Что такое транзактный анализ в психологии: всё о теории Эрика Берна простыми словами

Транзактный, или транзакционный, анализ — это теория личности в психологии общения. С её помощью можно понять, с чем связано поведение собеседника и как найти к нему подход. В статье рассказали, что такое транзактный анализ, как его использовать в практике и кто является основоположником.

Статья обновлена 29 января 2025 года. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2Ffree-photo%2Fmemory-concept-with-sculpture-brain_23993930.htm&postId=1781861" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Image by freepik</a>
Статья обновлена 29 января 2025 года. Image by freepik

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Информация об эксперте

Практикующий психолог, старший преподаватель направления «Психология» в академии Edpro рассказал об особенностях транзактного анализа и ответил на вопросы, которые чаще всего задают студенты.

Александр Пушкарёв
Практикующий психолог, старший преподаватель направления «Психология» в академии Edpro.

Содержание:

Что такое транзактный анализ в психологии

Транзактный анализ (ТА) — это направление в психологии и психотерапии, разработанное американским психиатром Эриком Берном в середине 20 века. Оно основывается на изучении взаимодействий между людьми и внутренних психических состояний личности, которые влияют на поведение, эмоции и мышление. ТА используется для анализа и изменения как межличностных отношений, так и внутренней структуры личности.

Эффективность ТА доказана научными исследованиями. Групповые и индивидуальные сессии уменьшают семейные разногласия, улучшают отношения родителей и детей, помогают выбрать здоровый способ воспитания.

Философскую и методологическую основу ТА составляют несколько психологических теорий и направлений, а также психиатрический опыт Эрика Берна, автора транзакционного анализа. Его основная идея — создать инструмент, который поможет людям осознавать, менять и улучшать своё поведение и взаимодействие с другими. Рассмотрим, на каких теориях основан транзактный анализ.

Классический психоанализ. Эрик Берн работал под руководством Пола Федерна, коллеги Зигмунда Фрейда. В рамках психоанализа Берн начал формировать свои более простые и практичные модели. Например, его концепция эго-состояний основана на идеях Фрейда о разделении личности на Ид, Эго и Суперэго. Анализ сценариев в транзактном анализе исследует влияние раннего детского опыта и бессознательных установок на поведение взрослого.

Гуманистическая психология. Берн подверг критике некоторые аспекты психоанализа, считая его излишне сложным и оторванным от реальной жизни. Он вдохновился идеями гуманистической психологии, которые были популярны в середине 20 века: достоинство и ценность личности, способность человека к изменениям.

Коммуникативная психология. ТА акцентирует внимание на взаимодействиях между людьми. Берн использовал идеи из социальных наук и коммуникативной психологии для изучения того, как люди строят взаимодействие, повторяют модели поведения и играют роли в межличностных «играх».

Экзистенциальная философия. Эрик Берн заимствовал идеи экзистенциальной философии, такие как свобода выбора, ответственность за свою жизнь и аутентичность. Концепция жизненного сценария в ТА отражает мысль, что, несмотря на влияние детства, человек может осознать свои установки и изменить их. Идея ответственности проявляется в ТА через эго-состояние взрослого и терапевтическую работу, где клиент берёт на себя ответственность за свои цели и поступки.

Психиатрический опыт Эрика Берна. Работая психиатром и психотерапевтом, Эрик Берн наблюдал за взаимодействием людей и их реакциями на терапевтические подходы. Он заметил, что пациенты повторяют шаблоны поведения и играют «роли» — это стало основой концепции эго-состояний. Берн стремился простыми словами объяснить не только внутренние процессы, но и видимое поведение, особенно в общении. Это стало основой для разработки концепции транзакций — анализа взаимодействий.

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Эрик Берн
Эрик Берн

На чём основан транзактный анализ

Транзакционный анализ основан на принципах, которые направлены на понимание человеческого поведения, анализ взаимодействий и развитие личности. Эти принципы объединяют философские идеи, психологические модели и терапевтические методы. Основные из них:

  • Принцип ОК–ОК. Основной философский принцип ТА гласит: все люди от природы «в порядке», то есть имеют ценность и достойны уважения. Проблемы поведения, сценарии или конфликты не делают человека плохим — это следствие неосознанных шаблонов или поспешных решений.
  • Свобода выбора и изменения. Человек способен осознать свои жизненные сценарии и изменить их. Каждый может решить, как хочет жить, независимо от прошлого. В большинстве случаев эмоции, поведение и мысли можно изменить через осознание и активную работу. Люди свободны в своих решениях и действиях, но с этой свободой приходит ответственность за последствия.
  • Автономия как цель. Цель психотерапии в транзактном анализе — помочь человеку достичь автономии, которая включает: осознание, спонтанность и интимность. Осознание — понимание своего состояния, спонтанность — свобода от стереотипного поведения, а интимность — способность строить искренние отношения с людьми. Хотя люди стремятся к автономии, их действия часто ограничены бессознательными сценариями.

В транзактном анализе используются понятия, которые помогают анализировать поведение человека, внутренние психологические процессы и модели взаимодействия с окружающими. Рассмотрим основные из них.

