Образовательная лицензия для блогеров. Что ждёт инфобизнес?

21 марта в Госдуме состоялось заседание рабочей группы по вопросам дальнейшего развития блогосферы в инфобизнесе. В прошлой статье мы разобрали самые популярные LMS-платформы для онлайн-школ, а сегодня резюмируем самые наиболее значимые предложения, которые были озвучены в рамках заседания. Также мы попросили прокомментировать эту новость представителей блогосферы и онлайн-образования.

Привет, я ГК Ресурс Развития, куда входят сервис рассрочки в инфобизнесе и маркетплейс-отзовик ProProfi. Online. Поделитесь этой статьей и подпишитесь на ТГ-канал ГК Ресурс Развития, где есть всё о важных событиях в инфобизнесе.

За круглым столом заседали представители из Минцифр, МВД, Роспотребнадзора. Были приглашены сотрудники МВД, блогеры и, конечно, депутаты.

Какие вопросы и предложения, рассмотренные на заседании заставили инфобизнес насторожиться?

1. Лицензирование. В рамках заседания поступило предложение ввести обязательное лицензирование на образовательную деятельность для блогеров, запускающих курсы.

На мой взгляд — абсолютно верное решение. Пусть это отчасти приведет к усложнению процессов. Но большинство курсов — обычные инфоцыгане. Они не дают пользы, а лишь собирают аудиторию и кучу денег, в лучшем случае не нанося вреда своей аудитории. Данное лицензирование поможет на начальном этапе отсеять всех, кто может создавать некачественные продукты с целью личного обогащения. А остальным же — это лишь временные неудобства, которые в будущем уменьшат конкуренцию на рынке и лишь приведут к росту выручки за действительно полезные образовательные продукты

Антон Козырев
Youtube блогер с аудиторией 512 000+ подписчиков

2. Разграничение образовательных и информационно-консультационных услуг. В случае получения лицензии, наставник имеет право использовать в названии термины «школа”, “академия”, »университет”. В противном случае, в названии продуктов эти термины запрещено будет использовать.

Давайте посмотрим на трек развития. Серьезный блогер, так или иначе, в итоге приходит к тому, чтобы систематизировать свое обучение и открыть онлайн-школу. Без системы невозможно получить масштаб и удобно контролировать процессы. Когда блогер обучает в соц. сетях или мессенджерах, набирается опыта и начинает «тонуть» в операционке – он приходит к нам на платформу «Антитренинги» и организует свою онлайн-школу. Не вижу в процессе лицензирования инфобиза негативных последствий. Наоборот, станет более понятно, как платить налоги и за что, как отчитываться, а у обучающихся будет больше доверия к цивилизованному рынку без налета «инфоцыганщины».

Ксения Болотова
PR служба платформы для онлайн-школ "Антитренинги"

3. Введение специализированных кодов ОКВЭД. Это должно дать дополнительные гарантии по соблюдению прав всех участников обучающего процесса.

Отличная инициатива, т. к. я веду честный бизнес и если это поможет мне убрать недобросовестных конкурентов. Я буду только рад, т. к. инфополе сейчас очень «засрано» ложными обещаниями. Главное, чтобы ее не испортили бездумными решениями, не связанными с реальностью и исполнялось на практике, и эта лицензия не стоила безумных денег, т. к. это погубит мелких качественных ребят, а большие найдут как обойти.

Даниил Козубов
Школа инвестиций Simple Money

4. Маркировка курсов в соответствии с тематикой. Например, астрологи, эзотерики, тарологи и нутрициологи должны будут указывать, что их области “не являются научно-обоснованными”.

Лицензирование образовательного контента мне кажется здравой идеей. Это снизит количество откровенно трешовых курсов и некомпетентных «экспертов«. Например, я как профессиональный пиарщик с удивлением поднимаю брови видя очередного «эксперта" по личному бренду, приглашающего в "академию личного бренда», где учит »растить личный бренд в сторис» — ну это же смешно и вообще не про личный бренд. То есть, на рынке очень много примеров, когда люди, некомпетентные абсолютно в теме, начинают продавать образовательные услуги с изначально неверной информацией. И если введут лицензирование, то, надеюсь, придётся как-то подтверждать компетенции, и тогда на рынке станет меньше треша и больше качественного онлайн-образования. И с точки зрения профессиональной репутации это тоже пойдёт на пользу тем, у кого реально есть крутые знания и опыт, но у кого может не быть столько времени на бесконечные прогревы и сторителлинги по сравнению с теми, кто реально не работает по профессии, а может только рассказывать, как это делать.

