Я не верю, что онлайн-образование умирает. И вот почему
Привет, я Андрей Мельниченко, педагогический дизайнер (aka методист) в «Яндекс.Практикуме». За последний месяц прочитал десятки статей о том, что онлайн-образование умирает, уже умерло или как минимум заслуживает смерти.
Массовый прыжок в него сильно (и, надо сказать, справедливо) подорвал веру в эффективность всего подхода и рынка. Люди не понимают, почему за это нужно платить, когда вокруг все плюются и только ленивый не записал тик-ток о том, как всё плохо. Хочу поделиться мыслями о том, почему это слишком большое упрощение, и заодно предложить, как можно улучшить образовательный опыт онлайн-студентов.
Прежде всего дисклеймер: текст не о том образовании, которое почти два месяца назад вынужденно запрыгнуло в онлайн — школах, вузах и других проектах, которые экстренно переехали не по своей воле. Речь о том, которое и до конца света помогало взрослым достигать образовательных и жизненных результатов в сети.
Учить и учиться онлайн начали не вчера и даже не на прошлой неделе. Учили в разных форматах и университеты, и обычные люди, и уж тем более компании (как своих сотрудников, так и людей со стороны). Да, мировой бум и широкое распространение онлайн-образования случилось в 2011–2012 годах благодаря MOOC (массовым открытым онлайн-курсам). Тогда, в 2011-м, появился онлайн-курс от стэнфордского преподавателя Эндрю Ына по машинному обучению, на который в итоге записались больше 50 тысяч человек. Он стал толчком для рынка и показателем, что учить онлайн возможно, востребовано и перспективно в мировом масштабе. Позже Ын стал одним из сооснователей Coursera, 2012 год назвали годом MOOC и всё завертелось.
До этого онлайн-образование тоже существовало как в государственном, так и в коммерческом секторе. Например, на созданном ещё в 1998 году Lynda.com предлагают онлайн-курсы длительностью в пару часов за условные 20-25$ и последующую подписку. Пару лет назад Lynda стала образовательной частью экосистемы Linkedin, когда те выкупили проект.
Развивался онлайн и в государственных университетах. Ещё в 2004 году Массачусетский технологический институт запустил проект MIT OpenCourseWare, где в открытый доступ начали выкладывать разные учебные материалы — от списков литературы до видеозаписей лекций и вопросов к экзаменам. Никаких сертификатов, дипломов и регистрации не было, все материалы были в свободном доступе. Подобные проекты были и есть также у других крупных американских университетов (Йель, Университет Джона Хопкинса, Калтех, Университет Карнеги-Мэллон).
В России одним из пионеров онлайн-образования можно назвать проект ИНТУИТ, который с 2003 года учит онлайн.
Не только муки (ну, которые MOOC)
Существует много форматов онлайн-образования. Самый популярный и, думаю, знакомый большинству — те самые MOOC. Это курсы, которые размещены на открытых платформах-провайдерах вроде Coursera, edX, Futurelearn или «Открытое образование». В них чаще всего нет ограничений по записи (только время запуска потоков), любой человек может изучить теорию и даже немного попрактиковаться (зачастую после оплаты подписки или сертификата).
Есть на рынке и много других предложений. Начиная от небольших онлайн-школ по любой теме до проектов вроде «Яндекс.Практикума» (🖤) или Datacamp. А ещё есть множество приложений, с помощью которых тоже можно освоить тут или иную тему. Например, Mimo и Enki для программирования, Duolingo для иностранных языков, KhanAcademy для школьной программы (и сторителлинга) и даже Minecraft: Education Edition для уроков и обучения через опыт. Поэтому каждый раз, когда мы обсуждаем смерть или расцвет онлайн-образования, нужно уточнять, о каком именно сегменте говорим.
Например, открытие Вышки в Minecraft:
Так умирает онлайн-образование или что?
Самый популярный аргумент в пользу смерти: «Онлайн-курсы проходят до конца всего 2–3%. Значит, ерунда это». Действительно, есть исследования с такими результатами, но в них изучают массовые открытые онлайн-курсы. Те, на которые вы можете бесплатно записаться на Coursera, edX или «Открытом образовании». Но, во-первых, даже там есть курсы с более высокими показателями завершивших. А во-вторых, само онлайн-образование намного шире: от приложений типа Duolingo до курсов на год с личным сопровождением и онлайн-бакалавриатов.
