Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Привет! На связи команда курса «Java-разработчик». Мы стартовали чуть больше года назад и вот что обнаружили: большинство наших студентов не знает, как устроена работа по ту сторону курса. Кто и как составлял программу, сколько человек работало над текстами уроков, кто придумывал задачи и добавлял в теорию шутки про ретроанализ. Мы действительно мало говорили о том, как построена работа над образовательными продуктами внутри Практикума. Исправляемся! В этой статье на примере команды контента «Java-разработчик» мы расскажем про наш подход: кто и как создаёт курсы в Практикуме.

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Идея

Продакт — человек, с которого начинается разработка. Ему приходит идея нового курса. Он проводит анализ рынка, составляет портрет студента и решает, какой конкретно продукт нужно делать. В нашем случае это курс для человека без опыта программирования, который хочет с нуля освоить профессию Java-разработчика до уровня джуна и найти работу.

Прикинув, куда и как нужно двигаться, продакт собирает команду.

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Проектируем

Первыми к команде присоединяются методист, техлид и авторы. Вместе с продактом они проектируют программу нового курса. Мы делали это так:

  • Методист, техлид и авторы (опытные программисты) сформулировали несколько задач, с которыми джависты сталкиваются в работе каждый день. И выстроили их по возрастанию сложности: написание программы на Java, создание приложения, работающего с внешним API, разработка REST API на Spring Boot, создание микросервисных приложений.
  • Потом они разбили эти задачи на десятки маленьких и составили иерархию навыков, которые необходимы для их решения. Например, чтобы писать код на Java, нужно научиться использовать циклы, условные выражения, разные типы данных. Для работы со Spring Boot надо знать Maven, понимать, как устроены HTTP-запросы. А для создания приложения нужно разрабатывать микросервисы, которые умеют взаимодействовать друг с другом и с базами данных.

Таким образом, методист, техлид и авторы определили, какие теория и практика должны быть в нашем курсе — для решения конкретных рабочих задач.

На этом этапе очень важна роль методиста. Он выстраивает учебные задания и теорию так, чтобы вход в курс был для студента мягким, а уровень сложности повышался плавно и своевременно. Важно не допускать внезапных скачков вроде «дважды два — четыре, а теперь высчитайте интеграл». И при этом нужно вовремя повышать нагрузку, иначе студент заскучает на слишком простом материале. Работа с мотивацией студента, поддержание его интереса и вовлечённости на протяжении всего обучения — отдельный блок задач для методиста.

Ещё методист делает так, чтобы новая информация не повисала отдельно от всего, а связывалась с уже имеющимися знаниями. Сотни маленьких элементов должны постепенно складываться в голове студента в большой и понятный пазл.

В этом методисту помогает техлид, который отвечает за техническую экспертизу. Он проверяет, в корректном ли порядке будут раскрываться темы, нет ли логических дыр в теории, будет ли её достаточно для того, чтобы к концу обучения студент стал уверенным джуном.

Определившись с набором шагов для решения задач, методист и техлид выбирают необходимую теорию под каждую задачу и формируют из них учебные модули.

В нашем курсе пять модулей:

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

В каждом модуле от 4 до 6 спринтов, в спринте — около 5 тем, в теме примерно по 10 уроков.

К концу каждого модуля студент должен освоить определённые навыки и с их помощью решить финальную задачу. Это — часть или этап решения той большой реальной задачи, с которой студенту предстоит работать после выпуска.

На курсе «Java-разработчик» студенты не только осваивают харды, но и развивают коммуникативность, адаптивность, умение правильно задавать вопросы и многое другое. Эти навыки необходимы для решения рабочих задач и успешного взаимодействия с командой. Для их формирования и развития методист закладывает необходимую теорию и практику ещё на стадии проектирования.

Особое внимание было уделено умениям обучаться и работать в команде. Для укрепления этих навыков мы написали специальные теоретические уроки, сделали вебинары и ввели практику взаимопроверок. А ещё добавили командный проект, где студенты вместе работают над технической задачей и параллельно учатся договариваться, правильно задавать вопросы, давать корректную обратную связь и решать конфликты.

Всё, программа готова! Можно переходить к следующему этапу.

Пишем

Теперь на первый план выходят авторы. Это крутые программисты, настоящие знатоки языка Java. Они делятся со студентами не только своими знаниями, но и опытом — именно поэтому курс был построен не от теории, как в университете, а от практики.

