Почему трансформация не случается
В предыдущей статье я писал о том, как трансформация часто заменяется профанацией. В этой статье хочу продолжить эту мысль и описать своё мнение, почему трансформация не случается.
Как я писал в предыдущей статье, трансформация с инженерной точки зрения — это задача четвёртого или даже пятого уровня сложности. И реализовать её крайне трудно даже с точки зрения технологии.
Но в первую очередь провал трансформации связан не с техникой, а с изначальными идеями, а точнее, с их отсутствием у «лидеров изменений».
Трансформация меняет поведенческие шаблоны людей и организаций. А чтобы поменять систему, нужно следовать девизу:
Слабоумие и отвага
Иначе вас задушит существующая система правил, ограничений и стандартов. «Никто так не делает, и нам не следует” » — основной аргумент, убивающий любые изменения.
Приведу пример не случившейся трансформации из знакомой мне области государственного управления.
Есть два ведомства — Минздрав и МВД, которые пересекаются в нескольких процессах:
- Получение/продление водительского удостоверения;
- Получение/продление разрешения на гражданское оружие.
Для обеих процедур нужно пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний. Не знаю, как на стороне МВД, но на стороне Минздрава существуют специальные реестры для таких случаев. Вопрос, почему и зачем отдельные реестры, когда это представление одной и той же информации для разных целей, оставим за скобками.
После ужесточения правил владения оружием принести справку о том, что тебя нет в реестре, недостаточно; нужно пройти обследование со сдачей крови и мочи, а также разговор с наркологом и психологом.
С правами чуть проще, но тоже требуется обследование.
После получения первичного документа, разрешения нужно периодически продлевать: на оружие — каждые 5 лет, права — каждые 10 лет.
Начиная с 2020 года, МВД в силу разных причин периодически продлевает срок действия прав без визита в медицинские учреждения и ГИБДД. Таким образом, требование наличия справки при продлении прав кажется уже не таким важным.
Ведь если немного подумать, то кажется логичным не гонять всё население через Минздрав и МВД, а действовать методом отлова нарушителей. Если человек здоров — он просто потратит время и деньги на получение подтверждения факта своего здоровья. А если человек не здоров, он должен попасть в соответствующий реестр, о чём сразу должны узнать все соответствующие инстанции и лишить человека права на управление автомобилем, оружием и так далее.
Но текущая правовая система исходит не из презумпции невиновности, когда вина должна быть доказана, а действует ровно наоборот. Ты изначально неадекватный наркоман, который должен доказать обратное, чтобы получить права.
Первичный приём и проверка на адекватность человека, если он недостаточно наследил в системах государства, — мера правильная. Но если человек уже получил право на управление машиной или оружием и не был замечен в неадекватном поведении, он может получить продление своего права автоматически. Безусловное продление водительских прав в последние годы показывает, что это вполне рабочая версия.
Неадекватные люди есть в любом коллективе, но, к счастью, их меньшинство — 5–15 %, из-за которых остальные 85–95 %, чтобы доказать обратное, нагружают систему Минздрава и МВД, тратя огромные ресурсы впустую.
Изменение процедуры в обратную сторону, исходящее от противоположного принципа — ты имеешь право на управление/владение, пока не создан обратный прецедент, освободило бы огромные ресурсы двух систем, позволив направить их на решение других задач.
Парадоксален тот факт, что получение справки на владение оружием — крайне строгая процедура. А вот контроль за соблюдением этого права не такой строгий. Если владелец оружия умрёт, МВД, а именно Росгвардия, об этом не узнает и не прибудет к месту хранения оружия для его изъятия. И сдать чужое оружие не просто.
Я лично наблюдал картину, когда вдова притащила в МВД 3 единицы оружия покойного мужа и пыталась это оружие выставить на продажу, но сделать этого не могла, так как не вступила в права наследства. К счастью, оружие у неё забрали на хранение и обвинение за незаконное ношение оружия не предъявили. Но в этой ситуации был и другой интересный поворот: у мужа было ещё 2 ствола в сейфе на квартире его родителей, которые те невестке отдавать не хотели. А чтобы его изъять, нужно было заявление о незаконном хранении оружия от этой женщины, которое она писать не хотела.
То есть налицо был факт: владелец оружия умер, права на владение оружием ни у кого нет, оружие есть, но чтобы его изъять, МВД должно получить заявление.
Переход от парадигмы «получи разрешение каждый раз через N времени» к парадигме «ранее полученное продлевается автоматически, если оно не было отозвано» — это трансформация государственного управления. Такой подход, кстати, широко используется в системах идентификации и авторизации, на тех же Госуслугах.
Я говорю об Access Token, предоставляющем первичный доступ, и Refresh Token, позволяющем без повторного ввода реквизитов получить обновление прав доступа.
Цифровая трансформация требует не просто переноса в цифру существующей реальности, как, например, СЭМД (Структурированный Электронный Медицинский Документ), который по своей сути является переносом обычного медицинского документа в цифровой вид, удобный для чтения человеком, но бесполезный для машины.
Цифровая трансформация требует:
- Изменения логики взаимодействия: 80 % кейсов должны проходить нормально и не тормозить из-за нетиповых 20 % исключений.
- Размышлений в терминах объектов данных: Приведенный в качестве примера СЭМД не объект данных, а представление множества объектов в виде секций СЭМД: Паспорт РФ, Полис ОМС, ПДн врача, Регистрационные данные мед. учреждения, Анамнез и так далее. Чтобы работать с СЭМД, как с цифровой реальностью, объекты нужно извлечь, разложить по таблицам и связать через модель суждений.
- Проектирования потоков данных, а не потоков работ: Система работает с объектом и меняет его состояние или наполнение. Так, например, создан документ, документ зарегистрирован, документ помещен в архив. Мы видим изменение состояния документа, но атрибуты документа в каждом случае будут разные. Рассуждая, что нужно поменять в объекте документ, чтобы достичь нужного состояния, мы думаем о манипуляции данными.
- Переиспользования функций, вместо их копирования: Когда мы мыслим потоками работ, т.е. передачи дел от человека к человеку, мы склонны доверять себе больше чем другим и не хотим оказаться крайними, а потом мы бесконечно проверяем и перепроверяем данные. Как часто вам вручали документ, распечатанный из базы со словами, проверьте, что ваши данные корректны.
- Исключение человека из операций требующих точности: Люди часто ошибаются, знают об этом, а потом перепроверяют всё по несколько раз и всё равно ошибаются. Цифровая реальность создаёт огромные потоки данных, они давят на людей и их механизмы проверки, что только увеличивает число ошибок. А нам нужны точные данные; если данные не точные, то и решения на их основе будут не лучше, чем те, что принимаются обычным способом. Усиливать контроль за людьми — это только порочный круг, точных данных так не получить. Вместо давления на людей, функции проверки надо передавать машинам.