный софт изготавливается под каждого конкретного заказчика, а это значит, что в каждом проекте существуют особенности, способные стать потенциальными трудностями для исполнителя.

Выделенные команды разработки: что может пойти не так и что с этим делать?

Можно выделить несколько типов проблем, с которыми сталкивается компания-исполнитель в заказной разработке:

  • технологические (особенности стека, совместимость технологий на проекте, работа с существующим легаси-кодом и пр.),
  • производственные (наличие специалистов соответствующих ролей и квалификации, обеспечение условий работы),
  • инфраструктурные (физические и/или облачные сервера, каналы связи),
  • финансово-юридические (согласование условий по договору, условия и сроки оплаты и др.),
  • организационно-коммуникативные (построение проектной работы, коммуникация команды разработки с заказчиком, получение обратной связи, работа с участниками проектной команды).

В рамках статьи хотелось бы остановиться на последнем блоке — организационно-коммуникативных проблемах в разрезе выделенных команд разработки.

Отсутствие корпоративной идентичности

Чем выделенные команды отличаются от «обычных» проектных? Выделенные команды более плотно интегрированы в бизнес-процессы заказчика, могут работать в тесном контакте с проектным менеджером заказчика или продакт-оунером.

В случае плотной интеграции и длительных сроков реализации проектов у сотрудников может наблюдаться некое «размывание корпоративной идентичности». Если не контролировать данный процесс, сотрудник дезориентируется и способен впоследствии легко согласиться на переход на работу в штат к данному заказчику. Чтобы избежать этого, необходим сразу комплекс мероприятий:

  • укрепление «надпроектной культуры», развитие вовлечённости в бизнес-процессы в «родной» компании,
  • регулярное информирование о ходе дел и планах «родной» компании,
  • введение системы нематериальной мотивации,
  • корпоративные нерабочие активности – спортивные и волонтёрские мероприятия, праздники.

Отсутствие обратной связи

При реализации краткосрочных проектов в выделенных командах работают другие факторы риска. Частая смена проектов вызывает у сотрудников чувство зыбкости, неопределённости, что может заметно снижать мотивацию и сказываться на психологическом состоянии. Собеседования в новые команды могут изматывать. Отсутствие обратной связи о работе на проекте также негативно влияет на продуктивность. Что же делать? Рецепт сложен и прост одновременно:

  • необходимо находиться в тесном взаимодействии с заказчиком, чтобы получать обратную связь о качестве работы команды, а также – чтобы быть осведомлённым о проектных планах и перспективах команды;
  • необходимо проводить регулярные 1-2-1 (встречи «тет-а-тет») с каждым сотрудником, чтобы отслеживать психоэмоциональное состояние и не допускать профессионального выгорания.

Внезапное изменение планов

Заметным стресс-фактором для компаний-разработчиков заказного ПО является внеплановое высвобождение выделенных команд. У заказчика могут поменяться планы на развитие того или иного продукта, сработать внешние форс-мажорные факторы. В результате у команды образуется простой в работе, влияющий на другие ключевые процессы. Для смягчения действия данного фактора возможны следующие шаги:

  • прогнозирование сроков работы выделенных команд для лучшего управления рисками,
  • планирование активностей на время возможного простоя (обучение и повышение квалификации, помощь другим командам разработки, ежегодный отпуск сотрудников),
  • заблаговременный поиск новых проектов для высвободившейся команды.

Низкая мотивация сотрудников

Часто недооцененным фактором риска является снижение мотивации участников выделенных команд. Это потенциально опасно заметным уменьшением эффективности, а затем и качества работы, что в свою очередь может негативно повлиять на имидж компании-разработчика. В этой случае профилактика выгоднее реагирования постфактум. Чтобы предотвратить снижение мотивации и профессиональное выгорание:

  • необходимо внедрить систему мониторинга удовлетворённости сотрудников; важно понимать, доволен ли сотрудник атмосферой в команде, отношениями с руководителем, коллегами и заказчиками, уровнем своего дохода, социальным пакетом компании; это помогает заранее узнавать о «зонах риска» или «тонких местах», где возможны обострения;
  • нужно своевременно и открыто информировать обо всех важных вехах жизни компании; это даёт сотрудникам понимание происходящих процессов и ощущение сопричастности, выращивает долгосрочное доверие между компанией и сотрудниками.

Таким образом, при учёте рисков и своевременном реагировании на них можно существенно повысить эффективность работы компании, которая занимается заказной разработкой и практикует работу выделенных команд.

Автор: менеджмер по развитию бизнеса Михаил Либерман

Начать дискуссию