Эго-состояния — это внутренние части личности, которые влияют на поведение, мысли и чувства. В ТА выделяются три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Эго-состояния взаимодействуют между собой и с другими людьми, образуя транзакции.

Транзакция в психологии — это, если говорить простыми словами, процесс общения. Транзакции могут быть параллельными (дополнительными), пересекающимися и скрытыми. Параллельные транзакции приводят к эффективной коммуникации, тогда как пересекающиеся и скрытые часто становятся источником конфликтов.

Жизненные сценарии — это бессознательные планы или модели поведения. Они формируются в детстве на основе опыта взаимодействия с родителями и окружающим миром. Сценарии определяют, как человек воспринимает себя, других и окружающий мир. Цель транзактного анализа — помочь осознать свой сценарий и изменить его, если он мешает личностному росту.

Игры — это повторяющиеся паттерны взаимодействия, которые приводят к предсказуемым, но часто негативным результатам. Они используются, чтобы подтвердить жизненный сценарий или удовлетворить эмоциональные потребности. Игры бывают вредными или социально-приемлемыми, но также деструктивными на глубоком уровне.

Пример вредной игры — «жертва». Такой человек считает, что жизнь несправедлива, и постоянно ищет, кого обвинить в своих неудачах. Пример социально-приемлемой игры — «спасатель». Люди в этой роли могут стремиться решать чужие проблемы часто в ущерб себе.

Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди»:
«Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом — у его родителей и у родителей его родителей, так и в будущем — у его детей. В свою очередь, его дети, если только не произойдёт какое-нибудь вмешательство извне, будут учить этим играм его внуков. Игра может охватывать около сотни лет в прошлом и может быть надёжно спрогнозирована по меньшей мере лет на 50 в будущее».

Поглаживания — это единицы внимания или признания, которые человек даёт или получает от других. Они могут быть положительными и отрицательными, безусловными и условными. Положительные — поддерживают и мотивируют, отрицательные — критикуют. Безусловные — не зависят от поведения, а условные — даются за конкретные действия.

Человеку важно получать поглаживания, чтобы чувствовать свою ценность, быть в контакте с другими людьми и ощущать себя частью сообщества. Вместе с тем важно, чтобы они были честными, уместными и соответствовали контексту.

Структуры времени — это способы организации времени и внимания. В транзактном анализе выделяют продуктивные виды структурирования времени, неэффективные и пассивные. Продуктивными структурами считаются работа или творчество. Неэффективными — пустое времяпрепровождение, избегание проблем. Пассивными — бездействие, зависимость от других.

Транзактный анализ помогает осознать, как используется время, и научиться эффективно его распределять. Баланс позволяет человеку поддерживать гармонию между различными сферами жизни, избегая перегрузок и выгорания.

Контракты — это соглашения или договорённости, которые заключаются между людьми для достижения конкретных целей. Они помогают структурировать процесс изменений, обеспечивая ясность целей и способов их достижения. Этот инструмент позволяет человеку взять ответственность за свои действия.

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Что такое эго-состояние в транзактном анализе

Эго-состояния — это три ключевых психологических структуры личности человека в транзактном анализе. Эти состояния — Родитель, Ребёнок и Взрослый — помогают понять, как человек воспринимает мир, реагирует на окружающих и принимает решения.

Каждое эго-состояние связано с набором убеждений, привычек, моделей поведения и эмоциональных реакций. В ТА считается, что в зависимости от ситуации человек в любой момент времени находится в одном из этих состояний. Это влияет на его поведение, восприятие мира и отношения с другими людьми.

Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди»:
«Мы считаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребёнка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое».

Эго-состояния в транзактном анализе
Эго-состояния в транзактном анализе

Понимание того, как функционируют эго-состояния, даёт возможность осознавать свои реакции и эффективнее справляться с жизненными ситуациями. Подробнее рассмотрим, как эго-состояния помогают человеку.

Самоосознание и саморегуляция. Человек, который различает эго-состояния, может контролировать свои реакции и переключаться на более адекватное поведение. Например, если действиями управляют эмоции, вероятно, человек находится в состоянии Ребёнка. Нужно переключиться в состояние Взрослого для более рационального реагирования.

Улучшение межличностных отношений. Знание эго-состояний позволяет понимать, почему в коммуникации с другими людьми возникают конфликты. Например, в состоянии Родителя человек может чрезмерно контролировать или критиковать других. Ребёнок в той же ситуации будет проявлять излишнюю зависимость или агрессию. Выход — переключение в состояние Взрослого, в котором человек начнёт вести диалог более рационально.

Эмоциональная зрелость. Осознанное использование каждого из эго-состояний позволяет человеку быть более сбалансированным в своих реакциях и принимать зрелые решения. Например, в состоянии Взрослого можно действовать более объективно, Родителя — поддерживать и заботиться о других, но не навязывать свои правила. А в состоянии Ребёнка — быть в контакте со своими чувствами и интуицией.

