Как ВУЗам продавать ДПО в условиях ограничений бюджетной организации, конкурируя с гибкими коммерческими гигантами?

ВУЗы теряют продажи ДПО на растущем рынке, потому что крупные коммерческие организации как Нетология, Синергия, Skillbox, Eduson и т.д владеют гибкими инструментами продаж, рекламы, способны день-день нанимать и увольнять нужных сотрудников, чтобы быстро получать результат в цифрах.

Вадим Славгородский, dposystems.ru

План публикации:

  1. 8 проблем ВУЗа в Развитии ДПО
  2. Целеполагание
  3. План, как развить ДПО в ВУЗе

1. 8 проблем ВУЗа в развитии ДПО

1. ВУЗ не может нанять крепкую команду специалистов в ДПО с опытом, потому что под них зачастую нет ставки, а также нет возможности платить рыночные зарплаты. Например, опытный маркетолог, который без больших рисков и затрат для ВУЗа сможет сделать результат в заявках, стоит от 200 000 руб в мес.

2. Талантливые преподаватели из ВУЗа не всегда погружены в бизнес-контекст ДПО, а значит:

- не понимают экономику программ и их итоговую выгоду для ВУЗа;

- не знают, как меняется рынок и чего хочет слушатель именно сейчас, а также почему он уходит учиться в коммерческие образовательные компании;

3. Создание новой программы – тяжелый административный процесс, который затягивается и не успевает за рынком, а значит трудно быстро тестировать гипотезы;

Например, если ВУЗ захочет разработать новую программу, придется пройти все этапы регистрации и создания методологии, а программа может оказаться не нужна рынку, и ценное ключевых сотрудников будет потрачено зря.

4. ВУЗ также ограничен в возможностях рекламы – начиная с бюджетного комитета, который не может одобрить тяжелых вложений в эксперименты, заканчивая культурным кодом в рекламе, где Организация может понести репутационные потери;

Коммерческие организации на эксперименты создают вызывающие рекламные баннеры и свободны в тестировании форматов практически без риска.

5. Как правило, в ВУЗах нет полноценного отдела продаж ДПО, а все входящие заявки слушателей обрабатывают факультеты, которые не всегда владеют навыками и инструментами доведения до денег.

Например, в одном из ВУЗов, с кем мы работали, функцию продаж выполняли студенты, а заявки от слушателей обрабатывали до 2 недель, теряя до 87% потенциальных покупателей.

6. Нет системной работы с базой слушателей / абитуриентов / заинтересованных организаций ВУЗа в течение года, а это может закрывать до 35% плана набора ДПО.

В нашем опыте первый безбюджетный способ продаж – сегментировать базу контактов ВУЗа и предложить подходящие программы релевантному сегменту.

7. Как правило, 1 слушатель покупает обучение в ДПО только 1 раз, в то время как гибкие коммерческие организации регулярно выпускают новые продукты и повторяют продажи слушателям

Например, ВУЗ тратит больше денег на привлечение 1 слушателя, чем зарабатывает с 1 кресла, а значит – экономика набора может быть отрицательной.

8. ВУЗам трудно день-в-день привычными для покупателя способами принять оплату от слушателей: нет оплаты картами онлайн, нет рассрочек, нет отложенных платежей до конца обучения как привыкли покупатели в 2024 году.

Например, внутренние рассрочки нагружают бухгалтерию и отдел продаж, но при практически всегда ВУЗ недособирает дебиторку от слушателей, которые прекратили обучение и теряет прибыль.

Как итог – что делать, когда продажи ДПО снижаются с каждым годом и остаются исключительно на личных знакомствах Преподавателей и Руководителей из ВУЗа с предприятиями, кто отправляет слушателей на программы.

Как ВУЗам продавать ДПО в условиях ограничений бюджетной организации, конкурируя с гибкими коммерческими гигантами?

