Гид по методам исследования для создания и развития продукта

Простой тест от технологического инкубатора Digital Horizon Venture Builder, который поможет командам, работающим над инновационными продуктами, быстрее проходить “развилки”.

Меня зовут Виктория Дмитренко, я руководитель направления продуктового дизайна в Digital Horizon Venture Builder. Мы исследуем рынки, общество, технологии и прогнозы, формулируем перспективы развития индустрии, а затем разрабатываем и проверяем концепты. Лучшие из них превращаются в стартапы, способные за полгода создать продукт, подтвердить его жизнеспособность и перейти на следующий уровень инвестиционного цикла.

Источник: Digital Horizon
Источник: Digital Horizon

Высокая степень неопределенности сопровождает команды, работающие над технологическими проектами и в корпорациях, и в стартапах. Прояснить ситуацию во многих случаях помогают исследования. Главное, выбрать подходящий способ поиска ответов, иначе все станет еще сложнее.

Мы проходили этот путь не раз, выявили закономерности и рады поделиться своим опытом в применении разных методов исследования. Сориентироваться в палитре наших любимых инструментов поможет простой тест. Ниже – короткое описание каждого метода и рекомендации по его использованию.

источник: Digital Horizon
источник: Digital Horizon

Исследование конкурентов и аналогов

Хороший метод исследования для ситуаций, когда надо широко посмотреть на вопрос: найти спектр пользовательских задач или их решений. Это исследование экономит время и помогает не изобретать велосипед.

Исследование конкурентов или аналогов часто работает лучше, чем глубинные интервью. Сделать его можно быстрее и дешевле. Это распространенный метод, но команды часто недоиспользуют его.

При исследовании конкурентов мы в Digital Horizon придерживаемся трех принципов:

  • Диверсификация списка конкурентов по стадии развития, географии, технологиям, происхождению, бизнес-модели. В него должны войти и успешные большие стартапы, и инициативы корпораций, и ранние продукты.
  • Диверсификация источников данных. Конечно, мы начинаем с отчетов и сайтов продуктов, но можем подключать экспертные интервью, тайных покупателей, интервью с клиентами и сотрудниками.
  • Отстраненность. Многие стартапы, анализируя конкурентов, ищут подтверждение того, что их идея лучше и уникальнее. Кто ищет, тот найдет. Но результат такого исследования будет перекошенным, в один момент он вернет команду в исходную точку. На время исследования лучше отодвинуть свои наработки и посмотреть на то, что делают коллеги, как на источник вдохновения.

Глубинные интервью

Лучше всего метод работает для уточнения идей, обнаружения подводных камней. А вот для поиска новых концепций или подтверждения гипотез глубинные интервью, по нашему опыту, не лучший инструмент, выстреливает редко.

Мы ищем в глубинных интервью инсайты, которые нельзя нагуглить. Эта информация обычно есть у экспертов из бизнеса или науки. Интервьюировать представителей b2c-аудитории имеет смысл, только если задача исследования – найти ограничения и барьеры в использовании продуктов.

источник: Digital Horizon
источник: Digital Horizon

Недавно мы случайно изобрели метод «hangover interview», когда в ситуации повышенной эмоциональной чувствительности респондент дает более глубокие и откровенные ответы. Правда, пока непонятно, как можно масштабировать этот внезапный успех.

Тестовый флайт или тестовые продажи

Дает ответ на вопрос «Интересна ли наша идея?» или, что лучше, «Какая версия нашей идеи вызывает больше интереса и у кого?». Информацию о причинах интереса или игнора придется искать с помощью других методов – тестовый запуск тут практически бесполезен.

Мы предпочитаем исследование боем всегда, когда его можно применить. Обычную продажу от исследовательской отличает несколько нюансов.

Для исследовательской продажи на b2c-аудиторию мы ищем самый информативный, а не самый дешевый канал привлечения пользователей.

В дизайне рекламных материалов строго придерживаемся принципа: один макет – одно сообщение для одного сегмента аудитории в нейтральном дизайне, чтобы очистить полученную информацию от посторонних шумов.

Например, макет с изображением в стиле киберпанк и сообщением “финансовое приложение нового поколения: все цифровые валюты с минимальными комиссиями в твоем кармане” может давать хорошую конверсию, но не дает информации о том, что привлекло аудиторию: картинка, обещание финансового приложения нового поколения (“что это вообще значит?”), широкий спектр цифровых валют, низкие комиссии или тот факт, что мы предлагаем мобильное решение?

Больше информации дает макет со сдержанным дизайном и следующим сообщением: "Получаешь платежи из-за границы? Используй мобильный кошелек и карту с поддержкой цифровых валют и простой конвертацией в рубли".