Решение внутренних конфликтов. Каждое из эго-состояний имеет как конструктивные, так и деструктивные аспекты. Их понимание помогает принять все аспекты личности, включая менее зрелую или рациональную часть. Например, если человек склонен к чрезмерной самокритике, осознание этой черты может помочь уменьшить излишнюю строгость к себе.

Снижение стресса и принятие решений. Понимая, что реакции и эмоции обусловлены конкретным эго-состоянием, человек может осознанно выбрать адекватное поведение. Например, столкнувшись с проблемами, нужно перейти в состояние Взрослого. Это поможет принять решение, исходя из фактов и логики, а не из эмоций Ребёнка или строгости Родителя.

Родитель

Родитель — это состояние, которое регулирует действия, связанные с моралью, воспитанием, социальной ответственностью и дисциплиной. Оно включает две ключевые стороны:

  • Поддерживающий — аспект эго-состояния, направленный на заботу, поддержку, любовь и «мягкое» воспитание. Он проявляется в действиях по уходу за собой и другими, помощи и заботе о благополучии.
  • Критический — часть Родителя, которая проявляется в установке на контроль, дисциплину и запреты. Критический Родитель — это тот внутренний голос, который говорит, что какие-то вещи нужно делать по определённым правилам.

Проработка эго-состояния Родителя в транзакционном анализе помогает уменьшить чрезмерный контроль, критику и излишнюю строгость в отношении себя и других людей. Важно осознавать и работать с поддерживающим и критическим проявлениями. Это позволит достичь более гармоничного взаимодействия с собой и окружающими.

  • Осознание содержания Родителя. Нужно записать свои убеждения, связанные с правилами, обязанностями и нормами, и определить, откуда они возникли. Примеры негативных установок: «Ошибаться нельзя, это позор», «Люди обязаны вести себя прилично», «Ты должен был предвидеть это».
  • Разделение на критикующего и заботливого Родителя. Чтобы это сделать, стоит обратить внимание на характер внутреннего диалога. Критикующий Родитель часто звучит резко и осуждающе: «Ты всегда делаешь всё неправильно». Заботливый Родитель говорит мягко, с сочувствием: «Ничего страшного, в следующий раз получится лучше».
  • Работа с критикующим Родителем. Полезная критика указывает на конкретные ошибки и предлагает решение: «Ты мог бы уделить больше времени подготовке, тогда бы всё получилось». Деструктивная — обесценивает личность, вызывает чувство вины: «Ты всегда такой безответственный». Важно заменить деструктивные установки на конструктивные. Например, вместо «Ты не справишься с этой задачей» сказать себе: «Это сложная задача, но можно найти решение шаг за шагом».
  • Укрепление заботливого Родителя. Физическая и эмоциональная забота о себе — ключевой элемент заботливого родителя. Чтобы его укрепить, нужно поддерживать себя в сложные моменты. Например: «Да, это не получилось, но можно попробовать снова, ведь уже есть опыт». Кроме использования позитивных установок, нужно позволять себе регулярный отдых, поддерживать здоровье и творческое самовыражение.
  • Интеграция родителя со Взрослым и Ребёнком. Необходимо найти баланс между Родителем и внутренним Ребёнком, чтобы сохранить место для игры, творчества и свободы самовыражения. Кроме того, важно с позиции Взрослого оценить, какие установки Родителя приносят пользу, а какие следует пересмотреть.

Если самостоятельно трудно работать с внутренним Родителем, можно обратиться к транзактному аналитику. Специалист поможет определить, как это состояние влияет на жизнь. А ещё — развить конструктивные модели взаимодействия между Родителем, Взрослым и Ребёнком.

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Ребёнок

Ребёнок — эмоциональная, интуитивная и импульсивная часть личности, формирующаяся в детстве. Он реагирует на свои эмоции и желания, не всегда учитывая последствия. Эго-состояние Ребёнка имеет несколько характеристик:

  • Свободный, или естественный, — эмоциональная часть, которая проявляется в радости, искренности, независимости и свободном творчестве.
  • Податливый, или послушный, — часть Ребёнка, которая ориентирована на избегание конфликта, подчинение требованиям других людей.
  • Бунтующий — противоположность податливому Ребёнку, которая проявляется в желании нарушать правила и протестовать против ограничений.

Эго-состояние Ребёнка — это источник спонтанности, творчества и эмоциональных переживаний. Однако оно может включать травмы и ограничивающие убеждения, сформированные в детстве. Проработка этого состояния направлена на осознание, принятие и интеграцию детских эмоций, желаний и реакций.

