AmoCRM помогла с продажами, но в работе клиента сохранялся хаос. Разработали свою CRM, чтобы спасти положение

AmoCRM помогла с продажами, но в работе клиента сохранялся хаос. Разработали свою CRM, чтобы спасти положение

Привет! Меня зовут Артем Чусов, я руковожу веб-студией SeoVolga. Более 10 лет мы разрабатываем сайты разной сложности — от лендингов до корпоративных порталов с CRM. А еще помогаем настроить и провести рекламную кампанию в Яндекс Директе, продвигать сайты в поиске и в социальных сетях.

Учет в amoCRM принес клиенту хаос: сотрудники путались в интерфейсе и продолжали пользоваться табличками в Excel. А при планировании выездов инженеров по заявкам информация терялась. В результате покупатели уходили, не дождавшись ответа. Чтобы навести порядок в кол-центре, разработали систему, которая не только доводит клиента до заключения сделки, но и планирует работу сотрудников компании и автоматизирует взаимодействие с исполнителями.

Клиент: компания по установке окон

Клиент занимается установкой пластиковых окон. В этом бизнесе закрытие сделки часто длительный процесс: от первого звонка до установки может пройти несколько месяцев.

Работа с покупателями начинается с кол-центра, который принимает заявки. Затем инженеры выезжают на объект для измерения оконных проемов и согласования проекта. Заказчики часто переносят дату замеров, просят время, чтобы принять решение, уточнить детали. Поэтому, чтобы покупатель не ушел к конкурентам, нужно постоянно оставаться на связи. А еще — не потерять важные данные, чтобы не было накладок в работе выездных бригад.

Задача: сделать общение с клиентами и планирование прозрачными

В работе кол-центра клиент использовал amoCRM — в ней фиксировались все звонки и сообщения из разных источников. В программе удобно вести сделки и настраивать воронки продаж, но компании не хватало функций для работы с исполнителями — замерщиками и установщиками. Например, через amo нельзя планировать выезды к клиенту и работу бригад.

Встроенных решений для управления графиком выполнения заказов в программе тоже не было. Поэтому консультантам приходилось одновременно работать и в CRM, и в Google Календаре. Чтобы согласовать время, нужно было понять, когда бригады свободны, а после звонка вручную перенести информацию для инженеров.

Из-за такой организации:

  • На каждый звонок у операторов уходило много времени — нужно было найти сведения о предыдущих обращениях, чтобы вспомнить контекст общения с заказчиком и сопоставить запрос с занятостью инженеров.
  • Копируя информацию в календарь вручную, менеджеры нередко ошибались, в результате инженеры не приезжали к клиенту в согласованное время, чтобы провести замеры.
  • В CRM не было видно, когда и с кем из клиентов нужно связаться повторно, какие заказы сейчас в работе и какие из них просрочены. Поэтому лиды терялись, а заказчики жаловались на бардак.

Клиент попросил оптимизировать работу кол-центра и улучшить взаимодействие между подразделениями.

Определили стратегию

Компания работала с amoCRM, и внедрение системы помогло настроить предварительный учет обращений. Но планирование периодических созвонов и встреч с клиентами все же вызвало хаос. В качестве решения компания рассмотрела возможность доработать эту систему или перейти на другую популярную CRM — Битрикс24.

Однако amoCRM автоматизирует только работу отдела продаж и не охватывает другие процессы. А для компании в работе со сделками критична связка между кол-центром и инженерами, которую не обеспечивают стандартные функции системы.

У Битрикс24 больше возможностей для управления бизнес-процессами, поэтому в ней можно создать функции, которые нужны клиенту. Но настройка портала, интеграция АТС и других систем для нее, вместе с абонентской платой за коробочное решение, оказалась слишком дорогой.

Поэтому мы решили создать собственную программу, которая будет учитывать индивидуальные процессы, выстроенные в компании, и взаимодействия между подразделениями, но будет стоить дешевле. Задача:

  • Упростить ведение CRM-системы, чтобы минимизировать заполнение информации сотрудниками компании в ручном режиме.
  • Автоматизировать процесс работы с покупателем, чтобы было понятно, на каком этапе находится каждая сделка.
  • Упростить планирование работы бригад.
  • Создать инструменты, которые помогут менеджерам быстро находить проблемные заказы и проактивно устранять проблемы.

