Сметы без стресса: умное решение для строителей
Почему капитальный ремонт и реставрация домов в городе по времени занимают от “долго” до “бесконечно”? Этот вопрос возникает каждый раз, когда мы видим ремонтные работы.
Сравнительно недавно наша команда погрузилась в бизнес-процесс строительных компаний и разобралась в вопросе, выявив основные боли, с которыми они сталкиваются.
Наша статья о том, какой долгий путь проходит компания от выполнения замерочных работ до формирования технологических чертежей, эскизов и выходной нормативно-правовой документации, а также о разработанном нами решении по значительному ускорению данного процесса.
Заказчик
К нам обратился директор фирмы, которая занимается капитальным ремонтом зданий: фасадов и крыш, их конструктивных и навесных элементов. Он получает заказы от государственных предприятий и управляющих компаний на ремонт объектов.
Боли заказчика
Основная проблема его бизнеса – это длительный процесс подготовительных обмерочных работ, расчётов количества требуемых материалов, составление чертежей на основании проведённых измерений и формирование выходной проектной документации. Каждый этап вёлся вручную в разных Web-инструментах.
Средняя длительность выполнения этих этапов при участии одного инженера достигала 4 месяцев.
Что занимает столько времени?
Давайте посмотрим на стандартный процесс:
1 Подготовительный этап начинается с выезда специалиста на объект для проведения обмерочных работ.
Сотрудник замеряет все геометрические размеры конструктивных элементов ремонтируемого объекта: балок стропильной системы и обрешетки, люков, вентиляционных каналов, фановых труб, ограждений и других навесных конструкций.
В общем, замерить нужно всё, что входит в запрос на ремонт или может повлиять на объемы выполняемых работ.
2 Далее сотрудники проводят дефектовку конструктивных элементов объекта. На её основании и в соответствии с ГОСТами, принимается решение о том, что подлежит замене или ремонту из-за плохого состояния и изношенности (например, прогнившие конструкции), а также указывается, что находится в хорошем ресурсном состоянии и в смету ремонта не войдёт.
В соответствии с этой документацией в дальнейшем будут выполняться ремонтные работы по контракту.
3 По результату выполненных работ составляется техническая документация, которая описывает поставленные задачи и выбранные варианты решения, указывается, на основании каких ГОСТов производился ремонт, какие материалы были использованы, а также даётся обоснование тому, почему они были выбраны.
Всё это должно быть оформлено в соответствии с правилами ведения технической документации, что требует у исполнителя значительного времени.
Вы можете представить, насколько затягивается весь процесс замеров, дефектовки и составления всей необходимой документации с расчётами, чертежами и ссылками на ГОСТ?
И чем больше дефектов и отклонений от нормы, тем больше времени требуется на их фиксацию, последующий анализ и технологические расчёты.
Заказчик озвучил нам время, которое тратит его команда на эти труды - до 4 месяцев
Конечно, это больно для бизнеса. Поэтому главный запрос - сократить время, затрачиваемое на этот процесс, автоматизировав его.
Мы предложили несколько вариантов решения:
✔ Разработать продукт с модулем машинного зрения/машинного обучения, который по сделанным сотрудником фотографиям будет считать размеры объекта, а также навесного оборудования, окон, кондиционеров, вентиляционных отверстий, и на основании этих данных корректно вычислять площадь.
Тем самым, упрощается работа сотрудника: ему достаточно сфотографировать на телефон нужные объекты, и полученные фотографии будут обработаны нашим модулем.
✔ Разработать приложение, в котором будут взаимодействовать все участники процесса: инженеры, проектировщики и руководители работ - по созданным для каждого ролям и согласно зон ответственности. У каждого участника будет свой личный кабинет с нужными для работы веб-инструментами.
Данное решение повысит эффективность всех этапов работы: от проектирования до сдачи объекта, минимизируя ручные операции.
После обсуждения с заказчиком всех вариантов, он выбрал последний.
Реализация:
Идея нового продукта заключалась в том, чтобы собрать всех участников процесса в едином пространстве, где они смогут назначать, делегировать задачи друг другу и вести рабочий процесс.
Тут будут формироваться чертежи по данным, введённым сотрудниками после произведённых на объекте замеров, а также вся техническая и нормативно-правовая документация по объекту. По каждой задаче будет указываться актуальный статус.
То есть, весь цикл процессов будет происходить в едином Web-интерфейсе.
Преимущества такого решения:
- Снижение ошибок за счёт уменьшения ручных операций
- Ускорение процессов согласования
- Прозрачность и контроль на всех этапах работы
- Централизованное хранилище для всех документов и данных
- Экспорт результатов работы в Renga или CAD
Аналитика
Для того, чтобы полностью погрузиться в предметную область и разобраться в процессе, начиная с получения заказа на выполнение ремонтных работ и заканчивая подписанием актов приёмки, и понимать, где больше требуется наша помощь, мы многократно ездили в офис заказчика, наблюдали за работой команды, уточняли, как происходят процессы и за какие задачи кто отвечает.
Затем мы провели детальный анализ, выбрали оптимальные инструменты для решения поставленных задач и после обсуждения с заказчиком учли все его предложения и пожелания команды, добавив необходимые улучшения.