  • Осознание состояния Ребёнка. Важно научиться понимать, как эго-состояние проявляется в поведении и эмоциях. Свободный Ребёнок выражается через радость, креативность и спонтанность. Приспособленный — через страх, тревогу и чувство вины. Бунтующий — через сопротивление, раздражение и импульсивность.
  • Работа с податливым, или приспособленным, Ребёнком. Приспособленный Ребёнок сформирован под влиянием правил и ожиданий взрослых. Чтобы его проработать, нужно осознать ограничивающие убеждения и переформулировать их. Например, вместо «Я должен заслуживать любви» — «Я заслуживаю любви просто потому, что я есть».
  • Работа с бунтующим Ребёнком. Бунтующий Ребёнок проявляется в момент сопротивления, раздражения, желания идти наперекор. Это может быть реакция на ограничения.
    Для работы с состоянием бунтующего Ребёнка нужно понять источник протеста и признать, что он имеет право выражать своё недовольство. Нужно предложить взрослый способ решения проблемы.
  • Развитие свободного Ребёнка. Свободный Ребёнок — это источник радости, творчества и спонтанности. Чтобы укрепить это состояние, нужно позволить себе заниматься тем, что приносит удовольствие, а также практиковать спонтанность. Для этого нужно пробовать что-то новое: путешествовать без строгого плана, экспериментировать в повседневных делах.
  • Пересмотр детских травм. Если эго-состояние Ребёнка связано с травматическими воспоминаниями, стоит записаться на консультацию к психологу. Специалист поможет безопасно проработать травмы, не причиняя себе дополнительного стресса.
  • Развитие баланса со Взрослым и Родителем. Ребёнок нуждается в заботливом Родителе и осознанном Взрослом, чтобы чувствовать себя в безопасности. Заботливый Родитель поддерживает, говорит: «Ты молодец, ты заслуживаешь любви». А Взрослый помогает принимать осознанные решения, например: «Давай подумаем, как лучше поступить».

Проработка эго-состояния Ребёнка требует внимания, принятия и заботы. Со временем это помогает восстановить внутреннюю гармонию, усилить креативность и лучше справляться с эмоциональными вызовами.

Взрослый

Взрослый — это рациональное и осознанное эго-состояние, которое помогает принимать решения на основе логики и анализа. В отличие от Родителя и Ребёнка, Взрослый не поддаётся эмоциям и не руководствуется внутренними правилами. Характеристики Взрослого:

  • Рациональность — умение анализировать ситуацию с холодной головой.
  • Адаптивность — способность гибко реагировать на меняющиеся условия, оценивать последствия действий и делать обоснованные выводы.

Проработка эго-состояния Взрослого направлена на усиление осознанного подхода к жизни. Взрослый отвечает за объективную оценку реальности. А ещё — за взвешенные решения и гармонизацию влияния Родителя и Ребёнка.

Как развить эго-состояние Взрослого:

  • Укрепление осознанности. Осознанность позволяет оставаться в настоящем моменте. Эффективная практика — ежедневная медитация. Достаточно выделить 10–15 минут на то, чтобы сосредоточиться на дыхании или ощущениях в теле.
  • Работа над критическим мышлением. Рациональное отношение к жизни требует способности анализировать и задавать правильные вопросы. Можно практиковать принцип «Трёх почему». Для этого нужно трижды задать себе вопрос «Почему?», чтобы докопаться до сути проблемы.
  • Управление эмоциями. В эго-состоянии Взрослого человек берёт под контроль эмоции, не подавляя их, а осознавая. Техники для управления эмоциями — дыхательные упражнения и «Я-высказывания». Формула «Я-высказывания»: «Я чувствую [эмоция], потому что [причина]. Мне нужно [решение]».
  • Расстановка приоритетов. Рациональный подход включает умение выделять главное и фокусироваться на долгосрочных целях. Для расстановки приоритетов можно использовать метод матрицы Эйзенхауэра или SMART-цели.
  • Развитие саморефлексии. Ежедневно нужно задавать себе вопросы, которые помогают активировать Взрослого. Например: «Что я сделал сегодня, что приблизило меня к моей цели?», «Как я могу улучшить свою реакцию в подобных ситуациях?», «Чему я могу научиться из этого опыта?»
  • Принятие неопределённости. Рациональность — это не поиск абсолютной уверенности, а умение жить в условиях неполной информации. Чтобы развить принятие неопределённости, нужно задавать себе вопрос: «Что я могу сделать сейчас, исходя из имеющейся информации?».

Регулярные практики, направленные на развитие осознанности, аналитических навыков и управления эмоциями, помогут укрепить эго-состояние Взрослого. Ключ к успеху — в ежедневной работе над собой.

Какие транзакции существуют

Транзакции — это единицы взаимодействия между людьми. Они делятся на три основные категории: комплиментарные, перекрёстные и скрытые. Каждая транзакция состоит из стимула и реакции, которые исходят из одного из трёх эго-состояний. Стимул — высказывание человека. Реакция — ответ другого участника ситуации общения.

Вот как Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» отвечает на вопрос, что такое транзакция в психологии:
«Мы называем трансакцией единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путём покажут свою осведомлённость о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращён трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией».

Виды транзакций в транзактном анализе
Виды транзакций в транзактном анализе

Дополняющие транзакции

Дополняющие, или комплиментарные, транзакции — это вид взаимодействия, при котором ответ соответствует посланному стимулу. Эго-состояния участников общения совпадают по ожиданиям. Такой тип транзакций создаёт гармоничное взаимодействие, в котором послание легко воспринимается, а коммуникация продолжается без напряжения.