2. Целеполагание – выстроить системный отдел развития ДПО, используя минимальный ресурс и протестировать ведущие программы продажами

3. План, как развить ДПО:

Коротко о шагах, которые необходимо пройти любому ДПО, чтобы не потратить лишних денег, не нанять лишних людей и не ввязаться в ненужные авантюры.

<i>Дорожная карта по развитию одного из проектов ДПО.</i>
Дорожная карта по развитию одного из проектов ДПО.
  1. Провести бизнес-анализ программ ДПО.
    к сожалению, большинство программ, которые строят методологи ВУЗа просто не нужны рынку. Не нужны сейчас / Не нужны за такие деньги / Не нужны без трудоустройства – подчеркните нужное.
    Здорово, что ваш ВУЗ владеет экспертизой в области "хладотехники" или "бионического дизайна", но если рынок слушателей еще не сформирован, у университета не хватит никаких денег его создать.
    Результат анализа – 10 программ, которые нужны рынку.
    10 программ, которые ищут и покупают у конкурентов.
    10 программ, которые обещают профессию или навык, которые нужны людям прямо сейчас.
    Остальное – убрать на время в дальний ящик

  2. Собрать команду из 3 человек:
    - Трекер ДПО – роль, которая отвечает за тестирование и продажи программ. Результат работы Трекера – список программ, которые дали результат в тесте и рассчитанный прогноз, сколько они принесут в этом году ВУЗу.
    - Маркетолог – человек, который отвечает за создание рекламной упаковки программ и выбор рекламных каналов.
    Результат работы маркетолога – лендинг-странички под каждую программу и размещения в безбюджетных и платных рекламных каналах. Идеальный результат – входящие обращения в отдел продаж.
    - Руководитель отдела продаж – человек, который отвечает за входящие обращения слушателей и продает по базе.
    Результат РОПа – продажи, деньги в кассе университета

    Трекер обязан быть сотрудником университета, маркетолог и РОП на аутсорсе будут дешевле и гибче, а еще смогут прогонять через себя рекламный бюджет.

    3. Рассчитать экономику программ:
    Если программа стоит 49 900 руб,
    а затраты на рекламу, чтобы привлечь одного слушателя больше 20 000 руб, то университет сработает в минус.
    - для каждой программы нужно знать норму прибыли
    - для каждой программы нужно знать, какую стоимость привлечения клиента можно себе позволить
    - для каждой программы нужно знать минимальное количество мест для продажи (точку безубыточности)

    4. Провести первые тесты программ:
    Итак, вы выбрали 10 программ и упаковали их с помощью минимальной команды, разместили рекламу и проработали базу университета.
    Ваш результат – согласия на покупку.

    Очевидно, для негибкого ДПО принять оплату картой, дать рассрочку без % через банк практически нереально, а процесс с "приказом на зачисление" убивает продажи.

    Для того, чтобы понять, работает ли ваша гипотеза программы вам достаточно получить "согласия" на участие в программе.

    Результат шага: по каждой тестируемой программе вы должны получить не менее 3 программ. Если не получили – гипотезы не сработали, не тратьте время на такие программы и подбирайте новые.

    5. Подвести промежуточные итоги и перераспределить усилия и бюджет.

    Очевидно, что у вас идеально сработает только часть программ, с остальными будут сложности:
    - программу покупают, но стоимость привлечения клиента выше, чем прибыль;
    - группа не набирается полностью;
    - группа не набирается вообще;
    В таком случае прекращаем тест неудачных программ и перераспределяем усилия на те, что дали результат.
    Отдел продаж дожимает тех, кто дал согласия, отдел маркетинга усиливает рекламу



    Материал подготовил:
Вадим Славгородский
консультант по развитию ДПО
22
2 комментария

Все дело в преподавателях. Если препода может заинтересовать, то к нему придут на доп. Но это большая редкость

1
Ответить

не всегда. есть сценарий, когда людям нужна «справочка». там самое главное — быстро, дешево и по возможности без присутствия)

Ответить