Чтобы быстрее обрабатывать заявки: отказались от ручной работы со звонками и обращениями

Заявки потенциальных заказчиков поступают клиенту через формы обратной связи на двух сайтах, аккаунт в WhatsApp, бота в Телеграме или во время звонка по телефону. При этом один покупатель может использовать разные способы связи, что приводит к путанице и дублированию информации. Кроме того, консультанты кол-центра жаловались, что форма заявки содержала много полей и ненужных элементов интерфейса.

Мы убрали лишние функции универсальных CRM-систем и оставили только необходимые для бизнес-процессов клиента:

Автоматическая обработка заявок. Обращения с сайта и мессенджеров автоматически загружаются в систему, данные форм предзаполняются. Для работы со звонками мы использовали корпоративную АТС от Мегафона: она распределяет вызовы между операторами кол-центра, передает в CRM данные о контактах и записи входящих и исходящих разговоров.

Фильтрация звонков и сообщений. Чтобы сократить время на анализ запросов, мы связываем все обращения по контакту заказчика. При первом обращении консультант сам выбирает категорию звонка: спам, лид или личный вызов. Последующие звонки или сообщения с того же номера фильтруются автоматически.

Звонки и сообщения автоматически фильтруются по категориям
Звонки и сообщения автоматически фильтруются по категориям

Единая история взаимодействия с клиентом. Под каждого лида заводится сделка, в которую собирается история общения и краткая информация по заказу. Во время звонка она отображается на экране оператора кол-центра в формате подсказки — не нужно вручную искать историю предыдущего разговора или заново уточнять у клиента его пожелания.

Для работы с постоянными заказчиками мы разделяем сделки: после завершения работ они закрываются, а новые обращения фиксируются отдельно — это помогает не запутаться и работать только с информацией о текущем заказе.

Обращения из разных источников фиксируются в одной сделке
Обращения из разных источников фиксируются в одной сделке

Роли пользователей. Работая с amoCRM, операторы жаловались на перегруженный интерфейс: слишком много полей для каждого обращения и лишних кнопок. Поэтому мы разработали систему распределения прав доступа: каждому пользователю отображаются только те поля и данные, с которыми он работает.

Для удержания лидов: создали систему статусов сделки — от первого обращения до оплаты

Отдельной проблемой для клиента было удержание лидов. После замеров покупатели часто просили дать время подумать и перезвонить им позже. В течение нескольких недель или даже месяцев нужно было оставаться на связи, чтобы подвести потенциального заказчика к сделке.

Чтобы удерживать клиентов и грамотно планировать работу компании, мы внедрили:

Статусы. Теперь показывают, что нужно сделать с заказом на каждом этапе. Например, для «Новой сделки» надо позвонить покупателю, узнать, какие окна он хочет заменить, и договориться о дате встречи. Для статусов «Замеры» или «Установка» — проконтролировать выезд бригады, а для «Ожидания решения» — регулярно контактировать с заказчиком, чтобы закрыть его на сделку. И если на одном из этапов что-то пошло не так, это сразу отображается в CRM — можно быстро принять меры и исправить ошибки.

Система статусов помогает контролировать работу над сделкой
Система статусов помогает контролировать работу над сделкой

График сделок. Когда консультант изменяет статус сделки, он устанавливает новую дату контакта с покупателем. Задачи автоматически отображаются в календаре и формируют готовый план на каждый день. А чтобы удобнее было различать статусы, мы раскрасили их в разные цвета в зависимости от приоритета. Теперь консультантам наглядно видно срочные и менее важные задачи, которые нужно сделать сегодня.

Сделки отображаются в календаре, цветовые индикаторы указывают на статус заказа
Сделки отображаются в календаре, цветовые индикаторы указывают на статус заказа

Сводные отчеты. На основе статуса сделок можно формировать отчеты о завершенных и запланированных работах. Это позволяет менеджерам получать информацию о динамике продаж, объеме открытых и закрытых сделок, а также ожидаемом доходе.

Чтобы инженеры всегда были на связи: адаптировали CRM под мобильные устройства

Во время звонка покупателя кол-центру часто нужна помощь инженеров: их могут попросить оценить, сколько времени уйдет на работу, согласовать дату выезда или ответить на вопросы заказчика. Часто специалисты бывают не у компьютера во время звонка и не могут вникнуть в задачу, поэтому мы разработали:

PWA-приложение — версию CRM, которая работает не только на компьютере, но и на смартфонах и планшетах. В приложении есть доступ к информации обо всех сделках. Оператор кол-центра отправляет запрос, а инженер, когда у него появляется время, может посмотреть историю взаимодействия с потенциальным покупателем и ответить на вопросы.

