Просто о сложном: юзабилити
Думаю, вам знакомо понятие «юзабилити». Но есть ли у вас полное понимание этого термина? Источники трактуют его по-разному, но все сводится к следующему:
Юзабилити (от англ. usability – «удобство и простота использования, степень удобства использования») – способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях; свойство системы, продукта или услуги, при наличии которого конкретный пользователь может эксплуатировать систему в определенных условиях для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью. (с) Википедия
История термина «Юзабилити»
Чтобы понять смысл термина, нужно окунуться в его историю. Люди всегда старались сделать окружающие предметы удобными, красивыми и запоминающимися. Например, они создали утюг, чтобы гладить одежду. Первым утюгом был овальный камень. Согласитесь, не очень-то удобно нагревать его под палящим солнцем, а затем несколько часов двигать по ткани... Неудобство – двигатель прогресса. Именно благодаря ему появились современные модели утюгов.
Для людей юзабилити утюга заключалось в следующем:
☛ как снизить вес прибора;
☛ как продлить время использования прибора;
☛ как повысить безопасность прибора;
☛ как быстро научиться пользоваться улучшенным прибором.
Сейчас удобство – основная цель разработки любого интерактивного ПО. Этот принцип стоит в основе юзабилити. Другими словами, юзабилити – это характеристика, которая определяет насколько удобно работать с системой. Насколько взаимодействие с элементами системы и ответы на него соответствуют ожиданиям пользователя. Насколько этот процесс «(не) пугает» и «(не) напрягает».
Это относится и к визуальной составляющей, и к функциональности в целом. Во время первого взаимодействия с сайтом/системой/приложением пользователь обращает внимание на оформление, стиль и дизайн. Они влияют на эмоции и даже могут вызвать восторг, что, безусловно, важно для вовлеченности и мотивации. Но если дальше пользователь не может понять и, тем более, решить основную задачу (оформить покупку, скачать книгу и др.), то, скорее всего, он уйдет, а это фиаско…
Что входит в тестирование юзабилити?
Основная идея общего бизнес-контекста – довести пользователя до выполнения целевой задачи с минимальным количеством усилий. Иными словами, если пользователь хочет купить себе утюг, то у него не должно возникнуть проблем ни с регистрацией, ни с поиском и выбором модели, ни с оформлением заказа.
Когда подготовка к выходу новой версии ПО идет полным ходом и кажется, что на макете все выполнено идеально, итог может огорчить. В контексте решения пользовательских задач функционал может быть слишком замудреным или, напротив, посредственным. Поэтому нужно оценивать юзабилити в совокупности с целевыми задачами, простотой использования и пользовательским опытом, а также привлекательностью дизайна.
Хорошее юзабилити – это условия, при которых большая часть пользователей успешно взаимодействует с управляющими элементами. Кстати, их нужно улучшать с каждым выходом обновлений! Тестирование юзабилити – это целый комплекс работ.
В него входит:
☛ оценка ресурса на предмет удобства и привлекательности для пользователей на различных устройствах;
☛ детальная проработка сценария и анализ поведения пользователей;
☛ тестирование на предмет ошибок в логике интерфейса и схеме пользовательских действий;
☛ проверка работоспособности всех обязательных функций сайта и его корректного отображения во всех актуальных браузерах, платформах и устройствах;
☛ оценка качества технической и программной составляющих веб-ресурса;
☛ проверка ПО на наличие избыточных действий
Любое непонятное действие или долгое ожидание влечет за собой негатив и уход к конкуренту. Идеальный вариант – молниеносная загрузка и красивые большие указатели-стрелочки для обозначения следующего шага. Конечно, стрелочки будут заменены любыми другими фокусами на главных элементах. Скорость загрузки оказывает непосредственное влияние на действия пользователя и зависит от множества факторов, которые нужно проверять и анализировать. Пользователь ожидает, что страница загрузится меньше чем за 2 секунды. В исследованиях на эту тему говорится, что чем медленнее загружается сайт, тем быстрее бегут с него пользователи...
В итоге нужно, чтобы пользователь не ломал голову над тем, что ему нужно делать, а с легкостью и без задержек выполнял задуманное. Приложив немного усилий, вы сможете не упускать людей, а мы с удовольствием вам поможем!
В нашей компании тестировщики имеют большой багаж знаний и опыта, умеют находить простоту в сложном. Возвращать людей гораздо проще, чем кажется.
☛ Оставьте заявку на сайте, и мы расскажем Вам как.