MVP что это такое или как сэкономить деньги

Основы минимально жизнеспособного продукта для эффективного старта бизнеса

Многие клиенты стремятся реализовать всё и сразу, однако каждый этап разработки показывает, что бизнес-логика оказывается гораздо более сложной, чем это казалось на начальных этапах создания IT-продукта.

Разработка нового продукта всегда сопряжена с рисками: попадет ли он на рынок и решит ли реальные проблемы бизнеса? Для минимизации затрат и ускорения выхода на рынок компании часто используют подход MVP (минимально жизнеспособного продукта).

Стоит помнить, что любое крупное приложение, успешное на рынке, начиналось с тестирования ограниченного числа ключевых идей и гипотез.

MVP что это такое или как сэкономить деньги

1. Amazon

• MVP: Одностраничный сайт, на котором пользователи могли заказать книги онлайн. Джефф Безос лично покупал книги в магазинах и отправлял их клиентам.

• Цель: Проверить гипотезу, что люди готовы заказывать товары через интернет.

• Результат: Успешный отклик аудитории позволил Amazon расширить ассортимент и превратиться в крупнейшую e-commerce платформу в мире.

2. eBay

• MVP: Простой аукционный сайт, где пользователи могли выставлять на продажу свои товары. Первой проданной вещью была сломанная лазерная указка.

• Фокус: Проверка гипотезы, что люди готовы покупать и продавать товары напрямую друг другу через интернет.

• Результат: eBay стал глобальным маркетплейсом для частных продавцов и мелких компаний.

3. AliExpress (Alibaba)

• MVP: Платформа для соединения китайских производителей с мелкими оптовыми покупателями по всему миру. На старте это была площадка с минимальным функционалом для поиска и заказа товаров.

• Фокус: Проверка идеи глобального онлайн-рынка для производителей и оптовиков.

• Результат: Успех MVP позволил Alibaba и AliExpress стать одними из крупнейших e-commerce платформ в мире.

Главная проблема

Как бы парадоксально это ни звучало, — это успех уже проверенной теории, который порождает необходимость в быстром добавлении нового функционала.

В чем сложность? Разработчики часто сталкиваются с неопределенностью: никто не знает, куда повернет бизнес завтра. Это приводит к построению изначально ошибочного «фундамента» продукта, что впоследствии мешает гибко адаптировать его под новые требования.

Представим ситуацию на примере.

Вы — архитектор, и перед вами стоит задача в кратчайшие сроки спроектировать и построить здание для магазина. Задача звучит вполне обычно (особенно если вы хороший специалист). Вы успешно выполняете проект, сдаете его и заслуженно гордитесь результатом.

Однако через некоторое время заказчик возвращается с новыми требованиями: количество посетителей оказалось гораздо больше ожидаемого, и теперь необходимо расширить здание и добавить два этажа. Что происходит дальше?

Фундамент, системы отопления и другие инженерные решения были рассчитаны под одноэтажный магазин. Из-за этого адаптация здания к новым требованиям превращается в сложный и затратный процесс. Без «костылей» в такой ситуации не обойтись.

Вывод: неопределенность в развитии бизнеса и стремление к быстрому результату могут привести к созданию продукта, который сложно масштабировать и изменять в будущем, что напрямую влияет на затраты.

Как избежать такой ситуации?

1. Настаивайте на прямом общении с командой разработки. Эти специалисты напрямую заинтересованы в создании более гибких и устойчивых систем, готовых к изменениям.

2. Не перекладывайте пересказ своих наблюдений и идей на подчиненных. Доносите свои мысли и замечания напрямую до команды. Она может иметь опыт в решении подобных проблем, и это поможет избежать ошибок на ранних этапах разработки.

3. Контролируйте ход работы на старте проекта. Важно проверить, насколько команда разработки поняла суть вашей проблемы. Если возникают недоразумения, вносите корректировки на этом этапе, чтобы избежать ошибок в процессе работы. По опыту, такой контроль нужен лишь на начальном этапе, так как через прямое общение с заказчиком команда разработки лучше адаптируется к особенностям бизнеса и требованиям проекта.

Начать дискуссию