Мы хотели бы рассказать обо всех наших авторах, но на это ушла бы целая статья! Поэтому коротко скажем о трёх из них и двинемся дальше:

  • Александр Головко работает в IT-индустрии больше 15 лет. Последние 5 из них — техлидом в компании Tradefora, которая занимается разработкой продуктов для участников Forex-рынка.
  • Павел Бухматов, в профессии 11 лет. За это время он сменил несколько ролей: студента, инженера, тимлида, техлида и менеджера. Запускал необанк в РФ, потом платежи в Европе в Revolut. Сейчас staff engineer в Tarabut Gateway — делает open banking в MENA-регионе. А ещё Павел ведёт телеграм-канал «Акула (в) IT».
  • Александр Поплёвко, работает в IT-индустрии 6 лет, 5 из которых — разработчиком. Сейчас — руководитель продукта в крупной DIY-компании и отвечает за онлайн-оплаты.

Вместе с методистом авторы сформулировали к каждому модулю, спринту, теме и уроку образовательные результаты, к которым должен прийти студент. Например, «после прохождения этого урока студент сможет создать объект с несколькими полями» или «после прохождения этой темы студент сможет написать программу с несколькими классами».

При написании урока автор опирается на эти образовательные результаты. Так он точно не забудет рассказать что-то важное и при этом не уйдёт в сторону. А теория будет чётко соотноситься с практикой.

Чтобы урок был понятнее и интереснее, автор придумывает яркие примеры и интересные сюжеты для задач и тренажёров. В уроке про классы Period и Duration есть задание, где для компании ООО «Ретроградный Меркурий» нужно написать реализацию ретроанализа, чтобы определять, сколько будет выполняться задача, если известно, во сколько она была начата и закончена в прошлый раз. А в уроке про класс Instant в качестве примера приводится код, который позволяет узнать, что было раньше — курица или яйцо.

Написав урок, автор зовёт техлида. Тот проверяет, что в тексте нет технических ошибок: определения терминов даны правильно, все сложные понятия и концепции объяснены корректно и последовательно. А ещё он следит за тем, чтобы примеры были понятные и точные, а в решениях задач подсвечивались и объяснялись важные нюансы, знание которых обычно приходит только с опытом.

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

В случае спорных моментов в теории решающим становится слово техлида. Иногда дискуссии разворачиваются вокруг простых определений: например, мы спорили о массивах. Но чаще они возникают при объяснении более сложных концептов или подходов.

Редактируем, заливаем и тестируем

В разные периоды над курсом работало 18 авторов. Все они в первую очередь опытные программисты и только во вторую — пишущие люди. У каждого из них есть свой стиль, особенная манера изложения, специфические словечки и шуточки. Но так как они не профессиональные писатели, их тексты могут быть правильными с технической точки зрения, но сложными для восприятия.

И тут в работу вступает редактор. Он глубоко погружается в материал, вникает во все нюансы и делает так, чтобы урок был не только технически корректным, но и ясным, чётким, интересным. Иногда для этого нужно написать два-три уточняющих абзаца и добавить пример про сферическую Землю с модификатором final, которую невозможно сделать плоской. Иногда — перетряхнуть урок и собрать его заново в новой последовательности или (бывает и такое!) переписать текст полностью. А ещё наши редакторы умеют читать на Java — научились, пока редактировали!

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Работа над уроком на этапе редактуры похожа на ремонт в большой квартире: туда приходят то автор — что-то дописать, то редактор — что-то поправить, то методист — что-то уточнить, то техлид — что-то проверить.

А ещё заглядывает иллюстратор — чтобы узнать контекст для иллюстрации и вдохновиться. Благодаря ему примеры и задачи становятся наглядными, а схемы и скриншоты — красивыми. Кстати, картинки для этой статьи были взяты из нашего курса!

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Последним приходит корректор. Он вычитывает текст и исправляет пропущенные в пылу редактуры опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки. В общем, наводит красоту и блеск.

Когда тема готова, в работу включаются контент-менеджер и тестировщики. Задача контент-менеджера — аккуратно залить уроки на платформу и проследить, чтобы всё было на своих местах и хорошо работало. Например, чтобы код был отформатирован, а в качестве правильного ответа в квизе был показан действительно правильный ответ.