График выездов. Инженерам доступна информация о запланированных встречах с покупателями для проведения замеров или установки. Бригады могут планировать время и заранее предупреждать о возможных накладках, когда нужно перенести выезд.

Чтобы быстрее понимать, почему сделки зависли: упростили обмен сообщениями между отделами

Одна из задач, которую хотел решить клиент, — своевременно выявлять проблемные сделки, чтобы не терять покупателей. Раньше для этого нужно было искать и анализировать всю историю общения в разных сообщениях в amoCRM, разбираться в планах в календаре, расспрашивать консультантов и инженеров, отвлекая их от работы.

Частично эту задачу мы решили, когда создали систему статусов, привязанных к датам, и собрали все обращения заказчика вместе. Например, в календаре сразу видно, когда лид остался в статусе «Думает», а сроки прошли. Но не всегда для анализа ситуации достаточно информации, которую консультанты заполнили в системе.

Поэтому мы сделали для менеджеров отдельную роль — контролера. Они могут открыть сделку, посмотреть историю общения с клиентом и разобраться, что произошло, — например, почему выезд не состоялся или заказ не закрывается несколько месяцев. Если информации не хватает, с помощью встроенного мессенджера контролер может написать инженерам или консультантам уточняющее сообщение.

В итоге сотрудники получают уведомления о новых вопросах, но могут не отвлекаться от работы, а посмотреть их в свободное время. При этом каждое сообщение привязано к определенной сделке: можно быстро разобраться, что пошло не так, какие проблемы возникли у покупателя, если нужно прослушать записи разговоров и после этого отчитаться контролеру.

Пользователи получают уведомления о вопросах контролера 
Пользователи получают уведомления о вопросах контролера 

Что вышло в итоге

Чтобы клиенту было проще начать работать с нашей CRM, мы помогли арендовать и настроить виртуальные серверы, обучили сотрудников. Заказчик остался доволен — система помогла навести порядок в работе с покупателями. Мы продолжаем и дальше сотрудничать: собираем обратную связь и смотрим, какие функции кажутся пользователям неудобными, чтобы их доработать.

В итоге:

  • Создали CRM-систему, которая учитывает реальные процессы в компании клиента — в каком порядке и какие действия выполняют сотрудники и как они взаимодействуют между собой.
  • Продолжаем находить возможности для оптимизации нашей программы. Например, сейчас подключаем синхронизацию контактов покупателей в CRM с учетной записью Google, чтобы информация о клиенте автоматически передавалась на телефон и сотрудники сразу понимали, кто им звонит.
  • Если у клиента появятся новые задачи, мы всегда готовы внести изменения в работу системы — добавить новые функции или перенастроить процессы.
  • Наша CRM подойдет и для других организаций, которым нужна связка между кол-центром и графиком исполнителей. Мы можем поставить готовое решение или за дополнительную плату добавить новые модули, которые будут решать специфические задачи компании.

Делитесь в комментариях своим опытом! Какие CRM использовали, каких функций вам не хватало, а какие, наоборот, здорово упростили жизнь?

33
8 комментариев

интересно, а сколько по цене вышло разработка системы с нуля? или уже была платформа?

1

Майя, добрый день.

Все наши решения, мы реализуем на нашей платформе.
Создана она 8 лет назад, развиваем по сей день.)

Конкретно данный кейс, под данного клиента реализовали за 2 недели.

А я мне без срм хорошо) я знаю свои задачи)

1

Подскажите, а где управляете своими задачами?)

Любая CRM, которая доступна на рынке - хороша тем, что много интеграторов и разработчиков с ней работают. Многие компании разрабатывают модули, плагины для них. Еще плюс, что исполнителя на доработку, консультацию, интеграцию можно найти легче, быстрее...

Не знаю насколько дешевле, чем "обычная облачная" ему обошлась ваша "кастомная CRM"... любая доработка теперь будет долго и дорого)

https://youtu.be/YJjUDGgIZjM?feature=shared

Все легко решается на Amo и на Битрикс24 именно для этой ниши делали кейс.

Часто нужно обучать сотрудников и объяснять алгоритм работы и не всегда они понимают с первого раза