Кроме показателя завершивших важно учитывать и то, какие в принципе цели были у студентов, когда они шли на курс. Одним нужен целый курс, консультации эксперта и поддержка, чтобы сменить профессию и начать новую жизнь в кризис. А другим — чтобы посмотреть два-три урока/раздела и найти ответ на конкретный вопрос. Третьи просто ищут что-то новое и записываются, потому что курс интересно описан.
Так, например, исследование, опубликованное в научном журнале Frontiers Psychology, показало, что 28,8% студентов записываются на онлайн-курсы из любопытства и интереса к предмету, четверть — для поиска новой работы, ещё четверть — для повышения квалификации, а остальные — для получения сертификата или по другим причинам. Поэтому, когда речь идёт о метрике «только 3% дошли до конца», нужно учитывать разные сценарии и цели, с которыми студенты приходят на курс.
Диагностировать конец онлайна сложно и по деньгам на рынке. Платформа-агрегатор MOOC Class Central подсчитала, что за 2019 год как минимум на крупных MOOC-платформах во всём мире отучились больше 110 миллионов человек, а среди создателей курсов для платформ — больше 900 университетов. По подсчётам Forbes, Coursera в 2018 году заработала 140 миллионов долларов. В России рынок онлайн-образования тоже не в гробу. «Яндекс.Касса» и «Нетология» подсчитали, что он растёт на 60% каждый год. И это уже не MOOC.
Другой вопрос в том, как онлайн-образование переживёт экономический кризис. Но он относится ко всем секторам рынка. Одно понятно: скоро нас ждёт если не экономический, то как минимум методический расцвет в онлайн-образовании. Ведь именно в такие кризисные времена рождаются прорывные решения: люди понимают, что нет другого выхода, кроме как разрабатывать новые подходы. Мы получаем уникальную ситуацию одновременного почти коллективного брейншторма и, надеюсь, найдём ответ на вопрос, как проектировать учебный опыт в онлайне.
Для этого можно уже сейчас:
- Собирать идеи коллег в одном месте — уже много решений придумали, придумают ещё, поэтому полезно не изобретать велосипед заново, а сесть на уже созданный, если он работает. Пара ссылок на подборки идей для старта: MIT, Stanford, EdCrunch, «Яндекс.Учитель».
- Вместе генерировать идеи, как нам не только пережить это время, но и по максимуму привести студентов к результату — воссоздать в онлайне тот учебный опыт, который помогал им учиться в офлайне.
- Помогать студентам с целеполаганием до, в начале и на протяжении курса. Сейчас, когда возможностей открывается всё больше, а денег у части студентов становится всё меньше, особенно важно помочь человеку разобраться со своими «почему, куда» — снизить неопределённость. Поэтому рекомендую добавить перед стартом курса, в конце первой темы/главы/урока и в течение курса упражнения, которые помогут сформулировать желаемую перемену в жизни и место курса на пути к ней. Почему именно перемену? Моя гипотеза в том, что обучение покупают именно ради перемен в жизни (любого масштаба): «Вот жизнь была такая, а станет такой». Да, там есть навыки, знания, но это вторичные детали о пути к перемене. Наша задача — помочь студентам сформулировать эту перемену.
О самоорганизации и социальном компоненте
За этой непонятной формулировкой простой смысл: в онлайн-образовании по-другому устроен социальный компонент. То, как студенты взаимодействуют между собой, с преподавателем и другими вовлечёнными в курс. По соседству нет одногруппников, ради общения с которыми ходишь в университет, нет профессоров, перед которыми тебе может быть стыдно (или страшно). У кого-то вообще или в этот момент жизни нет потребности в общении с другими — это тоже окей. К тому же не всегда в курсах и на платформах закладывают механики взаимодействия между студентами — не всем это кажется таким уж важным.
У студента(ки) всегда есть причины, по которым проще забить. Поэтому в онлайне нужны дополнительные механики и форматы
Например, в Практикуме мы используем чаты в Slack, где студенты общаются с кураторами и преподавателями. Slack позволяет разделять информацию по каналам, быстро информировать студентов и реагировать на их вопросы. В Zoom проводим консультации и вебинары с наставниками и выпускные, в Notion храним библиотеку со справочными материалами, а для сбора обратной связи используем Menti и «Яндекс.Формы».