Тестировщики, или, как мы ласково называем их, тестописцы, создают тесты для тренажёров. С их помощью проверяется корректность кода студентов.

Улучшаем

И вот наконец курс открывается для студентов! Но, к сожалению, после запуска неизбежно то тут, то там начинают всплывать недочёты, которые не всегда можно предусмотреть на стадии разработки. Поэтому работа над курсом продолжается.

В конце каждого спринта есть опросники, из которых мы узнаём, как студенты воспринимают теорию, задачи, работу команды сопровождения (то есть кураторов, наставников и ревьюеров). Фидбэк-менеджер собирает обратную связь и приносит её команде.

Если студентам что-то непонятно в теории, туда идут автор и редактор, чтобы уточнить и прояснить это место. А если проблема с задачей или тренажёром — подключаются ещё техлид и методист.

Кто и как создаёт курсы в Яндекс Практикуме

Мы изучаем фидбэк и данные платформы, формируем список задач и вносим правки в материалы уже сейчас. Например, мы обнаружили, что студентам не хватило теории и практики для командного взаимодействия в Git. Поэтому написали две дополнительные темы и создали специальную песочницу — проект, на котором можно отработать команды и тактики перед групповым проектом.

Студенты говорили, что финальное задание первого спринта слишком сложное. Мы посовещались и сделали ещё один вариант этой задачи, попроще. Как только у студентов появился выбор, они перестали жаловаться. Но из двух вариантов всё равно чаще всего выбирали тот, что посложнее! Тогда мы добавили поддержку в виде дополнительных подготовительных заданий и инструкций.

И ещё мы постоянно сверяемся с текущим состоянием рынка и актуализируем программу курса. Потому что рынок меняется, а вместе с ним — и требования к Java-разработчикам.

Трудоустройство

Нам важно не просто дать человеку знания, но помочь ему освоить новую профессию и найти работу. Мы знаем, каким сложным и волнительным может быть период трудоустройства: составление резюме, поиск подходящих вакансий, ожидание ответа от потенциального работодателя, собеседование, потом ещё одно и, возможно, ещё несколько. С резюме и поиском вакансий работают команды сопровождения и трудоустройства (подробнее о них читайте в следующей статье), а мы помогаем подготовиться к собеседованию.

У наших авторов есть опыт не только успешного прохождения собеседований, но и их проведения. Они знают, с какими вопросами и задачами соискатели-джуны сталкиваются чаще всего. В конце курса для каждой пройденной темы мы собрали целый список таких задач и предлагаем студенту решить их. А потом — пройти тренировочное собеседование. Всё это помогает закрепить знания и потом, уже на настоящем собеседовании, чувствовать себя увереннее.

Мы радуемся, когда узнаём, что наши выпускники достигают своей цели! Успешно завершив обучение, они устраиваются на интересную и классную работу в Сбер, Тинькофф, Лигу Цифровой Экономики, red_mad_robot и другие компании.

Для каждого из нас это лучшее подтверждение того, что своей ежедневной работой — сложной, интересной, иногда занудной, часто захватывающей и головоломной — мы двигаем курс «Java-разработчик» в правильном направлении.

1313
7 комментариев

И так они эти Боги с огромным самомнением - "студента, инженера, тимлида, техлида и менеджера".
НЕ ВИЖУ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ" ?!
То есть никто из обучальщиков никогда не работал преподавателем. :-O
По уму надо бы запретить этих ребят как подвид Кашпировского.
Ну и конечно никакой вузовской лицензи им никогда не получить ввиду убогости их курсов-обучалок.

2
Ответить

Не пожалел 5 минут, зашел в профиль этого персонажа. 100500 негативных комментариев про все на свете.
Если бы вы, уважаемый Гитарный Эффект, были бы немного более образованы, то понимали бы, что наставничество от практикующего специалиста в IT, значительно полезнее работы дипломированного теоретика преподавателя.
Конечно же все зависит от цели обучения. Если как вы это видите, целью является "корочка" об образовании, которую выдают ВУЗы, то да, нужен преподаватель. Жаль, что на работу вы с ней устроитесь только в местный ДЕЗ компьютерщиком.

2
Ответить

Будете уходить, не забудьте с собой своего виртуала-фонтендера забрать. https://vc.ru/hr/622254-kak-ya-stal-frontend-razrabotchikom-v-40-let

1
Ответить