Но встаёт другой вопрос — оценки компетенций. Это огромный пласт работы, так как в каждой сфере обучения есть свои критерии и особенности, а какие-то и вовсе сложно привести к единым стандартам.

На данный момент важно начать изучать правовые и налоговые аспекты своей деятельности, хотя это еще только обсуждения. Это поможет быть готовым заранее (морально, финансово, юридически) к возможным изменениям в будущем.

Евгения Логачева
PR EdTech-стартапов

5. Дисклеймер. Блогеры, рассказывающие о развитии бизнеса или обучающие самооздоровлению организма должны делать сноску, что их услуги “не гарантируют результат”.

Сейчас уже некоторые представители «ассоциаций в инфобизнесе» начали спекулировать на этом, предлагая запретить использовать обещания о заработке, но при этом на своих сайтах используют в качестве оффера информацию о том, сколько их ученики уже зарабатывают. По сути это одно и то же. Лично я поддерживаю данную инициативу, так как сейчас самый сильный и рабочий оффер у инфоциган — финансовый.

Юрий Ковальский
CTO платформы-отзовика в инфобизнесе «ProProfi.Online»

6. Ассоциации. Участники круглого стола предложили блогерам объединяться в своеобразные ассоциации и саморегулируемые организации. Цель таких сообществ — контроль за соблюдением определенных требований для участников, например, наличие профильного образование и высокий рейтинг одобрения среди “коллег”.

Важно понимать, что цель таких предложений – не ограничить свободу самовыражения или предпринимательскую инициативу, а обеспечить защиту прав и интересов потребителей, а также повысить качество предлагаемых информационных продуктов.

С одной стороны, блогеры и создатели курсов играют значительную роль в информационном пространстве, предлагая обучение и развитие в различных областях. Многие из них действительно делятся ценными знаниями и опытом, способствующими личностному и профессиональному росту их подписчиков.

С другой стороны, наличие четких критериев и стандартов, включая лицензирование и обязательную маркировку, может способствовать большей прозрачности и ответственности в инфобизнесе. Это, в свою очередь, помогает предотвратить потенциальные злоупотребления и обеспечить, чтобы обучающие материалы соответствовали определенным критериям качества и достоверности. Тем не менее, важно найти баланс.

Предложение о создании саморегулируемой организации и кодекса добросовестных практик может стать шагом в правильном направлении, поскольку оно предусматривает участие самого сообщества блогеров в процессе разработки и применения стандартов.

Лаша Боратиони
Владелец сервиса — Защита от возвратов и недобросовестных потребителей (antifraudsystem.ru)

7. Уголовное наказание. Был поднят вопрос и об ужесточении уголовного преследования в отношении не состоящих в СРО экспертов, деятельность которых нанесла «крупный ущерб гражданам, организациям или государству».

Для того, чтобы помочь сделать онлайн-образование прозрачным, честным и понятным мы 2 года назад запустили уникальный профильный отзовик-маркетплейс ProProfi.online, который уже сейчас собрал более 10 000 реальных отзывов от учеников. Ежемесячная посещаемость составляет более 87 000- 128 000 уникальных посетителей в месяц, которые каждый день читают отзывы и ищут лучшие курсы. Особенность нашей платформы в том, что мы пристальное внимание обращаем на отзывы. Каждый отзыв проходит тщательную проверку как с помощью автоматизированных систем, так и ручной проверки, которая позволяет исключить как накрутку положительных отзывов от пиар-агентств, так и черный пиар от конкурентов, которые могут специально писать отрицательные отзывы. Каждый отзыв прорабатывается и мы помогаем ученикам настроить коммуникацию с онлайн-школами, если возникла конфликтная ситуация. У школы есть возможность ответить на поступивший отзыв.

За время развития платформы мы видим постоянный растущий рост популярности, так как по-настоящему качественные наставники, коучи и онлайн-школы получили отличную возможность работать со своей репутацией, которая значительно увеличивает количество учеников и снижает затраты на рекламу.

Что касается инициативы в Госдуме, то мы ее также поддерживаем. Главное, чтобы реализация оказалась качественной, так как сделать все задуманное без перегибов будет достаточно сложно.

Ковальский Юрий
CTO платформы-отзовика в инфобизнесе «ProProfi.Online»

Что вы думаете по поводу данной инициативы? Пишите в комментариях и подписывайтесь на наш профиль.

44
1 комментарий

В описанных инициативах мы наблюдаем ход эволюции онлайн-обучения. Переходим от состояния «дикого Запада» к культурному и качественному использованию современных технологий обучения. Этому можно только порадоваться и поддержать подобные тенденции!

1
Ответить