Android-разработка: ключевые этапы и практические советы

Android-разработка: ключевые этапы и практические советы

Мы пообщались с Анастасией Деревянко, Android-разработчиком в Centicore Group, о ключевых этапах создания приложений, обсудили нюансы работы с интерфейсами, а также современные тренды и перспективы мобильной разработки. Советы Анастасии будут полезны как начинающим, так и опытным разработчикам, которые стремятся улучшить качество своих проектов.

Какие этапы разработки вы считаете особенно важными для создания качественного Android-приложения? Есть ли этапы, на которых, по вашему опыту, чаще всего возникают сложности?

Самыми важными этапами разработки я считаю планирование, проектирование и тестирование. Планирование – это первый этап, на котором закладывается основа будущего продукта. Если на этом этапе допустить ошибки или что-то не предусмотреть, то в дальнейшем это может привести к большим проблемам. Например, неучтённые corner cases (нестандартные сценарии использования) или недоработанный контракт между приложением и бэкендом на каждом следующем этапе масштабируются и требуют гораздо больше времени и ресурсов для исправления.

Этап тестирования тоже критически важен. Это последний этап перед тем, как продукт попадет к пользователям. Здесь важно убедиться, что приложение работает корректно, соответствует всем требованиям и не содержит багов. Будет неприятно, если ошибки обнаружатся уже у пользователей – это может сильно испортить их впечатление. Сложности на этапе тестирования возникают из-за непредвиденных багов или проблем интеграции между платформами, например, если приложение взаимодействует с бэкендом или веб-сервисами.

Какие фичи вы считаете самыми критичными для повышения лояльности пользователей?

На мой взгляд, одна из самых важных вещей – это персонализация. Пользователям нравится, когда приложение подстраивается под их потребности. Например, в сервисах Яндекса используется персонализированный интерфейс: у каждого пользователя он уникален, уведомления и настройки подстраиваются под индивидуальные предпочтения. Такая возможность сделать приложение удобным для каждого конкретного пользователя вызывает положительные эмоции.

Как вы балансируете между функциональностью и простотой в приложении?

Баланс между функциональностью и простотой достигается за счет продуманного дизайна. В этом плане многое зависит от работы дизайнеров, которые создают понятный и интуитивный интерфейс. Чтобы проверить, насколько приложение удобно, мы проводим тестирование на фокус-группах. Конечно, иногда приходится делать выбор в пользу простоты, даже если это означает небольшие жертвы в функциональности. Важнее, чтобы пользователь мог быстро разобраться с приложением, для этого не стоит добавлять сложные функции, которые могут перегрузить интерфейс.

Когда лучше выбирать нативную разработку для Android, а когда кроссплатформенные фреймворки?

Выбор зависит от задачи, которая стоит перед приложением, и от возможностей команды. Если мы говорим про простые приложения, которые работают через API и не требуют сложной логики, кроссплатформенная разработка – отличный вариант. Она позволяет сэкономить ресурсы за счет переиспользования кода.

Но если приложение должно быть высокопроизводительным, работать с графикой или специфическими функциями устройства, такими как камера или файловая система, лучше выбрать нативную разработку.

Также многое зависит от навыков команды. Не все разработчики умеют работать с кроссплатформенными фреймворками, поэтому важно учитывать их опыт и специализацию. Если приложение небольшое, то кроссплатформенный подход может быть экономичнее, но для крупных проектов и сложных задач чаще выбирают нативную разработку.

Прогрессивные веб-приложения становятся всё более популярными. Считаете ли вы их альтернативой нативным приложениям?

Прогрессивные веб-приложения – это хороший вариант, если вы создаёте небольшой продукт или MVP, где нужно быстро протестировать идею. Они удобны, так как их проще адаптировать под разные устройства, и они требуют меньше ресурсов для разработки. Но если приложение предполагает использование платформенных API, таких как камера или другие возможности устройства, веб-приложение не сможет полностью заменить нативное. Тем не менее, если бюджет ограничен, веб-приложения остаются неплохой альтернативой.

Какие инструменты и методики вы используете для проектирования интерфейса? Как взаимодействуете с дизайнерами, чтобы учесть технические ограничения платформ?

Основной инструмент, который мы используем для работы с интерфейсами, – это Figma. В процессе разработки дизайна мы обязательно проводим дизайн-ревью, где разработчики помогают оценить макеты с точки зрения возможности их реализации. Иногда дизайнеры могут не знать всех технических ограничений платформ, поэтому важно обсудить, что можно реализовать, а что нет.

Хорошо выстроенная дизайн-система помогает избежать многих проблем. Если дизайнеры и разработчики уже давно работают в рамках одной системы, вопросов о том, что можно или нельзя реализовать, возникает гораздо меньше. Всё становится проще, когда у команды есть общий язык и понимание возможностей платформы.

Как вы оптимизируете приложение для плавной работы?

Оптимизация начинается с аналитики. Мы используем инструменты Firebase или Crashlytics, чтобы отслеживать производительность приложения. Например, можно посмотреть, сколько времени занимает загрузка экрана, и понять, где возникают проблемы.

Одним из эффективных подходов является отложенная инициализация компонентов. Это означает, что мы создаём только те элементы, которые действительно нужны пользователю в конкретный момент, чтобы избежать лишних процессов. Иногда мы проводим эксперименты с разными методами оптимизации, чтобы найти лучшее решение.

Какие практики особенно важны для создания масштабируемых и легко поддерживаемых приложений?

Для этого нужно следовать архитектурным паттернам, таким как SOLID, и уделять внимание код-ревью. Очень важно проводить тщательный анализ кода, чтобы избежать ошибок и улучшить читаемость. Ещё одна ключевая практика – написание юнит- и UI-тестов. Они помогают гарантировать, что изменения в коде не ломают уже работающие функции.

Какие тренды в Android-разработке вы считаете самыми перспективными?

На мой взгляд, мультиплатформенная разработка – это будущее. Например, Kotlin Multiplatform позволяет писать код, который работает на Android, iOS, вебе и других платформах. Также в России активно развивается ОС Аврора, и в ближайшие годы мы, скорее всего, увидим, как многие компании начнут адаптировать свои приложения под эту платформу.

Какие технологии могут изменить подход к мобильной разработке?

Существенные изменения произойдут, если появятся новые устройства с принципиально другим подходом. Пока технологии развиваются в рамках привычного направления, но, если появятся совершенно новые форматы устройств, как это было с ИИ-помощниками, мобильная разработка тоже начнет сильно меняться.

Начать дискуссию