Так мы понимаем, в первую очередь, актуальную ситуацию потребления.

Еще лучше – скучное “покупай цифровые валюты с минимальными комиссиями”. Если такой макет дает лучшие конверсии, чем, например “цифровые валюты по лучшему курсу”, мы делаем вывод, что минимальные комиссии для аудитории важнее.

Расширение спектра персон

Это расширяющее, а не уточняющее исследование. Применяется для поиска новых сегментов аудитории и новых преимуществ для текущих пользователей. Метод активно применяется в инклюзивном дизайне.

На этом этапе мы ищем как можно больше примеров экстремального поведения или характеристик аудитории – всех, кто значительно отличается от усредненного портрета: например, человека с проблемами с дикцией при разработке голосовых помощников; жителя страны с неразвитой банковской системой для финтех-продуктов; пользователя с переломом руки для мобильного приложения. Найти примеры можно с помощью кабинетного исследования аудитории или на рабочих сессиях с командой и привлеченными экспертами.

В дальнейшем выбранные персоны исследуются по методам Lead User Innovation или Interaction Research.

Инновации с первопроходцами (Lead User Innovation)

С нашей точки зрения, это лучший способ найти те самые пользовательские инсайты, которые так сложно добываются на глубинных интервью. Сотворчество с пользователями в этом смысле оказывается очень эффективным.

Lead User Method еще в 1986 году предложил профессор Массачусетсткого технологического института (MIT) Эрик фон Хиппель. И он до сих пор активно используется инноваторами, которые стремятся создавать продукты, опережающие массовый рынок.

Первопроходцы уже сегодня сталкиваются с потребностями, которые завтра осознает большинство. Им больше всего нужны инновации. И речь идет об обычных пользователях, а не гиках.

Например, в России первыми пользователями услуг по доставке покупок на дом стали мамы в декрете. Они сделали этот выбор не из-за любви к инновациям. Просто им было сложно приобретать товары из-за ограничений в перемещениях.

Первопроходцев ищут с помощью методов расширения спектра персон или когортного анализа аудитории, а затем приглашают к сотворчеству.

Исследование взаимодействия (Interaction research)

Набор методов исследования опыта взаимодействия/отказа от взаимодействия пользователей с категорией или продуктом. Выполняется через наблюдения в естественной среде, UX-тесты или игру во взаимодействие.

Задача таких исследований – найти ограничения или нестыковки, которые мешают продукту работать так, как мы задумали.

Результаты исследований используются в сессиях по инклюзивному дизайну, при составлении карты пути пользователя (Customer Journey Map) или в отчетах по результатам UX-тестов.

Один из видов такого рода исследований – тестирование прототипа. Пользователи взаимодействуют с прототипом, не обязательно полноценным кликабельным. Иногда они сортируют карточки с фичами, смотрят на сториборды. Главное условие – диалог ведется с позиции взаимодействия с уже существующей идеей.

Обратная разработка (Reverse engineering)

Деконструкция решений конкурентов и аналогов для поиска лучших практик. От исследования конкурентов отличается тем, что глубоко исследуется конкретный интересующий аспект. Другими словами, это исследование конкурентов и аналогов, но под микроскопом.

Например, нам надо узнать, как сделать лучший KYC в приложении. Мы начинаем с простого: проходим процедуру у конкурентов как обычный клиент. Затем наступает этап более детального препарирования: звонки в поддержку, попытки “сломать” решение, чтобы узнать, какие антивандальные решения у них внедрены и так далее.

А еще с помощью обратной разработки мы выделяем паттерны, прослеживающиеся в разных категориях, и создаем на их основе упражнения для рабочих сессий. Это помогает участникам применять новейшие технологические возможности в проектировании решений.

Пример упражнения, синтезированного при помощи метода обратной разработки, – «zero-все». На рабочей сессии, посвященной нестыковкам во взаимодействии с приложением, мы предлагаем подумать, как можно избавиться от этой ситуации.

Пользователь не хочет скачивать приложение? А что если отказаться от приложения совсем? Как можно решить задачу пользователя с zero-интерфейсом?

Этнографическое исследование данных (Data ethnography)

Набор методов, применимый для улучшения существующих продуктов на основе данных. В большей степени подходит для крупных стартапов и корпоративных инноваций, когда продукты создаются для пользователей, данные по которым уже накоплены.

Метод позволяет обнаружить и выделить паттерны в собранных данных через анализ дата-сетов. Подходит для широкого спектра вопросов, в том числе и для выявления и устранения ошибок в AI-продуктах. Например, задачей может стать поиск причин, по которым виртуальный ассистент хамит пользователям.

1919
2 комментария

Интересная статья! Пишите еще)

2
Ответить

Полезно, спасибо

1
Ответить