Для создания шаблонов необходимой документации мы тщательно изучили все актуальные нормативы и ГОСТы, регулирующие составление смет и закрывающих документов.
В результате было подготовлено подробное техническое задание, и мы приступили к разработке решения.
UX
В самом начале работы должна быть заведена карточка заказа - Контракт. Руководитель работ создаёт его в системе, заполняя все ключевые данные: номер заказа, дата заключения, наименование заказчика и другие важные параметры.
После назначения исполнителя на соответствующий объект, он становится доступен в системе.
Дальнейшая работа с карточкой объекта, включая формирование проектной документации, выполняется исполнителем.
Следующий шаг - указать дополнительную информацию об объекте, требуемую для выполнения расчетов системой.
В рамках MVP было принято решение сосредоточиться на разработке механизма расчёта скатных крыш — именно такие проекты составляют большую часть контрактов заказчика.
В нашей системе реализован расчёт следующих форм-факторов скатных крыш:
- двускатная
- четырехскатная
- четырехскатная квадратная
- Г-образная
- П-образная
- Н-образная
После заполнения всех данных вкладки “Дополнительная информация” исполнитель переходит к формированию чертежей и эскизов выбранного форм-фактора крыши.
Инженер выбирает нужный шаблон, вносит набор значений, нажимает кнопку “Сохранить” и на основании типа и форм-фактора крыши, а также введённых геометрических размеров, система формирует обмерочный чертеж.
Процесс генерации чертежей происходит последовательно: от базового обмерочного до стропильной системы и обрешётки, так как каждый последующий чертёж формируется на основе данных чертежей, сгенерированных ранее.
Система автоматически применяет введённые размеры и на основе заранее определённой формы крыши генерирует готовый чертеж.
Для добавления в чертёж дополнительного оснащения используется следующий процесс:
- пользователь выбирает тип объекта из заранее подготовленных в системе,
- указывает его размеры и характеристики,
- нажимает кнопку подтверждения.
На основании этих данных система генерирует объект и добавляет в поле чертежа.
Далее, с помощью механики перетаскивания (драг-н-дроп), пользователь может разместить элемент в нужном месте на чертеже.
Таким образом, чертёж крыши легко дополняется различным навесным оборудованием и другими компонентами.
Например, пользователь выбрал вентиляционный канал.
Система сразу предлагает три поля для ввода: длину, ширину и высоту.
После того, как пользователь указывает размеры и нажимает кнопку "Добавить", система автоматически генерирует канал, основываясь на его стандартной форме. Затем пользователь просто перетаскивает канал в нужное место на чертеже крыши.
После того, как пользователь сформировал все необходимые чертежи, он переходит к следующему шагу — указанию требуемых работ.
Для этого он открывает соответствующую вкладку, которая представляет собой таблицу с вариантами работ, предложенными системой.
Здесь инженер выбирает нужные работы для объекта, например, демонтаж настила крыши или замену обрешётки, и указывает объём работы, основываясь на проведённой дефектовке. Дефолтно поля для объёмов выполняемых работ предзаполнены рассчитанными системой значениями.
В финале процесса происходит автоматическая генерация документов.
Пользователь переходит на вкладку, нажимает кнопку "Сгенерировать", и система, основываясь на введённых ранее данных и проведённых расчётах, создаёт полный пакет документов:
- Техническое заключение (ТЗ)
- Пояснительная записка (ПЗ)
- Архитектурно-строительные решения (АС)
- Конструктивные решения (КР)
- Проект организации капитального ремонта (ПОКР)
Какую боль заказчика мы решили?
Мы значительно сократили время, которое сотрудники компании тратят на выполнение процесса, благодаря частичной автоматизации.
Создав единый Web-интерфейс для всех участников, который генерирует чертежи и проектную документацию, мы уменьшили сроки выполнения работ с 4 месяцев до 2 недель.
Эффектно, не правда ли?
Преимущества внедрения "Сметчика":
- Снижение ошибок: автоматизация расчётов и минимизация человеческого фактора.
- Экономия времени: ускорение процесса подготовки сметной документации.
- Удобство и прозрачность: доступ к сметам в реальном времени для всех участников проекта.
Наш модуль стал важным инструментом для повышения эффективности и прозрачности всех этапов работы: от планирования работ до сдачи объекта.
Мы не останавливаемся на достигнутом и активно исследуем пути дальнейшего ускорения процесса, расширяя его возможности не только на крыши, но и на фасады зданий.
Мы провели исследование и анализ возможностей машинного обучения и машинного зрения, чтобы создать модуль, который будет автоматически определять размеры конструктивных элементов фасадов и крыш по сделанным фотографиям.
Это откроет новые горизонты для ещё более быстрой и точной работы.
Уже на текущем этапе мы добились значительных успехов в базовых исследованиях, но продолжаем совершенствовать модуль, чтобы он стал ещё более точным и мощным.
Мы уже знаем, как с помощью машинного зрения определять габаритные размеры с высокой точностью, и сейчас активно работаем над снижением погрешностей.
Мы открыты для сотрудничества и готовы продолжить исследования с другими компаниями, готовыми внедрить эти передовые технологии в своих проектах.
Стек технологий:
- Front End - React , treeJS
- Back End - Ruby