Особенности дополняющих транзакций:

  • Соответствие эго-состояний участников ситуации общения. Стимул исходит из одного эго-состояния, и реакция возвращается в то же состояние, к которому обращено сообщение.
  • Установка на продолжение взаимодействия. Дополняющие транзакции способствуют развитию диалога. Общение может продолжаться, пока участники остаются в рамках заданных эго-состояний.
  • Отсутствие конфликтов и недоразумений. В дополняющих транзакциях оба участника чувствуют, что их поняли и услышали. Такой тип взаимодействия укрепляет отношения, создавая атмосферу доверия.

Примеры взаимодействий в дополняющих транзакциях:

  • Взрослый — Взрослый. Цель — взаимодействие на уровне рационального обсуждения проблемы или решения задач. Стимул: «Как ты думаешь, это будет работать?». Ответ: «Думаю да, если учесть все факторы».
  • Родитель — Ребёнок. Цель — забота или контроль Родителя, соответствующая реакция ребёнка. Стимул: «Оденься теплее. На улице холодно!». Ответ: «Хорошо. Спасибо, что напомнил!».
  • Ребёнок — Ребёнок. Цель — обмен эмоциями, проявление спонтанности или игра. Стимул: «Пойдём на речку!». Ответ: «Да! Отличная идея».

Хотя такие транзакции являются основой гармоничного общения, они могут быть неэффективны, если взаимодействие закрепляется в ограниченных ролях. Например, постоянное использование модели Родитель — Ребёнок может мешать развитию автономности собеседника. Важно следить, чтобы взаимодействие включало все эго-состояния. Так отношения будут сбалансированными и развивающими для всех сторон.

Пересекающиеся транзакции

Пересекающиеся, или перекрёстные, транзакции — это вид взаимодействия, при котором реакция не совпадает с ожиданиями отправителя послания. В такой ситуации эго-состояния участников пересекаются.

Особенности пересекающихся транзакций:

  • Несоответствие эго-состояний. Ответ идёт не из того эго-состояния, на которое рассчитывал инициатор взаимодействия.
  • Риск прекращения общения. Из-за несоответствия ожиданиям диалог может оборваться, перейти в конфликт или вызвать недоумение.
  • Эмоциональная напряжённость. Перекрёстные транзакции часто вызывают раздражение, обиду или сопротивление.

Примеры пересекающихся транзакций:

  • Взрослый — Взрослый → Родитель — Ребёнок. Стимул из рационального эго-состояния Взрослого вызывает эмоциональный ответ. Стимул: «Ты сделал отчёт?». Реакция: «Почему ты всегда сомневаешься?».
  • Родитель — Ребёнок → Взрослый — Взрослый. Забота или контроль встречает рациональный ответ, который не подтверждает предполагаемую динамику. Стимул: «Оденься теплее. На улице холодно!». Реакция: «Сегодня температура всего +5°C, я посчитал, что достаточно тепло одет».
  • Ребёнок — Ребёнок → Родитель — Ребёнок. Спонтанное или весёлое предложение вызывает моральный упрёк. Стимул: «Давай возьмём выходной и пойдём в кино?». Реакция: «Ты понимаешь, что это безответственно?».

Перекрёстные транзакции — важный объект анализа. Столкнувшись с пересекающейся транзакцией, важно вернуть взаимодействие в русло дополняющих. Это можно сделать двумя способами:

  • Сместиться в позицию Взрослый — Взрослый. Например, сказать: «Давай обсудим, как решить эту проблему».
  • Прояснить намерения. Например, сказать: «Я спросил об этом, потому что хотел узнать твоё мнение».

Пересекающиеся транзакции — неотъемлемая часть человеческого общения, особенно в сложных или эмоционально заряженных ситуациях. Анализ таких транзакций позволяет находить причины конфликтов, улучшать качество взаимодействия и развивать умение адаптироваться к различным стилям общения.

Скрытые транзакции

Скрытые транзакции — взаимодействие, при котором сообщение имеет два уровня:

  • Открытый, или социальный. На этом уровне транзакция выглядит нейтральной или логичной.
  • Скрытый, или психологический. Транзакции содержат подтекст, эмоциональный заряд или манипуляцию. Они могут использоваться для управления поведением другого человека, получения выгоды или провоцирования эмоций.

Скрытые транзакции часто используются в играх, которые люди ведут друг с другом. Примеры скрытых транзакций:

  • Родитель — Ребёнок (социальный) → Родитель — Ребёнок (психологический). Социальный уровень: «Я уверен, ты уже знаешь, как это сделать». Психологический уровень: «Ты не справишься, но попробуй доказать обратное». Такой посыл может вызвать у собеседника чувство сомнения или желание доказать свою компетентность.
  • Взрослый — Взрослый (социальный) → Ребёнок — Ребёнок (психологический). Социальный уровень: «Это точно лучший выбор, ты уверен?». Психологический уровень: «Ты опять сделал что-то не так». Здесь рациональная оболочка прикрывает эмоциональную критику.
  • Ребёнок — Ребёнок (социальный) → Родитель — Ребёнок (психологический). Социальный уровень: «Ты меня совсем не любишь!». Психологический уровень: «Скажи, что любишь меня, и поддайся моим требованиям». Такая транзакция вызывает чувство вины и провоцирует на защитную реакцию.
Пример скрытых транзакций в транзактном анализе
Пример скрытых транзакций в транзактном анализе

Анализ скрытых транзакций помогает разоблачить манипуляции и понять истинные мотивы собеседника, также улучшает способность выстраивать открытое и искреннее общение. Чтобы распознать скрытую транзакцию, следует проанализировать открытый уровень общения и выявить скрытые мотивы. Как это сделать:

  • Сместиться в позицию Взрослый — Взрослый. Например, предложить: «Давай обсудим это рационально. Какие конкретные проблемы ты видишь?».
  • Прояснить намерения. Например, ответить: «Ты действительно думаешь, что я не справлюсь, или это просто шутка?».

