Консалтинговые инструменты: методы и этапы подбора для управления проектами
В предыдущих статьях мы разобрали консалтинговые ошибки и принципы системного подхода, разобрали методы сбора информации, которые повысят эффективность консалтингового проекта, а также как определить уровень зрелости компании
В продолжении серии статей на тему работы консультанта обсудим:
Основные инструменты консалтинга и их особенности
- Интервью в консалтинге
Цели и задачи основных инструментов
- Каких результатов ожидать от использования инструментов консалтинга
Подбор инструментов консалтинга
В проекте может использоваться как один из инструментов, так два и более. Последовательность их применения может адаптироваться под специфику конкретного проекта.
Начало проекта — интервьюирование — бизнес-анализ — стратегические сессии — тренинги — разработка корпоративных стандартов — конец проекта.
Интервью
Интервью — это метод сбора информации, предполагающий живой разговор интервьюера с собеседником или с группой лиц.
Типы интервью:
- Структурированные. Проводятся с использованием анкет, в которых содержатся предварительно подготовленный перечень вопросов. В дальнейшем полученные данные используют для количественного анализа.
- Частично структурированные. При проведении этого типа интервью у оппонента есть предварительный список вопросов. Но в процессе интервью могут меняться в зависимости от направления развития беседы.
- Неструктурированные (глубинное интервью). Их используют, когда консультанту нужно изучить вопрос глубоко, но в то же время у него нет представления об изучаемой проблеме.
От качества интервью зависит ход дальнейших работ, начиная от формулировки гипотезы, заканчивая этапом внедрения улучшений.
Этапы анализа результатов интервью
- Соберите все проблемы в единое “дерево проблем”
- Обратитесь к источникам вторичной информации. Соберите данные о масштабах и последствиях каждой из проблем
- На основе структуры и приблизительных данных выберите ключевые проблемы, в решении которых нуждается Заказчик
Цели сессии интервью в производственной компании:
- Наладить эмоциональный контакт с конкретными людьми перед стратегической сессией по совершенствованию корпоративного тайм-менеджмента в компании
- Выявить конкретные боли конкретных людей, которые в дальнейшем можно решить с помощью проекта
- Выявить очаги проблем в рабочих процессах на управленческом уровне и исследовать поле потенциальных возможностей их решения
Бизнес-анализ
Бизнес-анализ — процесс, в ходе которого аналитики тщательно исследуют все направления бизнеса. Они изучают числовые и другие показатели, оценивают состояние разных отделов, анализируют процессы, а затем складывают всё в единую систему.
Бизнес-анализ позволяет понять, где в бизнесе уже есть проблемы, где скоро появятся, а где могут появиться.
На основе бизнес-анализа можно делать выводы и планировать будущее компании.
Задачи бизнес-анализа:
- Снизить расходы компании
- Найти решение проблемы
- Вовремя закончить проект — посмотреть, какие для этого нужно выделить ресурсы и что надо сделать
- Повысить эффективность работы конкретного отдела
- Найти новые возможности для роста и развития компании
- Разобраться, как именно разрабатывать новый продукт, в каком направлении двигаться, как сделать его удобным для клиентов
Основные методы анализа бизнеса:
- BPM
- 5 почему
- MoSCoW
BPM (Business Process Management) — моделирование бизнес-процессов
Применение:
- Тщательно изучить процесс
- Выявить его составные части
- Найти разветвления (места, где процесс может пойти альтернативным путём из-за особых условий или проблем)
- Чётко обрисовать процесс в виде схемы, отметить проблемные места
Метод “5 почему” чаще всего применяют при возникновении проблем. Его суть в выстраивании цепочки из вопросов, которые помогают найти решение.
Применение:
- Пользователи не скачивают приложение. Почему?
- У приложения непривлекательная обложка в PlayMarket. Почему?
- Обложку нарисовали наспех, за пару дней. Почему?
- В компании не уделяют достаточно внимания дизайну маркетинговых материалов. Почему?
- Непонятно, кто именно в маркетинге отвечает за дизайн, нет компетенций и понимания его важности. Почему?
Метод MoSCoW – анализ через приоритизацию. Его применяют, когда в компании большой объем проектов и задач, с которыми нужно разобраться.
Применение:
Все задачи и проекты нужно поделить на четыре категории и решать в порядке приоритетности:
- Must. То, что нужно сделать обязательно — иначе бизнес перестанет существовать
- Should. Важные вещи, которые ставят бизнес под угрозу, но могут немного подождать
- Could. Желательные вещи, которые принесут бизнесу пользу, но не являются критически важными
- Would. То, что было бы здорово сделать, но без этого легко можно обойтись
Результаты бизнес-анализа
Бизнес-анализ может показать:
- Финансовое состояние отдельных отделов компании или бизнеса в целом
- Точные показатели эффективности, например производительность или реальные KPIs
- Текущие издержки и затраты
- Существующие активы и пассивы, в каком состоянии они находятся
- Каких процессов не хватает, какие стоит лучше задокументировать
- Почему возникла проблема, какие пути решения
Пример бизнес-анализа в разработке ПО
Вводная информация:
Стартап разрабатывает приложение — личный планировщик дел.
После обновления пользователи стали массово покидать приложение после нескольких дней использования.
Аналитикам поставили задачу — выяснить, что произошло.
Ход решения:
Выяснилось, что обновление не внесло значительных изменений в функциональность программы. Поэтому аналитики решили прибегнуть к анализу нефункциональных требований.
Вместе с разработчиками они провели тесты и устроили опросы.
(1) Результаты анализа:
Обновление снизило производительность приложения. Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностью.
Итог:
Решено временно добавить авторизацию при выходе из спящего режима. Параллельно работать над производительностью приложения
(2) Результаты анализа:
Обновление снизило производительность приложения
Это казалось некритичным, однако у людей с большими списками дел приложение стало ощутимо тормозить и даже вылетать, не сохраняя при этом последние изменения.
Проблемы с производительностью привели к проблемам с безопасностью
Приложение стало слишком долго загружаться, и люди решали его не закрывать. Однако незакрытое приложение при выходе из спящего режима не требовало пароль, поэтому данные о личных делах могли стать доступны посторонним.
Итог:
Был разработан план:
- Временно добавить авторизацию при выходе из спящего режима
- Параллельно работать над производительностью приложения
Выводы:
- Интервьюирование, бизнес-анализ, стратегические сессии, бизнес-консультации, тренинги, разработка корпоративных стандартов – одни из основных инструментов реализации консалтинговых проектов.
- В зависимости от специфики проекта применяются различные инструменты в разной конфигурации и последовательности.
Если у Вас во время прочтения статьи появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ru
Подписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить в следующей статье о других инструментах консалтинга в управлении проектами. А также узнавайте больше о консалтинге в личном блоге нашего эксперта Цымбала Андрея.
Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства заполняйте заявку и мы с Вами свяжемся.
Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.