ITIL 4: что ждать от обновленной методологии

В этом году ожидается самое серьезное за восемь лет обновление библиотеки для управления ИТ-процессами — релиз ITIL 4. Расскажу об изменениях.

Фото — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fflic.kr%2Fp%2FdpnzsL&postId=56724" rel="nofollow noopener" target="_blank">streetwrk</a> — CC BY-ND
Фото — streetwrk — CC BY-ND

Что такое ITIL

ITIL (IT Infrastructure Library) — методология, описывающая жизненный цикл ИТ-продуктов. Она появилась в 1980-х годах по заказу британского правительства, которое хотело разработать стандарт для оценки качества ИТ-услуг. В 2013 году права на методологию получила организация Axelos, которую правительство Великобритании создало вместе с компанией Capita.

ITIL описывает несколько этапов жизненного цикла приложения, продукта или сервиса: составление стратегии, проектирование, преобразование, эксплуатацию, непрерывное совершенствование. Цель методологии — наладить связи между ИТ-отделами и клиентами и повысить качество предоставляемых услуг. Дополнительно она снижает затраты на разработку за счет оптимизации используемых ресурсов. По данным Gartner, несколько японских промышленных предприятий с помощью ITIL сумели сократить расходы на производство на 30% за три года.

За время существования методологии вышло три версии стандарта ITIL. Последний из них опубликовали в 2011 году. За прошедшие восемь лет ИТ-индустрия накопила критическую массу новых практик. По этой причине в ноябре 2017 года Axelos объявила о планах обновить библиотеку.

Изменения в ITIL 4

В Axelos создают стандарт не в одиночку — компании помогает больше сотни ИТ-экспертов со всего мира. При этом у проекта есть и онлайн-сообщество из более чем двух тысяч человек, которые высказывают разработчикам пожелания. И в ITIL 4 будут сделаны следующие изменения:

1. Добавят интеграции с другими методологиями.

Одна из главных задач обновления — совместить принципы ITIL с современными подходами к разработке ПО: Agile, DevOps и Lean.

Требования третьей версии библиотеки во многом расходятся с принципами перечисленных подходов к созданию ПО. Например, по ITIL нужно определить все требования к продукту до начала работы над ним, а в Agile-методологиях функции изменяются с каждым циклом итерации, который часто составляет всего две–три недели. Разработчики надеются, что новый подход упростит внедрение ITIL в ИТ-компаниях и сделает этот процесс более понятным.

2. Внедрят новую систему сертификации.

Axelos не только разрабатывает принципы системы ITIL, но и порядок обучения тех, кто хочет стать консультантом.

Сейчас высшее звание в системе ITIL — ITIL Expert. В четвёртой версии ITIL этот уровень разделят на два направления: ITIL Management Professional для менеджеров ИТ-подразделений и ITIL Strategic Leader для управляющих отделами, не связанными с ИТ. Плюс появится единая высшая категория — ITIL Master. Её можно получить, если закончить оба курса.

3. Переработают терминологию.

В основе третьей версии ITIL лежат процессы — рекомендации о том, как выполнить определённые задачи на каждой стадии разработки ПО или услуги. Например, библиотека описывает процессы управления инцидентами, финансами или доступностью сервисов.

В обновлении ITIL эту систему планируют переработать и заменить «процессы» более расширенным понятием — «практики». К практикам будут относиться навыки, роли и конкретные должности. Такой подход должен ускорить внедрение ITIL в компаниях.

Что ждут от обновления

Довольно часто методологию ITIL воспринимают как жёсткий и неизменяемый фреймворк, хотя на самом деле библиотека — просто список советов. Задачей четвертой версии — изменить восприятие системы и представить её как гибкую методологию управления.

Как отметил один из авторов ITIL 4 Барклай Рэй (Barclay Rae), с момента выхода последнего обновления мир (ИТ-индустрия, в частности) значительно изменился. Четвёртая версия поможет подстроить ITIL под новые стандарты и требования ИТ: автоматизацию, DevOps-практики, облачные системы.

При этом в ИТ-сообществе есть мнение, что обновление сделает ITIL более доступным для небольших компаний. Сейчас все знания в системе платные: ИТ-менеджеры вынуждены покупать книги, тратить деньги на обучение и надеяться, что ITIL поможет им в работе. Поэтому есть вероятность, что появится своеобразная «пробная версия» ITIL — небольшой набор лучших практик для начинающих, который помог бы людям понять возможности подхода и оценить его влияние на бизнес-процессы компании.

Когда выйдет обновление

Axelos будет внедрять новую версию постепенно. Первая часть обновления запланирована на первый квартал 2019 года, вторая — на второй квартал. Тогда будут представлены новые программы обучения и экзамены для новых направлений ITIL Management Professional и ITIL Strategic Leader. Ожидается, что полностью переход с третьей версии на четвёртую завершится к июлю 2020 года. До тех пор текущая версия библиотеки останется актуальной.

Что еще можно почитать в выходные:

1212
1 комментарий

О нет, ITIL, я уже было забыл эту аббревиатуру и жил счастливо :)

Ответить