Для чего нужен транзактный анализ

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

ТА предлагает эффективные стратегии для самопознания и улучшения коммуникации в личных отношениях, профессиональном развитии и работе с внутренними конфликтами. Чем помогает транзактный анализ:

  • Улучшение межличностного общения. Осознание эго-состояний помогает понять, с какой позиции человек общается, и как это влияет на коммуникацию. А умение различать дополняющие, пересекающиеся и скрытые транзакции позволяет избегать конфликтов и недоразумений.
  • Решение конфликтов. ТА даёт инструменты для анализа и понимания конфликтов на уровне эго-состояний. Например, если конфликт вызван чрезмерным контролем Родителя, можно осознанно переключиться в состояние Взрослого и предложить конструктивное решение, которое устроит обе стороны.
  • Освобождение от деструктивных сценариев. В рамках ТА анализируются сценарии, заложенные в детстве, которые влияют на всю последующую жизнь. Работа с жизненными сценариями помогает осознать ограничения и переписать их, чтобы чувствовать себя более свободно и осознанно.
  • Развитие эмоционального интеллекта. Анализ внутренних посланий помогает осознать, что происходит на психологическом уровне, и научиться управлять своими чувствами. А понимание психологических подтекстов улучшает способность реагировать на эмоциональные состояния собеседников.
  • Личностный рост и развитие автономности. ТА используется в психотерапевтических практиках для работы с внутренними конфликтами. Терапевтическая работа помогает принять на себя ответственность за свои действия, мысли и чувства. В результате человек учится взаимодействовать с другими, анализировать свои поступки и мотивы, делая их более рациональными и осознанными.

Транзактный анализ — универсальная методика, которая применяется в самых разных сферах: от психотерапии до бизнеса и образования. Инструменты ТА полезны везде, где требуется улучшение коммуникации, понимание внутренних процессов личности и работа с межличностными отношениями. Основные области применения ТА:

  • Психология и психотерапия. В рамках индивидуальной терапии пациент осознаёт внутренние конфликты, жизненные сценарии и модели взаимодействия. Это помогает улучшить эмоциональное состояние человека. В семейной терапии ТА помогает разрешать конфликты, осознавать и перестраивать деструктивные роли в семье. Это делает взаимодействие человека в рамках группы более эффективным.
  • Образование и педагогика. Понимание основ ТА помогает выстраивать продуктивные и уважительные отношения между учителями и учениками. Ещё ТА используется для психологической поддержки учащихся и развития у них эмоционального интеллекта.
  • Бизнес и управление. ТА используется для управления персоналом, работы с конфликтами в коллективе, развития команд в положительном ключе. Понимание эго-состояний и типов транзакций при взаимодействии помогает выстроить открытые и доверительные отношения между коллегами, начальством и подчинёнными. Например, руководитель понимает, что общается с сотрудниками из состояния Родителя, и учится переключаться на Взрослого.
  • Медицина и работа с зависимостями. ТА помогает выявить внутренние конфликты и жизненные сценарии, которые могут способствовать развитию зависимостей и психосоматических заболеваний. Например, повторяющийся внутренний диалог в роли Родителя, требующего сверхусилий, может вызывать хронический стресс, ухудшить физическое здоровье.

Ян Стюарт, Вэнн Джойнс, «Современный транзактный анализ»:
«В области практического применения ТА является системой психотерапии, которая используется при лечении всех типов психологических расстройств, а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей. Вне терапевтической области ТА является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге, а также при анализе организаций и систем. В числе многих других областей ТА используется социальными работниками, религиозными деятелями, полицией, в исправительных учреждениях».