Подобные практики используют и другие российские и зарубежные компании. Базовый набор социального взаимодействия — чат в мессенджере/группа в соцсети и рассылки. Но есть и вариации: например, Udacity вообще отказались от Slack и сделали очень похожую платформу в собственном личном кабинете.
Другой важный инструмент здесь — координаторы, коммьюнити-менеджеры, менторы, тьюторы, teachers’ assistants и другие люди с похожими названиями должностей, в задачи которых входит поддержка студентов и помощь с выходом из кокона стеснения.
В MOOC с этим сложнее. Там другая бизнес- и образовательная модель, поэтому и возможности коммуникации ограничены зачастую форумами (о UX которых можно написать ещё не одну статью).
Как можно улучшить социальный компонент:
- Смотреть на учебный опыт шире. Это не только то, что происходит во время учёбы в браузере/классе. Это всё, что происходит до и после и во всех каналах коммуникации со студентом. Все точки соприкосновения курса и компании могут влиять на то, как студент учится, на его эмоции и мотивацию.
- Создавать в курсе пространство и добавлять активности, которые подтолкнут взаимодействие между студентами: дискуссии, споры, кросс-проверки, знакомства. Не ждите, что они сами решатся общаться, — покажите, что это безопасно и полезно. Про чаты все уже знают. В рамках платформ это лучше всего сделали, на мой взгляд, на FutureLearn и Stepik. У первых под каждым фрагментом курса есть поле для комментария и все комментарии одногруппников. Иногда они просто предлагают делиться мнением по теме, иногда дают задание:
- Легализуйте флуд и хихиканье — сделайте законным элементом процесса и выделите для этого отдельный канал (канал в Slack, чат в телеграме, темы на форуме, хоть что-то). Студенты в любом случае будут пересылать мемы и спрашивать, где купить моющий пылесос. Если вы выделите для этого специальное место и проговорите это в «контрактовании» курса, важная информация и вопросы по теме не потеряются в потоке скобочек и стикеров.
Условия рынка и диджитал-профессии
На мой взгляд, все плюсы и минусы для студентов зависят от их целей. Одному важнее, как полученное в онлайне образование воспримут на рынке, другой — реальные навыки и умение их показать через портфолио, кто-то вообще только ради коммьюнити и нетворкинга идёт, это тоже кайф. Конечно, есть сферы, в которых сложно освоить профессию полностью онлайн (например, медицина). А есть, наоборот диджитал-профессии, в которых котируется портфолио с реализованными проектами.
Также важно, где ты получаешь онлайн-образование и где потом применяешь. В США есть масса онлайн-магистратур, студенты которых получают полноценную степень магистра. В России такие можно пересчитать по пальцам. Поэтому в США у работодателей есть понимание, что онлайн может быть круче классического образования, у них есть опыт в этом вопросе. В России такого понимания пока нет, поэтому студентам с онлайн-степенью будет сложнее.
Учиться никогда не поздно
Концепция lifelong learning — учиться никогда не поздно — сегодня воспринимается не только буквально: неважно, 10 тебе или 50, учись. Общественность углубляется в неё и узнаёт, что талант — это ерунда, если есть growth mindset. Это установка и убеждение, что ты всему можешь научиться, даже если раньше не интересовался и не показывал успехов. Даже если тебе 40 лет, ты хорошо учил математику, работаешь бухгалтером и хочешь стать художником — теперь это возможно. И во многом благодаря онлайн-образованию, которое дало эти возможности в руки тем, у кого есть запрос.
Что мы имеем в итоге? Сейчас онлайн стал едва ли не единственным способом образования, поэтому о его смерти говорить не приходится. Многие люди только открывают для себя онлайн-образование, а те, кто его создаёт, придумывают, как сделать обучение ещё более эффективным.
При этом не стоит забывать, что в образовании взрослых у руля находится студент(ка). Он(а) формулирует запрос, платит, имеет жизненный опыт и знания, которые могут помогать или мешать переносить знания и навыки в решение своих задач. И эта взрослая позиция не особенно меняется от того, через какой медиум человек учится. Поэтому мотивация учиться и доучиваться — задача, над которой работают обе стороны. Нельзя винить только одну из них, если что-то не получается. Работы и вопросов без ответов ещё много, but we can learn anything.