🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

В сегодняшней быстро меняющейся бизнес-среде компании должны постоянно оптимизировать свои внутренние процессы для повышения эффективности, снижения затрат и повышения удовлетворенности клиентов. BPMN (Business Process Model and Notation) — это стандартизированная графическая нотация, предназначенная для моделирования бизнес-процессов.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Business Process Management Initiative (BPMN.org) была создана и сапортится Object Management Group, что стало возможным после их слияния в 2005 году. На данный момент самая последняя версия BPMN 2.0 (2.0.2).

Основные понятия BPMN 2.0.

Основная цель BPMN 2.0 — предоставить простое для понимания и совместное представление бизнес-процессов и облегчить общение между бизнес-аналитиками, разработчиками и бизнес-пользователями. Посредством визуализации BPMN помогает всем сторонам понять структуру, действия и отношения между процессами.

BPMN-процесс представляет собой любой бизнес-процесс, визуализированный с использованием этой нотации. Каждый процесс состоит из различных элементов, которые обозначаются на диаграмме с помощью уникальных символов. Элементы BPMN служат как для графического представления, так и для описания самого бизнес-процесса.

Нотация включает в себя следующие основные графические компоненты:

  • Пулы и дорожки
  • Действия
  • Шлюзы или развилки
  • События
  • Потоки
  • Артефакты

BPMN-диаграмма показывает, в какой последовательности совершаются рабочие действия и перемещаются потоки информации. При помощи моделирования можно описать любой бизнес-процесс. BPMN подсвечивает места, которые можно улучшить и моделирует способы адаптации под новые условия.

В BPMN 2.0 элементы представлены в виде специальных значков. Создатели данной системы стремились к тому, чтобы набор значков был исчерпывающим и обеспечивал возможность наглядного отображения максимального разнообразия схем бизнес-процессов. Сейчас мы рассмотрим базовые элементы, без которых не обойдётся ни одна схема бизнес-процесса.

Пулы и дорожки (Pools, lanes)

Внутри пулов имеются дорожки, которые позволяют удобно представлять различные роли, например, в пределах одного отдел. В этом кейсе пул будет отделом, а на дорожках будут сотрудники. Между выполнением операций в дорожках может протекать поток действий. К примеру, дорожки могут представлять собой различные системы, в которых производятся определенные действия и передача данных из одной системы в другую.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Действия (Activity)

Под словом “Activity” подразумевается единица труда, осуществляемая в процессе реализации бизнес-процесса(если потребуется, бизнес-процесс можно реализовать в CRM). Действия в BPMN могут быть простыми (задача/task) или сложными (подпроцесс/sub-process). Существует несколько категорий простых действий, различающихся по условиям их выполнения: Многократное осуществление (действия/activity) в рамках одного бизнес процесса. Одна и таже операция может происходить одновременно для всех элементов в заказе клиента. Повторяющееся действие или activity выполняется неоднократно, пока определённое требование остается истинным.

Следует подчеркнуть, что современные Business Process Modeling Notation предоставляет обширный обширный ассортимент видов операций., чем на изображении внизу, которое показывает основные.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Шлюзы или развилки (gateways)

Под шлюзами подразумевают элементы, определяющие ветвление и объединение потоков работ. BPMN описывает 7 типов развилок. Основных считают 2:

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Шлюз исключающего «или». Он применяется для формирования альтернативных потоков процесса или для объединяющихся потоков управления.

Параллельный шлюз. Он применяется для формирования параллельных путей без оценки каких-либо условий или для объединяющихся потоков и синхронизации параллельных ветвей исполнения процесса.

Эти два типа развилок достаточно для конструирования процессов любого уровня сложности. Другие виды развилок, детализированные в Business Process Modeling Notation, дают создавать более компактные схемы процессов, хотя этот плюс значительное количество специалисты ставят под сомнение, так как маловероятно, что люди без профессионального образования смогут понять такие схемы.

Кроме того, использование более сложных типов шлюзов может привести к путанице и затруднениям в интерпретации процессов. Поэтому важно соблюдать баланс между детальностью модели и её понятностью для пользователей. Правильный выбор типов шлюзов способствует не только эффективному моделированию, но и улучшению коммуникации между участниками процесса.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

События (Activities)

Это еще один ключевой компонент модели бизнес-процесса. События определяют направление осуществления процесса. Это то, что произошло. Это обстоятельство, условие, на основе которого мы продолжаем действовать. События представляют собой условие "если" в последовательности "если то": Если на улице идёт дождь, то необходимо взять зонт. Дождь — это событие.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Выделяют следующие типы событий:

  • Событие уведомления, например, поступило письмо;и другие

  • Событие состояния — идет дождь, позвонил друг и т.д.;

  • Временное событие — истечение определённого периода времени;

Начальное событие обозначает условие начала бизнес процесса. Промежуточные инциденты определяют путь процесса. Финальное событие отображает условие, при котором мы считаем, что процесс завершён.