Как проходят сессии в транзактно-аналитической психотерапии

На сессиях транзактно-аналитической психотерапии специалист помогает клиенту выявить неэффективные сценарии, роли и игры, а также развить более зрелые способы взаимодействия. Основные этапы работы:

  • Установление контакта и цели терапии. В начале терапии важно установить доверительные отношения. Терапевт выясняет, какие проблемы беспокоят клиента, и помогает сформулировать цели работы.
  • Работа с состояниями Ребёнка, Родителя, Взрослого. Специалист помогает клиенту осознать, в каком из трёх состояний он находится в разные моменты жизни. Для анализа важно, как эти состояния влияют на поведение и принятие решений.
  • Выявление сценариев. Терапевт помогает клиенту выявить конструктивные и разрушительные жизненные сценарии. А затем — изменить свой сценарий, развивая более здоровое поведение.
  • Работа с играми. В ТА особое внимание уделяется психологическим играм, которые люди играют в межличностных отношениях. Терапевт помогает осознать эти модели и выйти из них, заменяя их более открытыми и искренними способами взаимодействия.
  • Процесс самопознания и осознания. Клиент вместе с терапевтом работает над развитием рационального подхода к жизни, формированием зрелого восприятия и эмоциональной устойчивости.
  • Заключение сессии и планирование дальнейших шагов. В конце каждой сессии обсуждаются достигнутые результаты и определяются следующие шаги для дальнейшего прогресса.
  • Контроль изменений. В ходе терапии важно отслеживать изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека. Терапевт помогает определить, насколько эффективна работа и какие аспекты требуют дополнительного внимания.

Сессии могут проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В групповой терапии участники делятся своими переживаниями, анализируют межличностные транзакции и работают над групповыми динамиками с помощью принципов ТА.

Как самостоятельно практиковать транзактный анализ

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Для самостоятельного изучения и практики транзактного анализа рекомендуется ознакомиться с ключевыми теориями и инструментами. Для этого подойдут следующие книги:

Часто задаваемые вопросы о транзактном анализе

Транзактный анализ находит применение не только в психологии, что нередко вызывает вопросы у людей о его возможностях и использовании. На самые популярные из них ответил Александр Пушкарёв — практикующий психолог и старший преподаватель направления «Психология» в академии Edpro.

Какая основная цель транзактного анализа?

Цель транзактного анализа — развитие личности и изменение неэффективных моделей поведения. Этого помогают достичь ключевые концепции:

  • Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
  • Транзакции: способы коммуникации между людьми.
  • Жизненные сценарии: установки, для реализации которых люди готовы искажать и игнорировать информацию и делать себе больно, чтобы убедиться в правильности принятого раннего решения — об этом концепция предписаний, резиновой ленты и рэкетной системы.
  • Психологические игры: модели взаимодействия, в том числе треугольник Карпмана.

В каких сферах применяется транзактный анализ?

Во всех, где есть коммуникация между людьми: на работе, в семье, в общении. Метод отлично помогает при индивидуальной работе. Также при работе в малых группах, например, с парами, у которых есть сложности в общении друг с другом, или с семьями, в том числе с детьми. Применяется и при работе с большими группами и организациями — для каждой отрасли найдутся свои инструменты и техники.

Насколько транзактный анализ востребован среди клиентов?

На мой взгляд, востребован скорее специалист, чем метод. Например, десять человек могут обучиться одному методу, однако на выходе это будет десять разных специалистов. Я не могу сказать, что клиенты часто обращаются именно за работой в методе транзактного анализа — таких людей единицы: тех, кто прочитал Берна, Штайнера или Гулдингов, и теперь хочет с помощью специалиста изменить свой жизненный сценарий.

При этом, даже если человек не знаком с такими понятиями, это не мешает ему хотеть изменить свою жизнь к лучшему и искать способ это сделать. И транзактный анализ поможет благодаря своей доступности, гибкости и адаптивности к самым разным потребностям клиентов.

В работе с какими состояниями транзактный анализ показывает наибольшую эффективность?

Транзактный анализ успешно используется для решения всех популярных вопросов, с которыми приходят клиенты. Есть доказанная эффективность в применении метода для работы с депрессией, расстройствами пищевого поведения, алкогольной зависимостью и другими состояниями. Метод также может быть использован при лечении психических расстройств. Эрик Берн, автор метода, успешно применял его в групповой терапии и в терапии пациентов, страдающих шизофренией.

Что такое жизненные сценарии и как они формируются в детстве?

Жизненный сценарий — это план жизни человека, часто неосознаваемый. У сценария, как у сказки, есть своё начало, развитие и конец. И тогда события, происходящие в жизни, служат достижению кульминации или расплаты. Сценарий формируется неосознанно в первые годы жизни и закрепляется средой вокруг ребёнка, начиная с родителей.

Всем хорошо знакомы установки, когда мальчикам нельзя плакать и показывать свою слабость, а девочкам предписано быть исключительно хорошими, послушными и не злиться. Часто такое поведение удобно родителям и воспитателям, но не самому ребёнку. Тем более когда он вырастает, но продолжает следовать прежним посланиям.

Пока мы не назовём свой сценарий, мы не сможем осознать те решения о себе, других и мире в целом, которые были приняты в раннем возрасте. А если мы их не видим, то и не сможем их изменить.

Если интересно узнать свой сценарий, можно вспомнить, какая была любимая сказка в детстве и кто был любимым героем. Можно назвать первое, что приходит в голову. Затем необходимо сравнить, какие черты или действия этого героя проявлены в самом человеке и как та история, которую вспомнили, проявляется в жизни сейчас. Эта информация может стать хорошей точкой отсчёта.

Можете назвать примеры распространённых сценариев?