Каждый из этих типов событий играет важную роль в управлении бизнес-процессами, обеспечивая их гибкость и адаптивность. Правильная интерпретация и обработка событий позволяют компаниям быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. В итоге, эффективное управление событиями способствует более рациональному распределению ресурсов и повышению общей продуктивности организации.

Поток (Connections)

Поток представляет собой последовательность действий, обозначенную стрелкой. Элемент "поток" указывает, какое действие должно быть выполнено после другого.

  • Поток управления не подвержен влиянию условий и не проходит через шлюзы, что делает его неконтролируемым.

  • Условный поток управления служит для указания, что дальнейшие действия в процессе будут осуществляться по определённому маршруту только при выполнении заданного условия. Если условный поток управления исходит из процесса, в основании стрелки добавляется ромбик. Если же он исходит из шлюза, ромбик не устанавливается.

  • Поток управления по умолчанию используется для указания, что дальнейшее выполнение процесса будет происходить по определённому пути только в том случае, если ни одно из заданных условий не выполнено.

  • Поток сообщений служит для демонстрации взаимодействия между процессами — он отображает передачу сообщений или объектов от одного процесса к другому или внешней ссылке.

  • Ассоциация применяется для визуализации связи между элементами потока и артефактами, не являющимися элементами потока.

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Артефакты (Artifacts)

Артефакты в BPMN представляют собой элементы, которые не оказывают непосредственного влияния на выполнение бизнес-процесса. К ним относятся различные документы, данные и информация.

Группа объектов служит для объединения графических элементов одной категории, что способствует лучшему восприятию диаграммы.

Текстовая аннотация предназначена для дополнений к диаграмме — комментариев и пояснений, которые улучшают её читаемость.

Объект данных отображает информацию о данных, обрабатываемых в процессе

🚀 Визуализируйте успех: BPMN ключ к эффективному управлению процессами вашего бизнеса! Плюс мастер-класс по работе с доской Miro! 🌟📈🎉

Вот несколько замечательных инструментов для создания BPMN: Draw.io, Camunda Modeler, Bizagi Modeler, Bpmn io, а также мой любимый инструмент Miro, который идеально подходит всем Scrum-мастерам в современном IT для визуализации митингов.

Примеры BPMN диаграмм

Топ-10 советов по рисованию BPMN диаграмм в Miro

  1. Используйте шаблоны: Вы можете использовать шаблоны BPMN в Miro, чтобы сэкономить время и избежать ошибок.

  2. Соблюдайте стандарты BPMN: Ознакомьтесь с основными элементами BPMN, такими как события, действия и шлюзы.

  3. Группируйте элементы: Используйте группы для упрощения структуры и навигации по диаграмме.

  4. Добавляйте комментарии: Встраивайте комментарии для пояснения сложных элементов или процессов.

  5. Используйте цветовые коды: Применение цветов помогает выделить разные типы задач или процессов.

  6. Сохраняйте версии: Регулярно сохраняйте изменения, чтобы избежать потери данных.

  7. Используйте иконки: Применяйте иконки для визуализации идей и процессов.

  8. Минимализм: Не перегружайте рисунок лишними деталями.

    Простота — залог ясности.

  9. Функция история изменений: Используйте функцию «История изменений» для отслеживания правок.

  10. Стикеры: Используйте стикеры для собраний и обсуждений.

Эффективные митинги: демонстрация BPMN в Miro!

  • Запланируйте встречу: Убедитесь, что все участники имеют доступ к Miro (вы можете добавить ссылку на нее в google календаре в agenda, запланированного митинга) и знают о встрече.

  • Используйте функцию совместного редактирования: Во время встречи вы можете показывать диаграмму в реальном времени и вносить изменения на лету.

  • Соберите обратную связь: Попросите коллег высказать свои идеи и предложения по улучшению диаграммы.

  • Вносите изменения: В процессе обсуждения сразу же обновляйте диаграмму в Miro, чтобы все могли видеть внесенные изменения.

  • Легкость в совместном использовании: Вы можете легко поделиться ссылкой на диаграмму, чтобы участники могли редактировать ее. Используйте функцию демонстрации экрана в Zoom или другой платформе для видеозвонков, чтобы показать диаграмму. И оставляйте комментарии после встречи на доске!

Мастер-класс по BPMN в Miro: Применение на практике

Чтобы просмотреть BPMN-диаграмму для управления службой поддержки IT, нажмите здесь.

Я надеюсь, что эта информация оказалась вам полезной! Если у вас есть вопросы или пожелания, оставляйте комментарии. Буду рад помочь вам с личными советами по IT, BPMN и моей любимой доской Miro для визуализации данных!

99
Начать дискуссию