Основатель транзактного анализа Эрик Берн выделил три сценария:

  • Победитель — человек, который достигает поставленной цели и наслаждается успехом.
  • Не-победитель и не-побеждённый — человек, который не рискует, не берёт на себя ответственность, часто даже за собственную жизнь. Он не просто не реализует свой потенциал, но даже и не задумывается об этом.
  • Побеждённый — человек, который либо не сможет достичь поставленной цели, либо не будет счастлив при её достижении. Например, расплатой будет серьёзная болезнь.

Помимо сценариев, в транзактном анализе описаны сценарные процессы, которые ведут к ожидаемому финалу. Эти процессы представлены через образы греческих мифов.

Единомышленник Берна, Клод Штайнер, сформулировал свои три сценария: Без любви, Без радости, Без ума. Как можно судить из названий, в жизни людей, имеющих эти сценарии, будет отсутствовать любовь, радость или разум. Из этого можно предсказать как действия, которых будет придерживаться человек в своей жизни, так и действия со стороны психолога, которые будут направлены на то, чтобы скорректировать эти разрушительные сценарии.

Как осознать, проработать и изменить деструктивные паттерны поведения?

Ответ уже заключён в вопросе — двигаться именно в этой последовательности.

Шаг 1. Сначала осознать те повторяющиеся действия, которые приводят к неудовлетворительному результату. На этом делается акцент в начале работы с психологом. Клиент делится с психологом своими тревогами, а благодаря вопросам и обратной связи начинает замечать внутренние процессы, ранее казавшиеся автоматическими. Например:

  • Что человек делает, чтобы отношения заканчивались схожим образом?
  • Как передаёт другим ответственность за принятие решений, а затем обижается или злится на них?
  • Что говорят и делают другие, после чего человек «попадает на крючок» и играет свою роль в психологической игре?

Постепенно клиент обучается задавать себе такие вопросы самостоятельно, усиливая осознанность и активизируя Взрослую часть психики. После того как направление работы прояснено, составляется контракт — это вектор, которого клиент и психолог будут придерживаться в процессе терапии.

Шаг 2. Осознанность повышается, и беспокоящие ранее симптомы снижаются. Человек начинает лучше понимать, что с ним происходит. Вместе с этим усиливается проявление эмоций, часто подавленных ранее. Тогда настаёт непростой этап проработки подавленных воспоминаний и чувств, связанных с ними. Это требует времени и терпения. По мере проработки устойчивость человека растёт, и становится возможным перейти на следующий этап.

Шаг 3. Чтобы изменить привычный тип поведения (сценарий), требуется принять новое решение, которое будет отвечать целям здесь и сейчас. Это заменяет так называемое раннее решение, принятое в далёком детстве, которое тогда помогло, но теперь нуждается в пересмотре.

Психолог будет поддерживать клиента в выборе новой модели поведения и давать тот опыт, которого не было раньше. Например, что можно ошибаться и это нормально. Будет поощрять экспериментировать, принимать вас без каких-либо условий и действий с вашей стороны. Всё это даёт возможность постепенно изменять свою жизнь к лучшему.

Терапевтам, применяющим в работе транзактный анализ, очень помогают три постулата, составляющих основу метода:

  • Все люди «ОКей».
  • Каждый человек способен думать самостоятельно.
  • Каждый человек самостоятельно принимает решения, а принятые решения могут быть изменены.

Какие советы можете дать начинающим психологам, которые хотят применять в практике транзактный анализ?

Лучше начать с основ — книг Эрика Берна и Клода Штайнера. Если откликнутся их идеи и хочется узнать больше, то рекомендую книгу «Современный транзактный анализ» (второе издание) Джойнса и Стюарта. Однако теория без практики останется теорией. Поэтому, если откликаются идеи из книг, стоит искать, где можно обучиться транзактному анализу.

Если человек только собирается осваивать профессию психолога, то особенность и сильная сторона транзактного анализа в том, что он отлично подходит в качестве фундамента будущей экспертности психолога. Транзактный анализ гармонично встраивается и в базу знаний уже практикующего специалиста. Этот метод не противоречит и не бросает вызов другим направлениям, а дополняет и расширяет их. Также он стремится объяснить сложные вещи простым языком — качество, одинаково ценимое как терапевтами, так и клиентами.

Что такое транзактный анализ в психологии: всё о теории Эрика Берна простыми словами

Изучить транзактный анализ, освоить техники работы с клиентами и получить все необходимые навыки психолога можно на курсе «Психолог» от Edpro.

Транзактный анализ — это эффективный метод для понимания человеческого поведения. Он позволяет глубже осознать свои реакции и жизненные сценарии и изменить их, чтобы построить более здоровые и гармоничные отношения с собой и окружающими.

Транзактный анализ можно практиковать с психологом, психотерапевтом или самостоятельно. Самостоятельная практика — путь к большей осознанности и улучшению качества жизни. Освоить этот инструмент помогут регулярная саморефлексия, изучение теории и практика общения.

Реклама. Рекламодатель ООО «МАДПО», ИНН 7734432085, государственная лицензия на ведение образовательной деятельности № Л035-01298-77/00180604 от 8 июля 2020 года.

Начать дискуссию